ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-111/19 от 25.09.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Дворянчиков Е.Н. Дело № 7-111/2019

РЕШЕНИЕ

25 сентября 2019 г. г. Смоленск

Судья Смоленского областного суда Иванова О.А., при секретаре Трищенкове А.В.,рассмотрев жалобу директора ЧТУП «ТрансЛинияМ» ФИО1 на постановление судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 22 июля 2019 г., которым постановлено:

«фирму-перевозчика частное транспортное унитарное предприятие (ЧТУП) «ТрансЛинияМ» <данные изъяты> признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей, без конфискации товаров, явившихся предметами правонарушения»,

установил:

Постановлением судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 22.07.2019 ЧТУП «ТрансЛинияМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, директор ЧТУП «ТрансЛинияМ» подал жалобу, в которой просит отменить указанное постановление, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что оснований для отмены или изменения решения судьи не имеется по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 09.12.2018 в зоне таможенного контроля, расположенной на территории, прилегающей к СВХ ООО «Альфа Транс», находящемуся в зоне деятельности ОТОиТК №2 Краснинского таможенного поста Смоленской таможни, размещено транспортное средство <данные изъяты>, под управлением водителя ЧТУП «ТрансЛинияМ» ФИО2, следовавшее из Литвы в Таджикистан транзитом через территорию РФ.

Согласно представленным товаросопроводительным документам: книжке <данные изъяты> (признанной в качестве транзитной декларации), <данные изъяты>, инвойсу <данные изъяты> от 29.11.2018, ветеринарному сертификату <данные изъяты> от 29.11.2018, в грузовом отсеке транспортного средства перемещался товар – «сосиски куриные замороженные», код <данные изъяты>, в количестве 22 грузовых мест, весом брутто 21084,058 кг, производства – Литва. При этом, перевозка осуществлялась из Литвы в Таджикистан через территорию РФ, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозчиком ЧТУП «ТрансЛинияМ».

Названное транспортное средство 08.12.2018 около 23 часов въехало на таможенную территорию Евразийского экономического союза в регионе деятельности н.п. «Понятовка» Смоленской области, после чего было приостановлено сотрудниками ПУ ФСБ РФ и передано сотрудникам Смоленской таможни.

Признавая ЧТУП «ТрансЛинияМ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и, назначая ему административный штраф в размере 100000 руб., судья районного суда пришел к выводу о том, что ЧТУП «ТрансЛинияМ» ввезло на территорию РФ товар, происходящий из страны-участника Европейского Союза (Литвы), тем самым нарушив ограничения, введенные Указом Президента РФ № 560 от 6 августа 2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях безопасности РФ», изданного в соответствии с положениями ФЗ «О безопасности» и ФЗ «О специальных экономических мерах», и ограничения, установленные нормами Постановления Правительства № 778 от 7 августа 2014 г. «О мерах реализации Указа Президента РФ № 560…».

С таким выводом согласиться нельзя ввиду следующего.

Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) за вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 настоящего Кодекса.

Объектом правонарушения по указанной норме является порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Объективная сторона правонарушения выражается в несоблюдении установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Субъектом правонарушения выступает лицо, которое в силу закона обязано соблюдать установленные ограничения. Субъективная сторона характеризуется виной.

В силу п. 10 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

Частью 1 ст. 142 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 143 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза являются, в числе прочих, соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" (далее по тексту - Закон № 281-ФЗ) специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения (ч. 2 ст. 3 Закона № 281-ФЗ).

Таким образом, Российской Федерации, как государству - члену ЕАЭС, нормами международного договора предоставлено право введения ограничительных (запретных) мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, в одностороннем порядке.

В целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с Федеральными законами № 281-ФЗ и от 28.12.2010 № 390-ФЗ "О безопасности" принят Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", п. 1 которого запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Согласно части 3 статьи 4 Закона N 281-ФЗ Правительство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации о применении специальных экономических мер устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений.

Несоблюдение правовых норм национального законодательства - Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 "О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 и от 24.06.2015 № 320", направленных на защиту экономики и интересов Российской Федерации, не могут вводить ограничения на внешнеэкономическую деятельность для третьих лиц, которые не относятся к государствам, против которых направлены санкции Российской Федерации, а, следовательно, не распространяются на ввоз товаров на территорию Российской Федерации в режиме таможенного транзита.

В преамбуле Указа Президента Российской Федерации № 560 определено, что данный акт издан в соответствии с Законом № 281-ФЗ. Данный Закон направлен на защиту экономики России, а не на введение ограничений для третьих стран даже в том случае, если товары, следующие из одного иностранного государства, в другое, перемещаются по территории Российской Федерации в режиме таможенного транзита.

Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2015 № 391 были внесены изменения в Указ № 560, где в п. 2 указано, что положения настоящего Указа не применяются в отношении товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования либо помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при условии подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов, соответствия их грузу, а также наличия у государственных контролирующих органов достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена в месте, расположенном за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", от 24.06.2015 № 320 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", от 29.06.2016 № 305 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", от 30.06.2017 № 293 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и от 12.07.2018 № 420 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" Правительством Российской Федерации вынесено постановление от 07.08.2014 № 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305, от 30.06.2017 № 293 и от 12.07.2018 № 420".

Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 по 31.12.2019 введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению.

Установлен перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2019 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.

В соответствии с Перечнем товары, классифицируемые по коду ТН ВЭД ЕАЭС 16010099 (сосиски, страна происхождения - Литва), в силу указанных нормативных правовых актов запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации.

Исходя из смысла приведенных выше положений ч. 1 ст. 4 Закона № 281-ФЗ, а также поскольку Указ Президента Российской Федерации № 560, постановление № 778 являются актами национального законодательства Российской Федерации и их действие пространственно и персонально ограничено, в связи с чем, введенные указанными нормативными правовыми актами специальные экономические меры могут распространяться лишь на товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации является следствием внешнеэкономических операций, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации.

Судом установлено, что Перевозка товара – сосиски, код ТН ВЭД ЕАЭС 16010099, в количестве 22 грузовых мест, весом брутто 21084,058 кг, производства – Литва осуществлялась из Литвы в Таджикистан через территорию РФ в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, транспортной компанией ЧТУП «ТрансЛинияМ».

Таким образом, заявителем товар был ввезен не с целью выпуска его в обращение на территории Российской Федерации, а с целью перемещения через территорию РФ для дальнейшего ввоза на территорию Таджикистана.

Учитывая, что при ввозе спорного товара на таможенную территорию РФ перевозчиком были представлены все необходимые фитосанитарные документы, подтверждающие происхождение и качество товара, оснований сомневаться в выполнении процедуры таможенного транзита у таможенного органа и у суда не имелось, так как в силу положений таможенного законодательства товар, помещенный под указанную процедуру, находится под таможенным контролем до ее завершения.

При таких обстоятельствах установленный и неоспариваемый факт того, что перевозимый спорный товар был перемещен через государственную границу РФ без цели введения его в гражданский оборот на территории РФ, имеет существенное значение для квалификации действий ЧТУП «ТрансЛинияМ» и свидетельствует об отсутствии достаточных оснований для вывода о нарушении запрета по ввозу товаров на территорию России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации".

Таким образом, постановление судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 22 июля 2019 г. подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях ЧТУП «ТрансЛинияМ» состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

решил:

жалобу директора ЧТУП «ТрансЛинияМ» ФИО1 удовлетворить.

Решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 22 июля 2019 г. отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ЧТУП «ТрансЛинияМ» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Судья О.А. Иванова