Дело № 7-111(2)/2019 адм.
Судья Комарова И.А.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 13 марта 2019 года
Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев протест заместителя прокурора прокуратуры г.Моршанска ФИО1 на решение судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 30 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении ФИО3 ФИО2,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по Тамбовской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тамбовской области № *** от 23 ноября 2018 г., ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 3 500 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО3 обратился в суд с жалобой о его отмене.
Решением судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 30 января 2019 г. жалоба ФИО3 удовлетворена, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено, на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В протесте в вышестоящий суд заместитель прокурора прокуратуры г.Моршанска ФИО1 просит решение судьи отменить, считая его незаконным и необоснованным, а постановление должностного лица просит оставить без изменения.
Указывает, что согласно п.2 ст. 14. Федерального закона №89 ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» отнесения отхода к конкретному классу опасности не предусмотрено, если отход включен в федеральный классификационный каталог отходов. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» определено, что отходы «Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные» (46952000000), в составе которой выделено 5 видов отходов отнесенных к 4 классу опасности. Аналогичные требования отражены в письме Минприроды России от 16.11.2017 № 12-47/30950 «Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов».
Таким образом, в нарушение предусмотренных законом требований образующиеся отходы от производственной деятельности, в виде отработанных стальных труб газопроводов ООО «Газпром трансгаз Москва» - Моршанское ЛПУМГ были отнесены к виду отходов «Лом и отходы стальные несортированные», образующиеся в результате ремонта и замены труб (№83 по проекту), следовательно, утвержденный руководителем проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не соответствует требованиям Федерального классификационного каталога отходов. Соответственно при подаче отчета по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2017 год информация об образующихся отходах была искажена. Место совершения административного правонарушения: Моршанский район, 1,5 км севернее с. Давыдово. Субъектом административного правонарушения является инженер по охране окружающей среды (эколога) филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское ЛПУМ» ФИО3 ФИО2.
Проверив материалы дела, выслушав старшего помощника прокурора Бакину Е.М., и представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тамбовской области ФИО4, поддержавших протест, ФИО3, его защитников Топильского Д.В., Тебякину Н.Е., считавших решение правильным, проанализировав доводы протеста, прихожу к следующему.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Согласно статье 1 Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 4.1 Закона № 89-ФЗ разделяет отходы на пять классов исходя из степени их опасности и степени негативного воздействия на окружающую среду (I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы).
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. №50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления предоставляют форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
ФИО3 вменяется, что при подаче отчета по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2017 год информация об образующихся отходах была искажена. В основу обвинения положено то обстоятельство, что Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) не соответствует требованиям федерального классификационного каталога отходов. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификатора каталога отходов» определено, что отходы «Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные» отнесены к 4 классу опасности. Образующиеся отходы от производственной деятельности в виде отработанных стальных труб газопроводов обществом отнесены к виду отходов «Лом и отходы стальные несортированные».
Вместе с тем, должностным лицом при привлечении к административной ответственности не учтено, что на указанном предприятии применяются критерии отбора труб, установленных СТО «Газпром» 2-2.3-484-2010 и Инструкция по оценке дефектов труб и соединительных деталей при ремонте и диагностировании магистральных газопроводов, утв. 05.09.2013 зам. Председателя Правления ОАО «Газпром», в соответствии с которыми производится разделение бывших в употреблении демонтированных труб по категориям А и Б. Данные трубы учитываются как товарно-материальная ценность и реализуется как товар. Непригодность бывших в употреблении демонтированных труб категории Б для использования в магистральных газопроводах не означает непригодность их для применения в других отраслях народного хозяйства, где применение данных труб разрешено.
Таким образом, в материалах дела не имеется никаких доказательств, подтверждающих, что абсолютно все демонтированные стальные трубы нефте- и газопроводов являются отработанными и относятся только к 4 классу опасности «Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные».
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) от 31.07.2017 утвержден приказом Управления Росприроднадзора № 284 от 20.09.2017 со сроком действия до 20.09.2022, то есть после вступления в законную силу Приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификатора каталога отходов».
В соответствии с данным Проектом демонтированные стальные трубы отнесены к другому виду отходов «Лом и отходы стальные несортированные».
Объективных сведений о том, что трубы неправомерно отнесены к виду отходов «Лом и отходы стальные несортированные» (5 класс опасности) вместо «Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные» (4 класс опасности), в материалах дела не имеется.
Не предоставлено и в судебное заседание районного суда, а также в судебное заседание Тамбовского областного суда сведений, подтверждающих необходимость отнесения этих отходов именно к 4 классу опасности, а также критериев, позволяющих проверить такие сведения.
В отсутствие бесспорных доказательств неправильного определения класса опасности отходов невозможно бесспорно придти к выводу о совершении должностным лицом ФИО3 объективной, субъективной сторон состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судьей районного суда правомерно производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО3 прекращено.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст.8.5 КоАП РФ, составляет один год. Статистическая отчетность направлена с учетом сроков ее направления, 01.02.2018, следовательно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст.8.5 КоАП РФ, истек к моменту рассмотрения судьей Тамбовского областного суда протеста прокурора на решение судьи районного суда.
Статья 30.7 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно пункту 2 части 1 названной статьи, изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Кроме того, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения лица к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку на момент рассмотрения протеста на решение судьи районного суда от 30 января 2019 года, которым было отменено состоявшееся по данному делу постановление должностного лица, срок давности привлечения к административной ответственности истек, с учетом положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, вопрос о виновности должностного лица ФИО3 в совершении вмененного ему административного правонарушения, обсуждаться не может. При этом не допускается иное ухудшение положения названного лица, в том числе и путем изменения основания прекращения дела об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 30 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении ФИО3 ФИО2 оставить без изменения, протест заместителя прокурора прокуратуры г.Моршанска ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Ю.А.Курохтин