ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-112/2021 от 31.03.2021 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

Дело № 7-112/2021

Р Е Ш Е Н И Е

31 марта 2021 года город Салехард

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Экотехнология» ФИО1 на решение судьи Новоуренгойского городского суда ЯНАО от 25 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № 03/4-122/2020 от 13 мая 2020 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 АО «Экотехнология» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Новоуренгойского городского суда ЯНАО от 21 июля 2020 года указанное постановление изменено частично, назначено административное наказание в виде предупреждения.

Решением судьи суда ЯНАО от 14 октября 2020 года решение от 21 июля 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Решением судьи Новоуренгойского городского суда ЯНАО от 25 ноября 2020 года постановление изменено частично, размер административного наказания в виде штрафа снижен до 100 000 рублей.

В жалобе на решение от 25 ноября 2020 года представитель АО «Экотехнология» ФИО1 просил его отменить. В обоснование жалобы указал, что в 2016 году Обществом была проведена инвентаризация, инвентаризационная ведомость направлялась в Росприроднадзор в 2016, в 2018, в 2019 и в 2020 годах. Не направление характеристики объекта размещения отходов не повлекло причинение существенного ущерба охраняемым общественным отношениям, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения. Факт проведения Обществом инвентаризации в 2016 году административным органом не оспаривается.

В судебное заседание защитник АО «Экотехнология» ФИО1, должностное лицо ФИО2, природоохранный прокурор не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении дела не направили, дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на исследовании и оценке доказательств в их совокупности и взаимной связи.

В соответствии с положениями части 12 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления влечет административную ответственность.

Из материалов дела следует, что АО «Экотехнология» на основании лицензии осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Местом осуществления деятельности является, в том числе, полигон твердых отходов строительства, материалов и конструкций (северная промзона) в г. Новый Уренгой 1 очередь, зарегистрированный в государственном реестре объектов размещения отходов.

Заместителем природоохранного прокурора ЯНАО ФИО3 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 марта 2020 года на основании вывода о том, что с 14 февраля 2014 года по настоящее время инвентаризация объекта размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов не проводилась.

По факту выявленных нарушений 13 мая 2020 года должностным лицом Управления Росприроднадзора в отношении Общества вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ.

Рассмотрев жалобу Общества, судья изменил постановление должностного лица административного органа в части назначенного АО «Экотехнология» наказания. Судьей установлено, что инвентаризация объектов размещения отходов проведена Обществом в 2014 году по состоянию на 01 февраля 2014 года, характеристика объекта размещения отходов направлена в Управление Росприроднадзора по ЯНАО 18 февраля 2014 года. Характеристика объектов размещения отходов на полигон твердых отходов, строительных материалов и конструкций, расположенный в г. Новый Уренгой, составленная по результатам инвентаризации, проведенной в 2016 году, в Управление Росприроднадзора не направлялась. Инвентаризационная ведомость объектов размещения отходов за 2018 год, являющаяся приложением к программе производственного экологического контроля, утвержденной генеральным директором Общества 14 февраля 2019 года, не соответствует форме, предусмотренной правилам.

Обжалуемое судебное решение не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене в связи со следующим.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из положений статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под объектами размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, помимо прочего, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Пунктами 2 и 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 49, предусмотрено, что они предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора.

Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.

В силу требований п. 6 данных Правил по завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к настоящим Правилам.

Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов.

Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

В оспариваемом постановлении должностного лица Росприроднадзора от 13 мая 2020 года и решении судья указано, что в нарушение п. 6 Правил характеристика объекта размещения отходов, составленная по результатам инвентаризации, проведенной в 2016 году, в Управление Росприроднадзора не направлялась, инвентаризационная ведомость не соответствует форме, предусмотренной Правилами. Сделан вывод, что с 2014 года по 2020 год инвентаризация в Обществе не проводилась.

Однако в материалах дела об административном правонарушении № 03/4-122/2020, сформированного Управлением Росприроднадзора и приложенного к материалам судебного дела, имеются документы, свидетельствующие о том, что Обществом в адрес Управления Росприроднадзора направлялась характеристика объекта размещения отходов по результатам инвентаризации: 18 февраля 2014 года за исходящим № 72; 04 декабря 2018 года за исходящим № 377; 11 марта 2020 года за исходящим № 109. Их копии приобщены к материалам судебного дела.

Данные документы опровергают выводы надзорного органа о не направлении характеристики объекта размещения отходов по результатам инвентаризации, проведенной в 2016 года, и подтверждают доводы Общества об обратном.

Также указанные документы подтверждают доводы Общества о том, что Обществом в 2016 году проведена инвентаризация объектов размещения отходов производства и потребления, административном органом факт проведения инвентаризации в 2016 года также не опровергнут.

Объективную сторону правонарушения по ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ составляет неисполнение обязанности проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления.

Однако обязанность по инвентаризации объекта размещения отходов Обществом выполнена, о чем свидетельствуют указанные выше обстоятельства, следовательно, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ.

Поэтому выводы должностного лица и судьи, что инвентаризационная ведомость объектов размещения отходов за 2018 год не соответствует форме, предусмотренной правилами, не имеет в настоящем деле правого значения для квалификации действия (бездействия) АО «Экотехнология» по ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При установленных обстоятельствах по делу выводы о наличии в деянии АО «Экотехнология» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ, нельзя признать обоснованными.

В соответствии с п. 2 ч. 24.5 названного Кодекса отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Пункт 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусматривает по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вынесение решения об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении № 03/4-122/2020 от 13 мая 2020 года, решение судьи от 25 ноября 2020 года, вынесенные в отношении АО «Экотехнология» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 статьей 8.2 КоАП РФ, подлежат отмене, производство прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление № 03/4-122/2020 от 13 мая 2020 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, решение судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2020 года в отношении АО «Экотехнология» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей ч.12 ст. 8.2 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья (подпись) Н.В.Мочалова