ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1119/2016 от 13.10.2016 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №7-1119/2016

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 13 октября 2016 года

Судья Нижегородского областного суда Кудря В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл ФИО3 на решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 05.07.2016 года, которым постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл ФИО3 от 04.05.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении администрации г.о.Семеновский Нижегородской области отменено, производство по делу прекращено,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл ФИО3 от 04.05.2016 года администрация г.о.Семеновский Нижегородской области привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением Семеновского районного суда Нижегородской области от 05.07.2016 года постановление должностного лица от 04.05.2016 года отменено, производство по делу прекращено.

В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл ФИО3 просит об отмене решения судьи районного суда, оставив без изменения постановление от 04.05.2016 года. В обоснование доводов жалобы указывает, что административное правонарушение выявлено на землях сельскохозяйственного назначения и довод суда об обратном не соответствует материалам дела. Считает, что администрацией г.о.Семеновский Нижегородской области не произведено какого-либо участия в работе по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию твердых бытовых отходов. Кроме того, согласно Уставу г.о.Семеновский Нижегородской области к вопросам местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Участвующему в судебном заседании в Нижегородском областном суде защитнику ФИО4 разъяснены права и обязанности, предусмотренные гл.25 КоАП РФ, права и обязанности понятны, отводов и не заявлено. Ходатайство о приобщении к материалам дела возражений администрации г.о.Семеновский Нижегородской области на жалобу удовлетворено.

В судебном заседании ФИО4 против удовлетворения по доводам жалобы возражала, полагая судебное решение обоснованным и законным, просила его оставить без изменения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 400 000 до 700 000 рублей.

Из материалов дела следует, что в ходе административного расследования в присутствии представителя администрации ФИО5 государственным инспектором отдела государственного земельного надзора ФИО6 15.04.2016 года в 10.40 в на земельном участке категориия земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположенном на расстоянии около <адрес> (кадастровый ), выявлено административное правонарушение, выразившееся в неисполнении администрацией установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от несанкционированного размещения отходов, в результате чего на площади <данные изъяты> кв.м. земельного участка осуществлено несанкционированное складирование отходов (деревянные срезки, горбыль, доски, бревна, пластиковые и стеклянные бутылки, куски пенопласта и др.), что нарушает ст.12, ч.1 ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ.

Выявленные в ходе проверки нарушения требований земельного законодательства были зафиксированы 15.04.2016 года в протоколе осмотра с приложением фотоматериалов и видеоматериала.

20.04.2016 года старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора в отношении администрации г.о.Семеновский Нижегородской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения данного протокола с приложенными к нему материалами заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл 04.05.2016 года было вынесено постановление о привлечении администрации г.о.Семеновский Нижегородской области к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Отменяя постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл ФИО3 от 04.05.2016 года судья районного суда пришел к выводу о недоказанности нахождения несанкционированного размещения отходов на землях сельскохозяйственного назначения, поскольку согласно проекту внутрихозяйственного землеустройства «Верный путь» данный земельный участок является карьером по добыче песка.

Также суд пришел к выводу о том, что мероприятия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов должны быть организованы субъектом РФ, а органы местного самоуправления лишь участвуют в организации. Полагает, что должностным лицом не указано, какие конкретные мероприятия не выполнила администрация г.о.Семеновский Нижегородской области.

С указанными выводами суда первой инстанции не соглашается судья вышестоящей инстанции по следующим обстоятельствам.

Нормами п.п.11, 24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст.7 Устава администрации организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения.

В силу ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Из вышеуказанных правовых норм в их совокупности следует, что администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами и охране окружающей среды на территориях городского округа.

При этом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений, обязанность не допускать захламления бытовым мусором указанных территорий и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников.

Вместе с тем, материалами дела об административном правонарушении достоверно установлено лишь то, что спорный земельный участок находится в границах муниципального образования, однако, из них не усматривается кто является его собственником и кто – субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Так, согласно распоряжению от 22.10.1996 года -р и свидетельству о праве собственности на землю от 04.12.1996 года , спорный земельный участок находится в собственности колхоза «Верный путь» (л.д.70-71).

Согласно данным кадастрового паспорта от 22.02.2008 года данный земельный участок находится на землях СПК «Верный путь» в собственности СПК «Верный путь» (л.д.72).

Согласно выписке из ЕГРП на день ее выдачи 18.04.2016 года земельный участок находится на землях СПК «Верный путь», данные о правообладателе отсутствуют (л.д.73).

Согласно письму управления сельского хозяйства и природопользования администрации г.о.Семеновский от 03.03.2016 года в настоящее время собственник земельного участка с кадастровым номером не определен, он относится к невостребованным земельным долям членов бывшего колхоза «Верный путь» (л.д.74).

Вместе с тем оценки данным доказательствам ни административным органом, ни судом не дано, собственник данного земельного участка ими не установлен, субъект административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, не определен.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении в нарушение ст.ст.24.1, 26.1 КоАП РФ, дело рассмотрено неполно, что не позволяет установить субъект административного правонарушения, то постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл ФИО3 от 04.05.2016 года подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение.

Следовательно, решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 05.07.2016 года подлежит изменению, из него надлежит исключить вывод о прекращения производства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7 и 30.9 КоАП РФ, суд вышестоящей инстанции, пересматривающий дело по жалобе,

РЕШИЛ:

Жалобу заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл ФИО3 удовлетворить частично.

Решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 05.07.2016 года, изменить, исключив указание на прекращение производства по делу.

Настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении администрации г.о.Семеновский Нижегородской области направить на новое рассмотрение в Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья В.С. Кудря