ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1117/14 от 17.12.2014 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело №7-1117/2014

Судья Латыпов Р.Х.

РЕШЕНИЕ

17 декабря 2014 года

город Челябинск

                      Судья Челябинского областного       суда Жуков А.А., при секретаре Бурцеве П.А., рассмотрев в открытом       судебном дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей       12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в       отношении Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства       Челябинской области по жалобе Министерства строительства, инфраструктуры и       дорожного хозяйства Челябинской области на решение судьи Кыштымского       городского суда Челябинской области от 10 октября 2014       года,

установил:

                      постановлением начальника ОГИБДД       МО МВД России «Кыштымский» по Челябинской области П.А,А.. от 25 июля 2014 года Министерство       строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области       признано виновным в совершении административного правонарушения,       предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и ему       назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000       рублей.

        Решением судьи Кыштымского       городского суда Челябинской области от 10 октября 2014 года указанное       постановление оставлено без изменения, жалоба Министерства строительства,       инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области - без       удовлетворения.

        В жалобе в Челябинский областной       суд Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства       Челябинской области просит отменить постановление должностного лица и       решение судьи городского суда, производство по делу об административном       правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что       Министерство не является надлежащим субъектом ответственности, поскольку       обязанность по содержанию автомобильной дороги возложена на подрядную       организацию в соответствии с государственным контрактом. Указывает, что       ГОСТ Р 52289-2004 не устанавливает обязательное нанесение дорожной       разметки на спорной автомобильной дороге, поскольку среднесуточная       интенсивность движения на дороге составляет 350-500 автомобилей в сутки.       Ссылается на то, что в 2014 году уровень бюджетной обеспеченности работ по       содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и       межмуниципального значения составил 52% от нормативной       потребности.

2

                      В возражениях, представленных на       жалобу, ОГИБДД МО МВД РФ «Кыштымский» по Челябинской области, просит       решение судьи городского суда оставить без изменения, полагая его законным       и обоснованным, а жалобу Министерства строительства, инфраструктуры и       дорожного хозяйства Челябинской области без удовлетворения ввиду       несостоятельности изложенных в ней доводов.

        В судебном заседании       представитель Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного       хозяйства Челябинской области - ФИО1 доводы жалобы поддержал в       полном объеме.

        Представитель отдела ГИБДД МО МВД       РФ «Кыштымский» Челябинской области ФИО2 в судебном заседании       возражал против удовлетворения доводов жалобы, полагая решение суда первой       инстанции законным и обоснованным.

        Выслушав участников процесса,       изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном       правонарушении, оснований для отмены или изменения вынесенных по делу       решений не нахожу.

        В силу части 3 статьи 30.6       Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях       рассматривая жалобу на постановление по делу об административном       правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном       объеме.

        В силу положений статьи 12.34       КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение       требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и       содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений       либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном       движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных       участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает       безопасности дорожного движения, и влечет наложение административного       штрафа на юридических лиц в размере 300000 рублей.

        Объектом правонарушения,       предусмотренного данной статьей, выступает безопасность дорожного       движения, под которой в соответствии со статьей 2 Федерального закона от       10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»       понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его       участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.       Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать       установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим       безопасность дорожного движения.

        В статье 2 Федерального закона от       10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» раскрыты       основные термины данного Закона, в частности указано, что под       безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса,       отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных       происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного       движения - деятельность,

                      направленная на предупреждение       причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести       их последствий.

        В силу пункта 3 статьи 6       указанного Закона осуществление мероприятий по обеспечению безопасности       дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или       межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности       относится к полномочиям исполнительной власти субъектов Российской       Федерации.

        В соответствии со статьей 12       указанного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской       Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

        Обязанность по обеспечению       соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам,       стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается       на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи       12).

        В соответствии со статьей 12       Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных       дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении       изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к       полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации       в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной       деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности       автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения,       осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом,       другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти       субъектов Российской Федерации.

        Согласно части 4 статьи 17       Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных       дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении       изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,       капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае       несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных       дорог требованиям технических регламентов.

        Таким образом, лицами,       ответственными за содержание, ремонт, обеспечение безопасности движения на       дорогах, являются органы государственной власти субъекта Российской       Федерации, а также иные лица, на которых возложена обязанность по       содержанию автомобильных дорог.

        В силу пунктов 1 ,7 Постановления       Губернатора Челябинской области от 09 августа 2004 года № 408 «Об       утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства       строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области»       Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства       Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской       области, осуществляющим разработку и реализацию единой государственной       политики Челябинской области в следующих подведомственных отраслях:       строительство, архитектура, градостроительство, промышленность       строительных

4

                      материалов, коммунальная       энергетика, газовое хозяйство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство,       дорожное хозяйство.

        Из содержания вышеуказанного       Положения следует, что функциями Министерства является в числе прочего       участие в организации и проведении конкурсов на поставку товаров,       выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в       подведомственных отраслях, осуществление функций главного распорядителя и       получателя бюджетных средств, переданных на содержание Министерства и       реализацию возложенных на Министерство функций, а так же осуществление       регионального государственного надзора за обеспечением сохранности       автомобильных дорог регионального и межмуниципального       значения.

        Из материалов дел усматривается,       что в результате проверки, проведенной 26 мая 2014 года, сотрудниками       ГИБДД МО МВД РФ «Кыштымский» Челябинской области были выявлены нарушения       Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства       Челябинской области требований безопасности дорожного движения, а именно,       на автодороге регионального значения Кыштым-Тайгинка-Сайма отсутствовали       дорожные знаки, предусмотренные проектом организации дорожного движения,       имелись отдельные выбоины, размеры которых превышают предельно допустимые       значения, отсутствовала горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра» на       пешеходном переходе, занижена грунтовая обочина ниже уровня прилегающей       кромки проезжей части более 4 см.

        Указанным бездействием       Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства       Челябинской области нарушило п.п. 3.1.1., 3.1.2, 3.2.1, 4.1.2, 4.1.5,       4.2.2., 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93, п. 4.5.24 ГОСТ Р 52766-2007, пункт 13       Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и       обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного       движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства       Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, в связи с чем 10 июля       2014 года в отношении Министерства инфраструктуры и дорожного хозяйства       Челябинской области был составлен протокол об административном       правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КоАП РФ.

        На основании выявленных нарушений       25 июля 2014 года начальником отдела ГИБДД МО МВД России «Кыштымский»       Челябинской области в отношении юридического лица вынесено постановление       по делу об административном нарушении с назначением административного       наказания в виде административного штрафа в размере 300 000       рублей.

        Решением судьи Кыштымского       городского суда Челябинской области от 10 октября 2014 года указанное       постановление оставлено без изменений.

        Фактические обстоятельства       совершения юридическим лицом противоправного деяния подтверждаются: актом       обследования специального маршрута для перевозки детей в детские       оздоровительные лагеря от 26 мая 2014 года о том, что с 0 по 15 км       автодороги Кыштым-

5

                      Тайгинка-Вязовая имеются       множественные разрушения асфальтового покрытия проезжей части, наличие       просадок и выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые нормы       ГОСТ Р 50597-93, отсутствием дорожных знаков, горизонтальной дорожной       разметки, постановлением главы Кыштымского городского округа о создании       комиссии по обследованию специального автобусного маршрута,       фотоматериалами, определением о возбуждении дела об административном       правонарушении и проведении административного расследования, определением       об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об       административном правонарушении, ответом генерального директора       «Каслидорремстрой» с приложением копии государственного контракта на       выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и       сведений из журнала о выполненных работах на автодороге, выпиской из       ЕГРЮЛ, протоколом об административном правонарушении и другими материалами       дела.

        Указанные доказательства получили       оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в       соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях.

        Вышеизложенное свидетельствует о       совершении юридическим лицом административного правонарушения,       предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.

        Полагаю выводы судьи городского       суда о виновности Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного       хозяйства Челябинской области правильными, сделанными на основании       всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела       в совокупности. Представленные доказательства являются допустимыми и       достаточными для выводов о наличии вины Министерства в совершении       административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса       Российской Федерации об административных правонарушениях.

        Ссылка в жалобе на то, что       Министерство не является надлежащим субъектом ответственности, поскольку       обязанность по содержанию автомобильной дороги возложена на подрядную       организацию в соответствии с государственным контрактом, основанием к       отмене постановленного по делу решения служить не могут, поскольку, как       обоснованно указал суд первой инстанции, возложение обязанностей на ОГБУ       «Челябинскавтодор» надзорных функций за техническим надзором при       содержании автомобильных дорог и дорожных сооружений не являются       безусловным обстоятельством, исключающим вину Министерства, поскольку за       ним остаются функции по контролю за исполнением контракта       организацией.

        При таких обстоятельствах суд       пришел к правильному выводу о наличии в действиях Министерства состава       административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена       статьей 12.34 КоАП РФ.

        Ссылка в жалобе на то, что в       соответствии с пунктом 6.2.2. ГОСТ Р 52289-2004 нанесение дорожной       разметки на спорной автомобильной дороге

6

                      не является обязательной,       поскольку среднесуточная интенсивность движения на дороге составляет       350-500 автомобилей в сутки, не может служить основанием к отмене       состоявшихся по делу решений, поскольку в соответствии с приложением 9.2       «Нормативы объемов работ и периодичность диагностики и обследования       автомобильных дорог» к Правилам диагностики и оценки состояния       автомобильных дорог (взамен ВСН 6-90). Основные положения. ОДН       218.0.006-2002, утвержденных распоряжением Минтранса РФ от 03 октября 2002       года № ИС-840-Р, учет интенсивности движения и состава транспортного       потока в отношении местных дорог (территориальных) осуществляется раз в 5       лет.

        В соответствии с техническим       паспортом автомобильной дороги территориального значения № 1042160       Кыштым-Тайгинка-п. Сайма, представленным Министерством строительства,       инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, данные о       среднесуточной интенсивности движения на указанной дороге приведены по       состоянию на 2005 год.

        Таким образом, в материалах дела       отсутствуют доказательства, позволяющие прийти к однозначному выводу о       том, что на момент проведения проверки эксплуатационного состояния спорной       дороги (26 мая 2014) интенсивности движения на указанной дороге не       превышала 1000 автомобилей в сутки.

        Ссылки в жалобе на то, что в 2014       году уровень бюджетной обеспеченности работ по содержанию автомобильных       дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения       составил 52% от нормативной потребности не опровергают вины и не       освобождают Министерство от исполнения обязанности по осуществлению       дорожной деятельности, в том числе по устранению нарушений, угрожающих       безопасности дорожного движения. Во всех случаях недостаточное       финансирование работ не освобождает Министерство от соблюдения требований       закона и не является основанием для освобождения от административной       ответственности за неисполнение данной обязанности.

        Постановление должностного лица       ГИБДД и решение судьи городского суда вынесены по результатам рассмотрения       дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями       статей 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных       правонарушениях, отвечают требованиям статей 29.10 и 30.7 Кодекса       Российской Федерации об административных правонарушениях.

        Порядок и срок давности       привлечения к административной ответственности не нарушен.       Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 12.34       Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в       соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской       Федерации об административных правонарушениях.

        Обстоятельств, исключающих       производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных       статьей 24.5 Кодекса

7

                      Российской Федерации об       административных правонарушениях, не установлено.

        Материалы дела не содержат       сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы       препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению       дела.

        Руководствуясь статьями 30.7,       30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,       судья областного суда

РЕШИЛ:

                      постановление начальника отдела       ГИБДД МО МВД Росси «Кыштымский» Челябинской области от 25 июля 2014 года и       решение судьи Кыштымского городского суда Челябинской области от 10       октября 2014 года по делу об административном правонарушении,       предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства,       инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области оставить без       изменения, жалобу Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного       хозяйства Челябинской области - без удовлетворения.

Судья

А.А. Жуков