ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Малюженко Е.А. Дело № 7-112/2019
Р Е Ш Е Н И Е
29 августа 2019 года город Липецк
Судья Липецкого областного суда Букреев Д.Ю., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление судьи Советского районного суда г.Липецка от 18 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Советского районного суда г.Липецка от 18 июля 2019 года ИП ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в доход государства в размере 35000 рублей.
В жалобе ИП ФИО1 просит об отмене постановления, указывая на отсутствие состава правонарушения и процессуальные нарушения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – ФЗ № 171), в редакции, действующей с 01.01.2017 года, розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются в нестационарных торговых объектах (п.2).
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах, указанных в подпунктах 3 и 9 пункта 2 настоящей статьи, - не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания (п.6).
Не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции несовершеннолетними, а также в местах, указанных в подпунктах 1 - 9 пункта 2 настоящей статьи, в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, потребления (распития) пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.
Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте (п.7).
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания допускается только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные) (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах), а также на водных судах, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте, с условием вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки) (п.4).
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции (п.9).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 г. № 118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области» не допускается розничная продажа алкогольной продукции в предприятиях общественного питания, расположенных в нестационарных торговых объектах.
На основании собранных доказательств, которым дана надлежащая оценка, по делу правильно установлено, что 20 февраля 2019 года в ходе информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка алкогольной продукции, проводимого на основании приказа Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 20 февраля 2019 г. № 52, был выявлен факт продажи алкогольной продукции пива «Балтика экспортное №7» (крепость 5,4 объемных процента, объем 0,45л.) в киоскепо адресу: <...> в районе дома №38, обладающим признаками нестационарного торгового объекта, в котором осуществляла деятельность индивидуальный предприниматель ФИО1
Указанное деяние правильно квалифицировано, как нарушение пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 995 года№171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и подпункта 2 пункта 1 статьи 5 Закона Липецкой областиот 29 декабря 2016 г.№118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территорииЛипецкой области».
Выявление нарушения в процессе проведенного административным органом информационно-аналитического наблюдения не противоречит закону.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования торговой деятельности относится проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2.12 Положения об Управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области к функциям Управления отнесено проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории области.
Согласно пункту 1.4 Порядка проведения информационноаналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории Липецкой области, утв. приказом Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 11 июля 2012 года, N 121, информационноаналитическое наблюдение включает в себя: мониторинг динамики розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости; наблюдение за соблюдением требований по организации деятельности ярмарок; мониторинг состояния рынка определенного товара; мониторинг состояния торговой деятельности и хода реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381- ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исчерпывающего перечня способов законного получения информации о событии правонарушения.
Поэтому независимо от оснований и характера проведения проверочных мероприятий, получение должностным лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является безусловным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Таким образом, в случае выявления при осуществлении информационно-аналитического наблюдения фактов совершения административных правонарушений, такие факты, исходя из существа выявленных нарушений, также должны фиксироваться и закрепляться доказательствами, полученными с соблюдением требований КоАП РФ.
Результаты информационно-аналитического наблюдения, осуществленного Управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области в отношении ИП ФИО1, являлись законным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
При этом исходя из положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» информационно-аналитическое наблюдение не является внеплановой выездной проверкой.
Факт совершения вмененного ИП ФИО1 административного правонарушения подтвержден протоколом осмотра нестационарного торгового объекта – павильона, принадлежащего ИП ФИО1, расположенного в районе дома № 38 по ул. Авиационная г.Липецка с фотографиями и видеозаписью, выпиской из ЕГРИП в отношении ИП ФИО1, договором поставки №-ПАА от ДД.ММ.ГГГГ, товарно-сопроводительными документами, свидетельскими показаниями.
Всем доказательствам судьёй районного суда дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
Поскольку частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ не предусмотрено привлечение индивидуальных предпринимателей к административной ответственности как юридических лиц, наказание ФИО1 обоснованно назначено с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ, как должностному лицу, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела, личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и оно является минимальным.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения признаются несостоятельными.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей, вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте (пункт 4).
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах, указанных в подпунктах 3 и 9 пункта 2 настоящей статьи не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания (пункт 2 части 6).
В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" предприятием (объектом) общественного питания признается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
Зал предприятия общественного питания (зал обслуживания) представляет собой специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него.
На основании вышеприведенных норм судьей правильно указано, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания допускается только в объектах организаций общественного питания
По материалам же дела, в числе которых видеозапись, фотографии, павильон (киоск) ИП ФИО1 является нестационарным, и не обладает признаками предприятия общественного питания, поскольку в нем отсутствует зал обслуживания и фактически не оказываются услуги общественного питания.
При этом пунктом 2 статьи 5 Закона Липецкой области «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области», опубликованного 11 января 2013 года, установлен запрет на продажу алкогольной продукции в предприятиях общественного питания, расположенных в нестационарных торговых объектах.
Доводы ФИО1 о том, что торговая деятельность в нестационарном объекте фактически осуществлялась иным лицом, судьей обоснованного отвергнуты со ссылками на копию договора поставки от ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Аквадом" и ИП ФИО1, товарную накладную № от ДД.ММ.ГГГГ, объяснения продавца З.Т.А.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления, не допущено.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, поскольку составлен в отсутствии индивидуального предпринимателя или его представителя, также несостоятелен.
В силу статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (часть 2).
Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю (часть 6).
Согласно протоколу осмотра от 20 февраля 2019 года, осмотр был произведен в отсутствие индивидуального предпринимателя или его представителя, но в присутствии двух понятых и с применением видеозаписи.
Поскольку в данном случае осмотр помещения производился безотлагательно (сразу после выявления правонарушения), для удостоверения его результатов участвовали понятые, производилась видеосъемка, присутствовала продавец, само по себе отсутствие законного представителя индивидуального предпринимателя не является существенным процессуальным нарушением.
Довод о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении не влечет отмену постановления, поскольку предусмотренный статьей 28.5 КоАП РФ срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным.
При этом предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение соблюден.
Довод ФИО1 о нарушении ее права на ознакомление с материалами дела опровергается материалами дела, поскольку на основании ходатайства от 11 июля 2019 года она была ознакомлена с материалами дела 16 июля 2019 года, что вполне достаточно для подготовки. В день рассмотрения дела ФИО1 представила в суд заявление, в котором подробно изложена ее правовая позиция по делу.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие надлежащего извещения, у судьи имелись основания для рассмотрения дела в отсутствие ФИО1
Доводы жалобы об отсутствии доказательств факта реализации алкогольной продукции опровергаются совокупностью собранных доказательств, в числе которых видеозапись.
Выводы судьи районного суда по существу дела соответствуют установленным обстоятельствам, собранным доказательствам, и оснований считать их ошибочными не имеется.
Доводы жалобы, направленные на иную оценку обстоятельств дела и иное толкование закона, не могут повлечь отмену судебного постановления.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Советского районного суда г.Липецка от 18 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья Букреев Д.Ю.
8