ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1129/14 от 24.12.2014 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7-1129/2014

Судья: Обвинцева Л.Ю.

РЕШЕНИЕ

24 декабря 2014 года город Челябинск

        Судья Челябинского областного       суда Жуков А.А., при секретаре Бурцеве П.А., рассмотрев в открытом       судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об       административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 4 статьи 20.4       Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в       отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного       учреждения - детский сад№ 21 по       жалобе законного представителя Муниципального бюджетного дошкольного       образовательного учреждения - детский сад№ 21 на решение судьи       Златоустовского городского суда Челябинской области от 30 октября 2014       года,

установил:

        постановлением государственного       инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального       района по пожарному надзору от 07 октября 2014 года муниципальное       бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 21 (далее       по тексту МБДОУ -детский сад №21) признано виновным в совершении       административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 статьи       20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и       на основании части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях ему назначено наказание в виде       административного штрафа в размере 150000 рублей.

        Решением судьи Златоустовского       городского суда Челябинской области от 30 октября 2014 года постановление       государственного инспектора Златоустовского городского круга и Кусинского       муниципального района по пожарному надзору от 07 октября 2014 года снижен       размер ранее назначенного юридическому лицу административного штрафа до       восьмидесяти тысяч рублей, в остальной части постановление оставлено без       изменения, жалоба законного представителя МБДОУ - детский сад №21 -без       удовлетворения.

        В жалобе, поданной в Челябинский       областной суд, законный представитель МБДОУ - детский сад № 21 ФИО1 просит постановление должностного лица и судебное решение отменить,       признав совершенное административное правонарушение малозначительным. В       обоснование доводов жалобы ссылается на то обстоятельство, что МБДОУ       -детский сад № 21 обращалось к МКУ «Управление образования Златоустовского       городского округа» с просьбой о выделении из бюджета Златоустовского       городского округа денежных средств, необходимых для

                      2

                      устранения нарушений обязательных       требований пожарной безопасности, однако, как указано в ответе на       обращение, денежные средства на данные нужды в бюджете не предусмотрены.       Направлять бюджетные средства, выделенные на иные цели, на устранение       выявленных нарушений требований пожарной безопасности, МБДОУ - детский сад       № 21 не вправе. Указывает, что администрацией учреждения в полной мере       были предприняты все меры, необходимые для устранения нарушений, а именно,       устранены нарушения, не требующие больших финансовых вложений, выполнить       оставшиеся нарушения не представляется возможным. Полагает, что вменяемое       административное правонарушение не повлекло серьезных негативных       последствий и не причинило значительного ущерба общественным интересам, в       связи с чем с учетом объективной оценки доказательств и в соответствии со       статьей 2.9 КоАП РФ считает возможным освободить МБДОУ - детский сад № 21       от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. При       выделении средств из бюджета на соответствующие цели заявитель обязуется       устранить нарушения.

        Законный представитель МБДОУ -       детский сад № 21 ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы       поддержала.

        Представитель отдела надзорной       деятельности № 1 по пожарному надзору ГУ МЧС России по Челябинской       области, государственный инспектор Златоустовского городского округа и       Кусинского муниципального района по пожарному надзору при надлежащем       извещении в судебное заседание не явился, в связи с чем, считаю возможным       рассмотреть дело в его отсутствие.

        Выслушав объяснения законного       представителя МБДОУ - детский сад № 21 ФИО1, проверив доводы       жалобы, изучив материалы дела в полном объеме, нахожу решение судьи       городского суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

        Общие правовые вопросы       регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между       учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их       организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными       объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным       законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной       безопасности».

        Статьей 37 Федерального закона «О       пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организаций обязаны       соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания,       постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.       Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство       системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на       подведомственных объектах и несут персональную ответственность за       соблюдение требований пожарной безопасности.

        В соответствии со статьей 38       названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной       безопасности несут собственники

3

                      имущества; лица, уполномоченные       владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном       порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной       безопасности.

        Как следует из материалов дела,       на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности № 1 УНД       ГУ МЧС России по Челябинской области № 475 от 05 сентября 2014 года в       период с 18 сентября 2014 года по 14 октября 2014 года проведена плановая       выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности       МБДОУ -детский сад №21. С       распоряжением заведующая МБДОУ - детский сад № 21 ФИО1       ознакомлена в установленном законом порядке.

        В ходе проверки установлены       нарушения требований пожарной безопасности, а именно, в здании и помещении       МБДОУ - детский сад № 21, расположенного по адресу: Челябинская область,       г. Златоуст, <...>:

        - в нарушение Федерального       закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, ч. 1 ст. 64 декларация пожарной       безопасности не соответствует Приказу МЧС России от 24 февраля 2009 года №       91 (декларация № 75412000-00288-1520 от 29 апреля 2010 года);

        - в нарушение п. 64 ППР в РФ       руководителем не обеспечено наличие в месте расположения ПКП (№ 1 по       техпаспорту) инструкции о порядке действий персонала при получении       сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной       защиты объекта;

        - в нарушение Федерального       закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, ч.7 ст. 134, табл.3 покрытие пола в       ясельной группе (№10 по техпаспорту), в старшей группе (№9 по       техпаспорту), в кабинете заведующей (№4 по техпаспорту), в столовой (№5 по       техпаспорту) выполнено декоративно-отделочными материалами (линолеум) с       классом пожарной опасности выше КМ2 (в предоставленном сертификате       пожарной безопасности свойства пожарной опасности строительных материалов       не соответствуют нормируемым, выше класса пожарной опасности       КМ2);

        - в нарушение Федерального       закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, ч.7 ст. 134, табл.3 отделка стен в       ясельной группе (№10 по техпаспорту) выполнена декоративно-отделочными       материалами (панели пластиковые и обои) с классом пожарной опасности выше       КМ2 (в предоставленном сертификате пожарной безопасности свойства пожарной       опасности строительных материалов не соответствуют нормируемым, выше       класса пожарной опасности);

        - в нарушение Федерального       закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, ч.7 ст. 134, табл.3 отделка стен в       ясельной группе (№ 9 по техпаспорту), в кабинете заведующей (№4 по       техпаспорту) выполнена декоративно-отделочными материалами (обои) с       неопределенными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение       соответствия требованиям пожарной безопасности данного материала не       осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной       опасности выше КМ2);

        -в нарушение п. 20 ППР в РФ, п.5.1.2 СП 4.13130       на двери складского

                      помещения (продуктовой кладовой,       размещенной справа и слева от коридора №7 по техпаспорту) отсутствуют       обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также       класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона       «Технический регламент о требованиях ПБ», данное помещение подлежит       категорированию в соответствии с СП 12.13130.

        Перечисленные нарушения       требований пожарной безопасности подпадают под действие части 1 статьи       20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,       предусматривающей административную ответственность для юридических лиц в       виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч       рублей.

        Кроме того, в нарушение п.4.3.3.,       п. 5.1.1. СП 1.13130.2009 ширина горизонтального участка пути эвакуации       (по техпаспорту №1, коридор), при открытых дверях из помещений (№ 2, 4, 10       по техпаспорту) составляет 0,92 м, и пути эвакуации (№ 8 по техпаспорту,       коридор), при открытых дверях из помещений (№ 5, 9 по техпаспорту)       составляет 0,96 м, а также пути эвакуации (№ 7 по техпаспорту, коридор)       при открытых дверях из помещений (№ 6, 9 по техпаспорту) составляет 0,99 м       при требуемой не менее 1,2 м;

        - в нарушение п. 366 ППР в       РФ в коридоре на пути эвакуации ( № 1 и № 8 по техпаспорту) размещены       различные материалы (по обе стороны коридора размещены деревянные шкафчики       для детской одежды);

        - в нарушение п.4.4.2. СП       1.13130.2009 ширина проступи деревянной лестницы, расположенной в тамбуре       эвакуационного выхода (помещение смежное с коридором №1 по техпаспорту)       составляет 0,22 м при требуемой не менее 0,25 м

        - в нарушение п. 36 «а» ППР       в РФ, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 в полу на пути эвакуации в тамбуре       эвакуационного выхода (помещение смежное с коридором №1 по техпаспорту)       имеется перепад высотой 0,04 м. (разница в уровне плоскости       полов);

        - в нарушение п. 4.3.1 СП       1.13130.2009, п. 7.105 СП 52.13330.2011 в помещениях сада на путях       эвакуации отсутствует эвакуационное освещение.

        Перечисленные нарушения       требований пожарной безопасности подпадают под действие части 4 статьи       20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,       предусматривающей административную ответственность для юридических лиц в       виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч       рублей.

        В соответствии с частью 1 статьи       20.4 КоАП РФ, ответственность наступает за нарушение требований пожарной       безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16       настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.

        Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП       РФ ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности       к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам       автоматического

5

                      пожаротушения и системам пожарной       сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией       людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты       зданий, сооружений и строений.

        Факт допущенных нарушений правил       пожарной безопасности и виновность МБДОУ - детский сад №21 подтверждены       представленными в дело доказательствами: сведениями, указанными в       протоколах об административных правонарушениях, распоряжением о проведении       проверки, актом проверки, и иными материалами дела, которые получили       надлежащую оценку при вынесении постановления и решения.

        Выводы судьи о доказанности вины       МБДОУ - детский сад №21 в совершении административных правонарушений,       предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях, являются правильными и сделаны с учетом       всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили       надлежащую оценку в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской       Федерации об административных правонарушениях, на основании всестороннего,       полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их       совокупности.

        При рассмотрении жалобы законного       представителя - заведующей МБДОУ - детский сад № 21 ФИО1 на       постановление заместителя главного государственного инспектора       Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по       пожарному надзору от 07 октября 2014 года дело проверено в полном объеме,       в решении от 30 октября 2014 года судьей дана объективная правовая оценка       всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о       законности и обоснованности привлечения МБДОУ - детский сад № 21 к       административной ответственности по частям 1 и 4 статьи 20.4 КоАП       РФ.

        Исходя из характера и последствий       совершенного юридическим лицом административного правонарушения, степени       его вины, имущественного и финансового положения учреждения, наличия       смягчающего ответственность обстоятельства в виде признания вины, также с       учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в       Постановлении от 25 февраля 2014 года № 4-П, а также учитывая, что на       момент проверки большая часть нарушений устранена, суд пришел к выводу о       необходимости снизить административное наказание в виде административного       штрафа до 80000 рублей.

        Объективная сторона       правонарушения, заключающаяся в нарушении или невыполнении должностным       лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов       пожарной безопасности, по делу установлена. Противоправное деяние       виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением       вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности       достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной       безопасности, так как

6       <-

                      административные правонарушения в       рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих       противоправных деяний.

        При этом с субъективной стороны       нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности характеризуется       как умыслом, так и неосторожностью.

        Установленные нарушения       требований пожарной безопасности в помещении, на момент проверки МБДОУ -       детский сад № 21 заведующей ФИО1 не оспаривались, заявителем не       опровергнуты, устранение их входит в обязанности указанного лица.       Оснований не доверять сведениям инспектора по пожарному надзору о том, что       на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований       пожарной безопасности, не имеется.

        Доводы жалобы не опровергают       выводов должностного лица органа пожарного надзора и судьи о виновности       МБДОУ - детский сад №21 в совершении административного правонарушения,       предусмотренного частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившегося в       нарушении требований пожарной безопасности; основанием к отмене       состоявшихся по делу решений не являются, поскольку по существу направлены       на переоценку обстоятельств дела, оснований для которой не       имеется.

        Иная оценка лицом, привлекаемым к       административной ответственности обстоятельств дела и представленных в       материалы дела доказательств, не свидетельствуют об ошибочности выводов       судьи городского суда и незаконности вынесенных по делу       решений.

        Доводы жалобы о том, что МБДОУ -       детский сад № 21 обращалось к МКУ «Управление образования Златоустовского       городского округа» с просьбой о выделении из бюджета Златоустовского       городского округа денежных средств, необходимых для устранения нарушений       обязательных требований пожарной безопасности, однако, как указано в       ответе на обращение, денежные средства на данные нужды в бюджете не       предусмотрены, а направлять бюджетные средства, выделенные на иные цели,       на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, МБДОУ       - детский сад № 21 не вправе, основанием к отмене состоявшихся по делу       постановления и решения не являются, поскольку не свидетельствуют о том,       что МБДОУ - детский сад № 21 были приняты в полной мере все зависящие от       него меры по устранению допущенных нарушений правил пожарной безопасности.       Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших       надлежащему выполнению требований пожарной безопасности, представителем       МБДОУ - детский сад № 21 ФИО1 не представлено.

        Недостаточное финансирование не       может служить обстоятельством, исключающим вину МБДОУ - детский сад №21 в       совершении административного правонарушения.

        Занимая помещение МБДОУ - детский       сад № 21 и используя его по назначению в качестве дошкольного       образовательного учреждения, МБДОУ - детский сад № 21 в любом случае       обязано обеспечить эксплуатацию

7

                      указанного помещения с       соблюдением действующих норм и правил в области пожарной безопасности, а       при невозможности соблюдения соответствующих норм - самостоятельно       прекратить эксплуатацию помещения.

        Вопреки утверждению доводов       жалобы, отсутствие причинения вреда охраняемым общественным интересам не       свидетельствует о малозначительности совершенного юридическим лицом       правонарушения. Наоборот, с учетом характера правонарушения, степени его       реальной угрозы для жизни и здоровья людей, общественной опасности,       конкретных обстоятельств дела, оснований для признания правонарушения       малозначительным и применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской       Федерации об административных правонарушения не имеется.

        Срок и порядок привлечения МБДОУ       - детский сад № 21 к административной ответственности соблюдены. Нарушений       процессуальных норм, влекущих отмену постановления и судебного решения, не       допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об       административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, по       делу не установлено.

        При таких обстоятельствах,       требования жалобы об отмене постановления и судебного решения не подлежат       удовлетворению.

        Руководствуясь статьями 30.6,       30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,       судья областного суда

РЕШИЛ:

                      постановление заместителя       главного государственного инспектора Златоустовского городского круга и       Кусинского муниципального района по пожарному надзору от 07 октября 2014       года и решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области       от 30 октября 2014 года по делу об административном правонарушении,       предусмотренном частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного       дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 21 оставить без       изменения, жалобу законного представителя муниципального бюджетного       дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 21 - без       удовлетворения.

Судья:

А.А. Жуков