Дело №
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 14 марта 2017 г.
Судья Ленинградского областного суда Осоцкий А.И.,
при секретаре ФИО7
рассмотрев жалобу ООО «МАСТЕР-БРОКЕР» на постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 19 декабря 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 19 декабря 2016 г. ООО «МАСТЕР-БРОКЕР» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей с конфискацией товара, являющегося предметом административного правонарушения.
Из постановления следует, что 25 октября 2016 г. ООО «МАСТЕР-БРОКЕР» при декларировании товара представило таможенному органу недействительные документы, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений: при ввозе товара задекларированного по таможенной декларации № 10206100/251016/0003485 как части системы подвески, нештампованные, для технического обслуживания и ремонта автомобилей (не для промышленной сборки) с кодом ЕТН ВЭД ЕАЭС 8708 80 990 9, представило сертификат соответствия № ТС RU C-ES.MT49.B.00662 на товар того же наименования в количестве 468 штук весом 299 кг, не имеющий маркировки единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза – ЕАС. Таким образом, маркировка указанного товара не соответствовала обязательным требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 877 (с изменениями).
В жалобе ООО «МАСТЕР-БРОКЕР» содержится просьба об отмене постановления в связи с недоказанностью административного правонарушения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника ООО «МАСТЕР-БРОКЕР» Ахремчика А.М., заслушав начальника отдела административных расследований Выборгской таможни ФИО1, старшего уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований Выборгской таможни ФИО2, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
По правилам п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза, перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативно-правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Под запретами и ограничениями согласно п. 8 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 210 Таможенного кодекса Таможенного союза товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении запретов и ограничений.
При выполнении указанных условий товар приобретает статус товара таможенного союза (п. 2 ст. 210 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Согласно ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Кодексом.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (п. 1 ст. 181 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Положениями п. 1 ст. 188 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.
К таким документам согласно подп. 5 п. 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений.
В соответствии с п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный орган осуществляет выпуск товаров при условии представления лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров.
Положениями п. 1 ст. 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлено, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со ст. 30 данного Федерального Закона.
Согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона «О техническом регулировании» декларация о соответствии и сертификат соответствия (документы о подтверждении соответствия) имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и определяемой в соответствии с положениями абз. 2 п. 1 ст. 29 Федерального закона «О техническом регулировании» и с учетом положений п. 2 данной статьи, устанавливается таможенным законодательством Таможенного союза (п. 3 ст. 29 Федерального закона «О техническом регулировании»).
В соответствии с п. 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 294, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза» и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза установлены обязательные требования (подп. «а» п. 2 Положения).
К товарам, включенным в Единый перечень продукции, относятся колесные транспортные средства (п. 10).
В соответствии с п. 7 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»,
утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877, транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии данному техническому регламенту, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI технического регламента.
Положениями ст. 189 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
На основании п. 7 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается согласно ст. 205 Таможенного кодекса Таможенного союза на декларанта.
В соответствии с ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет в отношении юридических лиц наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (п. 31), при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч. 3 ст. 16.2 и ст. 16.3 КоАП РФ, следует исходить из того, что по ч. 1 и ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ действие подлежит квалификации в том случае, когда несоблюдение указанных запретов и ограничений не связано с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах. Если же действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), то с учетом исключений, названных в ч. 1 и ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Исследование материалов дела показало, что сведения о наименовании товара, производителе товара, артикулах товара, кодах ТН ВЭД ТС, другие сведения, указанные в представленном ООО «МАСТЕР-БРОКЕР» таможенному органу сертификате соответствия № ТС RU C- ES.MT49.B.00662 со сроком действия с 17 февраля 2016 г. по 16 февраля 2020 г., совпадают со сведениями, указанными в таможенной декларации ДТ № 102061000/251016/0003485, товаро-транспортной накладной (CMR) от 17.10.2016, счет-фактуре (invoice) от 28.09.2016, а также в актах таможенного досмотра. Указанный сертификат соответствия был признан таможенным органом действительным в отношении остального перемещаемого товара с таким же наименованием, артикулами, того же производителя, кодами ТН ВЭД ТС.
В ходе производства по делу не было установлено, что сертификат соответствия № ТС RU C ES.MT49.B.00662 содержит признаки поддельности. Таможенным органом не представлено доказательств невозможности идентификации с применением указанного сертификата всего или какой-либо части декларируемого ООО «МАСТЕР-БРОКЕР» товара с учетом представленных юридическим лицом документов на всю партию товара. Отсутствие на упаковке части товара маркировки единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза – ЕАС может являться основанием, исходя из положений п. 7 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», к недопуску данного товара к обращению на рынке таможенного союза, но не свидетельствует о том, что сертификат соответствия № ТС RU C-ES.MT49.B.00662 сам по себе является недействительным.
Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу, что действия ООО «МАСТЕР-БРОКЕР» не содержит состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ. Данное обстоятельство является основанием для отмены постановления судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 19 декабря 2016 г., принятого в отношении ООО «МАСТЕР-БРОКЕР», с прекращением дела.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 19 декабря 2016 г., принятое в отношении ООО «МАСТЕР-БРОКЕР» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу – прекратить.
Судья А.И. Осоцкий
(Судья Р.Ю. Петров)