7-1116/12-466-2012
РЕШЕНИЕ
Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев 03 декабря 2012 года жалобу ООО «Название» на постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 24 октября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ,
установил:
05 сентября 2012 года заместителем начальника отдела надзорной деятельности Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) в отношении ООО «Название» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 КоАП Российской Федерации, из которого следует, что ООО «Название» впериод с 25 июня 2007 года по 25 июня 2012 года, являясь организацией, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества по адресу: г. Пермь, **** допустило нарушения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части организации осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, или финансирования терроризма, выразившиеся в следующем:
1. В нарушение требований п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ в период с 15.06.2007г. по 29.08.2012г. не предпринимало действий, направленных на осуществление постановки на учет в Межрегиональном Управлении Росфинмониторинга по Приволжскому Федерального округа в целях создания организованной системы внутреннего контроля;
2. В нарушение ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ не предприняло мер, направленных на организацию в обществе внутреннего контроля, что привело к отсутствию возможности идентификации клиентов с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, а так же к отсутствию возможности исполнения требований Федерального закона в части выявления операций, подлежащих обязательному контролю, а также последующего приостановления таких операций в случаях, предусмотренных п. 10 ст.7 Федерального закона;
3. В нарушение п.2 ст.7 указанного Федерального закона, отсутствуют правила внутреннего контроля, разработанные и утвержденные руководителем организации;
4. В нарушение п.2 ст.7 указанного Федерального закона, отсутствует должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля и ведет к невозможности его осуществления в Обществе;
5. В нарушение п.2 ст.7 указанного Федерального закона, /должность/ общества К1. не прошла однократное обучение в форме целевого инструктажа в соответствии с п. 10 приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010г. № 203 в срок до 04.10.2011г.;
6. В нарушение приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010г. № 203 в отсутствие специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, не проведен дополнительный инструктаж в Обществе при вступлении в силу нормативно-правовых актов в сфере противодействия легализации ( отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
7. В нарушение п.п.1 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ не выполняются требования законодательства по идентификации клиентов организации: анкеты клиентов общества не ведутся, все данные о клиентах фиксируются в договорах;
8. В нарушение п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ не присваивается уровень (степень) риска совершения клиентом Общества операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, и соответственно оценка степени (уровня) риска в отношении клиентов гр. Ф., С., Б., Г., К2. при заключении договорных отношений 23.12.2011г., 26.01.2011г., 24.05.2011г., 09.12.2011г., а так же обоснование оценки риска документально не фиксируется в соответствии с требованиями п. 1.3, 2.13-2.16 Приказа от 17.02.2011 № 59 Росфинмониторинга «Об утверждении положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»;
9. В нарушение п.2,3 ст.7 Федерального закона № 115 ФЗ в связи с ненадлежащей организацией и осуществления внутреннего контроля не предоставлены в уполномоченный орган сведений по сомнительным операциям;
10. В нарушение п.3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ Обществом не выявлены операции, отвечающие критериям и признакам необычных сделок, предусмотренным Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009г. № 103, в Федеральную службу по финансовому мониторингу не направлены.
Протокол об административном правонарушении с материалами дела направлен для рассмотрения в Мотовилихинский районный суд г. Перми.
В судебном заседании в районном суде защитник ООО «Название» Ч. с протоколом об административном правонарушении не согласился. Также пояснил, что Общество не было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, копию протокола получила /должность/ общества К1. 16.10.2012г. по домашнему, а не по юридическому адресу.
Постановлением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 24 октября 2012 года ООО «Название» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП Российской Федерации, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на 60 суток с приостановлением операций по расчетному счету в ОАО АКБ «****».
В жалобе, поданной в краевой суд, законный представитель ООО «Название» К1. ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события правонарушения. В обоснование жалобы указывает следующее. При рассмотрении дела не установлены имеющие существенное значение такие обстоятельства, как вредные последствия и наличие причинно-следственной связи между нарушением законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля и вредными последствиями. Сумма операций по каждому из заключенных Обществом договоров беспроцентного займа с физическими лицами составляла менее 600 000 рублей, следовательно, данные операции не подлежат обязательному контролю. Не установлен факт наличия сведений о причастности граждан, являющихся стороной в договорах беспроцентных займов к экстремистской деятельности или терроризму либо о том, что стороны сделок действуют по указанию таких лиц. Заключение договоров беспроцентного займа обусловлено требованиями Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Предоставление беспроцентных займов физическим лицам не является посреднической услугой. Общество не принимало участия в совершении упомянутых в постановлении по делу сделках. Сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушения, связанные с необеспечением постановки на учет в уполномоченном органе и отсутствием правил внутреннего контроля, отсутствием назначенных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил, истекли. Общество не было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В судебное заседание в краевой суд законный представитель и защитник ООО «Название», надлежащим образом извещенные о дате и месте рассмотрения дела, не явились.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда находит постановление судьи районного суда подлежащим оставлению без изменения, жалобу - подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи (то есть неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля), повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, -
влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
В соответствии со ст.5 Федерального закона 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма», в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Из статьи 4 указанного Федерального закона следует, что к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В силу п.«д» п.2 Положения «О постановке на учет в Федеральной службе по
финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.01.2003г. №28, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества относятся к организациям, подлежащим постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу. Постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.
Согласно п.2 ст.6 указанного Федерального закона, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 27.
При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, предоставляются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
В соответствии с п. 10 ст.7 указанного Федерального закона, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Согласно п.2 ст.7 данного Федерального закона, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, и установить следующие сведения: в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.
Как следует из п. 3 ст.7 указанного Федерального закона, в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.
Из п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ следует, что основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Как было установлено в ходе проведенной МРУ Росфинмониторинга по ПФО проверки, ООО «Название» осуществляет посреднические услуги, связанные со сделками по купле-продаже недвижимого имущества, что подтверждается статьей 2 устава Общества. Таким образом, Общество должно на постоянной основе реализовывать механизм выявления сомнительных сделок, и, в случае их выявления, направлять о них сведения в уполномоченный орган в течение 3 дней со дня их выявления.
Вмененное в вину Обществу правонарушение заключается в том, что им не исполнены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Факт административного правонарушения доказан, что подтверждается материалами дела, в частности актом проверки от 29 августа 2012 года № **, в котором установлено отсутствие организованной системы внутреннего контроля и представления необходимых сведений в установленные сроки по операциям с денежными средствами или иным имуществом; договорами целевого денежного займа от 23.12.2011г. с Ф., от 09.12.2011г. с Г., от 24.01.2012г. с К2., где в п. 1.1 указанных договоров предметом договора указана передача в собственность физического лица без процентов денежных средств на приобретение недвижимости; письменными объяснениями /должность/ Общества К1. от 15 августа 2012 года о непринятии мер к постановке на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО, отсутствии правил внутреннего контроля, отсутствии анкет на клиентов; другими доказательствами.
Делая вывод о наличии события административного правонарушения, судья районного суда обоснованно сослался на указанные выше доказательства, подтверждающие вину ООО «Название» в совершении административного правонарушения.
Оценка судьей районного суда имеющихся доказательств произведена по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Все выводы судьи должным образом мотивированы.
Довод жалобы об отсутствии у Общества обязанности по направлению сведений об операциях по предоставлению беспроцентных займов в МРУ Росфинмониторинга по ПФО, поскольку отсутствовали подозрения в сомнительности операций, является несостоятельным.
Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103 определены основные критерии выявления и признаки необычных сделок, которыми рекомендовано руководствоваться организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях выявления сомнительных сделок. К таким критериям относятся:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- наличие нестандартных или необычно сложных схем по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом, или от обычной рыночной практики;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным и учредительными документами этой организации;
- осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц;
- предоставление или получение займа, процентная ставка по которому более чем в два раза ниже ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России.
При проведенной в Обществе проверке установлено, что ООО «Название» в проверяемом периоде осуществляло деятельность по выдаче беспроцентных займов на покупку недвижимого имущества под гарантии погашения данных займов за счет средств материнского семейного капитала в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ. Денежные средства выдавались клиентам организации в наличной форме, а их возврат происходит Отделением Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю на расчетный счет ООО «Название» в безналичном порядке. Сделки, заключенные Обществом, не соответствовали целям его деятельности, связанной с извлечением прибыли, и не имели очевидного экономического смысла или очевидной законной цели. Данные обстоятельство указывает на совершение Обществом заведомо убыточных операций с выстраиванием усложненной схемы получения денежных средств материнского капитала на свой расчетный счет.
В результате отсутствия организации и надлежащего осуществления в Обществе внутреннего контроля операции, отвечающие критериям и признакам необычных сделок, не выявлены, в МРУ Росфинмониторинга по ПФО не направлены.
Ссылка в жалобе на законность заключенных сделок и соответствие их критерию «обычности» не принимается во внимание, поскольку критерии и признаки необычности сделок установлены только в целях исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ. Отнесение сделок к необычным с точки зрения данного Закона не означает необычность и неправомерность их с точки зрения гражданско-правовых отношений, осуществление таких сделок и операций возлагает на организации соответствующие обязанности в рамках законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, в том числе по организации и осуществлении внутреннего контроля, позволяющего выявить такие операции и предпринять соответствующие действия, направленные на уведомление уполномоченного органа о таких сделках.
Довод жалобы о вынесении постановления за пределами срока давности привлечения к административной ответственности является ошибочным.
Объективная сторона, правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 15.27 КоАП РФ, выражается в бездействии – не принятии мер по организации внутреннего контроля и отсутствие осуществления программ внутреннего контроля. Осуществление процедур внутреннего контроля является обязательным для организации в соответствии со ст.4 Федерального закона № 115-ФЗ и они должны осуществляться непрерывно. Обществом в течение до проведения проверочных мероприятий допущено длящееся противоправное бездействие, выраженное в отсутствии принятия мер по организации и осуществлению внутреннего контроля в течение длительного периода времени, а именно в отсутствии постановки на учет в уполномоченном органе и как следствие, отсутствие возможности выявления операций, подлежащих обязательному контролю, поименованных в п.2 ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ и последующего приостановления таких операций в случаях, указанных в п. 10 ст.7 Федерального закона, и соответственно, в течение длительного периода времени (более 5 лет) такое бездействие ведет к повышенным рискам легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; в отсутствии разработанных и утвержденных правил внутреннего контроля; отсутствии специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил внутреннего контроля; отсутствии осуществления процедуры идентификации клиентов и установления уровня (степени) риска; несоблюдении порядка подготовки и обучения кадров в сфере противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем.
Обязанность организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, по идентификации клиентов по требованиям, установленным Федеральным законом, должна осуществляться на постоянной основе и с полным документальным фиксированием всех необходимых данных, то есть выполнение указанной обязанности какими-либо сроками не ограничено.
Статья 5 Федерального закона № 115-ФЗ предусматривает обязательное нахождение организации, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, на учете в уполномоченном органе в течение всего срока осуществления ей своей деятельности вплоть до момента ликвидации, что обеспечивает возможность надлежащей организации и осуществления внутреннего контроля в целях непрерывного функционирования созданного государственного механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Обязанность по назначению специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, установлена Федеральным законом № 115-ФЗ, который не содержит указаний на конкретный срок назначения такого лица.
Таким образом, Общество привлечено к ответственности в пределах установленного частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности с учетом выявления правонарушения в августе 2012 года.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Юридическое лицо дважды извещалась надзорным органом телеграммами о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по трем адресам: по песту государственной регистрации Общества, месту фактического осуществления им деятельности и месту жительства директора. Адресат по извещениям за телеграммами не являлся. Исходя из этого, не имеется оснований для вывода о нарушении порядка привлечения Общества к административной ответственности, так как надзорный орган предпринял все зависящие от него меры для надлежащего извещения Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Административное наказание назначено с учетом требований ст.ст. 4.1, 3.12, части 2 ст. 29.10 КоАП РФ.
Отсутствие вредных последствий не имеет значения для наступления ответственности за указанное правонарушение, поскольку по данному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ обязанностей. Неисполнение ООО «Название» законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, и как следствие, невыявление сомнительных операций (сделок) делает невозможным обеспечение мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в ст.4 Федерального закона № 115-ФЗ, что создает угрозу охраняемым общественным отношениям.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы и к отмене постановления судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 24 октября 2012 года оставить без изменения, жалобу ООО «Название» – без удовлетворения.
Судья - Спиридонов Е.В.