Дело № 7-112/2022
РЕШЕНИЕ
Судья Амурского областного суда Аксаментова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области Беляевой О.А. на решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 27 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – замещающей должность министра социальной защиты населения Амурской области Киселёвой Натальи Викторовны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области № 23-19-20/2021-419 от 01 октября 2021 года должностное лицо – замещающая должность министра социальной защиты населения Амурской области Киселева Наталья Викторовна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 27 декабря 2021 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи городского суда, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области Беляева О.А. обратилась в Амурский областной суд с жалобой, в которой просит судебный акт отменить. Считает, что судьей не приняты меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, существенно нарушены процессуальные требования КоАП РФ. Настаивает на том, что имеющимися в материалах дел доказательствами подтверждено, что в действиях Киселевой Н.В. имеется состав вменяемого правонарушения, поскольку в 2020 году фактическое значение результата использования иного межбюджетного трансферта в отношении мероприятий «Предоставление выплат гражданам на приобретение или строительство жилых помещений» и «Предоставление выплат гражданам на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений» составило меньше планового значения результатов, в срок до 1 июня 2021 года неизрасходованные денежные средства в сумме 886129,05 рублей не были возвращены в федеральный бюджет. Указывает, что министерство социальной защиты обязано было осуществить возврат денежных средств Минстрою России в сроки, установленные правилами №1327 от 16.10.2019 года. То обстоятельство, что денежные средства были возвращены в Минстрой России после вынесения постановления по делу об административном правонарушении, не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения и является способом устранения нарушения законодательства.
В возражениях на жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области Беляевой О.А. защитник Киселевой Н.В. – Токарь С.А. просила оставить решение судьи Благовещенского городского суда без изменения, в удовлетворении доводов жалобы отказать. Настаивала на том, что выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, имеющихся в материалах дела, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно. Правильность выводов суда подтверждается приказом Федерального казначейства №353 от 17 декабря 2021 года.
В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Амурской области Ванчурина С.Б. на удовлетворении жалобы настаивала, привела доводы аналогичные изложенным в жалобе. Указала, что при недостижении планового значения результатов использования иного межбюджетного трансферта по причинам, указанным в отчете, министерство социальной защиты населения Амурской области как ответственное за исполнение Соглашения от 25 марта 2020 года № 069-17-2020-004 и Киселева Н.В. как руководитель министерства обязаны были инициировать внесение изменений в Соглашение, что сделано не было. Пояснила, что, действительно, в соответствии с указанным Соглашением, министерство социальной защиты не могло без требования Минстроя России осуществить возврат неизрасходованных денежных средств. Вместе с тем, зная, что показатели не достигнуты, министр социального развития Амурской области, каких-либо мер к возврату денежных средств не принимала, вопрос о выставлении требования перед Минстроем России не ставила. Полагала, что вина должностного лица Киселевой Н.В. в совершении административного правонарушения доказана, просила решение судьи Благовещенского городского суда отменить.
Защитник Киселевой Н.И.-Токарь С.А. в судебном заседании против доводов жалобы возражала. Указывала, что плановое значение результатов использования иного межбюджетного трансферт не достигнуто не по вине министерства, выплаты произведены всем гражданам, нуждающимся в получении мер поддержки и обратившимся в министерство. Соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации № 069-17-2020-004 не предусмотрена обязанность министерства инициировать внесение изменений. Министерство ежеквартально, в установленные сроки, направляло отчеты в Минстрой России о расходовании денежных средств. Контроль за соблюдением Субъектом условий предоставления трансферта и осуществление оценки результатов предоставления межбюджетного трансферта возложены Соглашением на Минстрой России.
Защитник Киселевой Н.В. - Орлова К.Н. против доводов жалобы возражала. Считала, что административный орган при производстве по делу об административном правонарушении ограничился сбором доказательств объективной стороны правонарушения, при этом должностным лицом обязанность доказывания по делу субъективной стороны административного правонарушения не исполнена, наличие вины министра социальной защиты населения Амурской области в недостижении установленных показателей результативности и в несвоевременном возврате неизрасходованных денежных средств не доказана. Настаивала, что министерством и его руководителем Киселевой Н.В. выполнены все обязанности, возложенные на министерство при заключении и реализации Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской федерации № 069-17-2020-004. Указала, что для определения объема бюджетных ассигнований были составлены перечни жилых помещений, утраченных гражданами в результате паводка и общая площадь поврежденных жилых помещений. В ходе реализации Соглашения было установлено, что не все обратившиеся в министерство граждане имеют право на получение мер социальной поддержки, часть граждан приобрела жилые помещения, стоимостью менее расчетной, несколько человек отказались от мер социальной поддержки, в результате чего установленные Соглашением показатели не были достигнуты, но все граждане нуждающиеся в получении мер поддержки и обратившиеся за ними, такую поддержку получили. Министерство социальной защиты не могло инициировать изменение Соглашения в части уменьшения размера трансфертов, поскольку объем бюджетных ассигнований был исчислен в соответствии с Правилами №1327, правовых оснований для изменения перечня утраченного и поврежденного жилья не имелось. Недостижение установленного Соглашением показателя произошло не по вине министерства социальной защиты населения, Киселевой Н.В. нарушений порядка, предусмотренного Правилами №1327 и Соглашением, не допущено. Фактически причиной недостижения показателей явилось обеспечение жилыми помещениями всех граждан, пострадавших в результате ЧС, обратившихся за получением соответствующей выплаты.
Изучив материалы дела в полном объеме, проверив доводы жалобы, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 130 БК РФ правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила N 1327).
Согласно пункту 5 Правил N 1327, трансферты предоставляются в том числе, на выплаты гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" и "д" пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений; гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 6 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
Правилами № 1327 от 16.10.2019 года предусмотрено, что предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется на основании заключенного соглашения.
Пунктом 23 указанных Правил предусмотрено, что плановое значение результата использования трансфертов указывается в соглашении о предоставлении трансфертов в соответствии с актом Правительства РФ о выделении бюджетных ассигнований на софинансирование реализации мероприятий.
25.03.2020 г. между Правительством Амурской области и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской федерации № 069-17-2020-004 (далее - Соглашение).
Подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 раздела VI Соглашения предусмотрено, что уполномоченным органом исполнительной власти Амурской области, осуществляющим взаимодействие с Минстроем России, на который со стороны Правительства Амурской области возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения и представление отчетности, является министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство).
В соответствии с пунктом 4.3 раздела IV Соглашения Правительство Амурской области обязуется:
1) обеспечивать исполнение требований Минстроя РФ по возврату средств в федеральный бюджет, если Правилами № 1327 предусматриваются положения о возврате средств в федеральный бюджет за нарушение обязательств по достижению результатов предоставления трансферта (пункт 4.3.2);
2) обеспечивать достижение значений результатов предоставления трансферта, установленных в приложении № 3 к Соглашению (пункт 4.3.3);
3) обеспечивать представление в Минстрой РФ отчеты о достижении результатов предоставления трансферта не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором был получен трансферт (подпункт 4.3.6.2 пункта 4.3.6);
4) возвратить в федеральный бюджет не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств трансферта в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 4.3.8).
Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Амурской области в период с 23 июля 2021 года по 30 августа 2021 года в отношении министерства социальной защиты населения Амурской области проведена плановая выездная проверка использования иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, предоставленного в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2020 года №441-р, по результатам которой установлено нарушение порядка расходования межбюджетных трансфертов, выразившееся в недостижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта (фактическое значение результата составляет меньше планового) по двум мероприятиям: «Предоставление выплат гражданам на приобретение или строительство жилых помещений», значение результата не достигнуто на 83,2 кв.м и «Предоставление выплат гражданам на осуществление капитального ремонт поврежденных жилых помещений», значение результатов не достигнуто на 598,76 кв.м. При этом министерством социальной защиты населения Амурской области в соответствие с пп. 4.3.2 пункта 4.3 Соглашения от 25.03.2020г. № 069-17-2020-004 не обеспечен возврат средств в сумме 886129,05 рублей в федеральный бюджет в срок до 01 июня 2021 года.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении должностного лица – замещающей должность министра социальной защиты населения Амурской области Киселевой Н.В. дела об административном правонарушении и привлечения ее к ответственности по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Судья Благовещенского городского суда при пересмотре дела по жалобе министра социальной защиты населения Амурской области Киселевой Н.В., исследовав собранные по делу доказательства, пришел к выводу о доказанности факта недостижения значения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта по двум мероприятиям, нарушения положений п. 27 Правил №1327 о сроках возврата неизрасходованных денежных средств в бюджет Российской Федерации и отсутствии вины министра социальной защиты населения Амурской области в указанных нарушениях, в связи с чем прекратил производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Оснований не согласиться с выводами судьи городского суда не имеется, нормы материального и процессуального права применены судьей верно.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как установлено судьей Благовещенского городского суда и не оспаривается подателем жалобы, в итоговый список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Амурской области в период с июля по август 2019 года, включено 124 жилых помещения, общей площадью 5279,61 кв.м. Одному гражданину, включенному в итоговый список, утратившему жилое помещение общей площадью 54,2 кв.м., была предоставлена доплата к выплате 2019 года на 18,07 кв.м (указанное помещение включено в итоговый перечень 2019 года). Фактически выплаты предоставлены 124 семьям на приобретение или строительство жилых помещений, общей площадью 4533,8 кв.м. Для приобретения жилых помещений, общей площадью 4533,8 кв.м общая расчетная сумма выплаты должна была составить 270 064 864,60 руб., вместе с тем фактически израсходовано 268 354 369,59 руб. Остаток средств в объеме 1 710 495,01 руб. сложился в связи с тем, что 15 гражданами приобретены жилые помещения, стоимостью менее расчетной, но при соблюдении требований к площади приобретаемого жилья.
В итоговый перечень жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Амурской области в период с июля по август 2019 года, включено 170 жилых помещений, общей площадью 8702,30 кв.м., в то время как в итоговый список семей и граждан, жилые помещения которых были повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Амурской области в период с июля по август 2019 года, включено 179 жилых помещений, площадью 8288,44 кв.м. Указанное несоответствие объясняется тем, что в итоговом перечне указана общая площадь поврежденных жилых помещений, в итоговом списке - расчетная площадь помещений, в отношении которых предоставлены меры поддержки граждан. Фактически в 2020 году гражданам предоставлены выплаты на осуществление капитального ремонта жилых помещений, общей площадью 8288,44 кв.м. Для осуществления капитального ремонта жилых помещений общей площадью 8288 кв.м., общая расчетная сумма выплаты должна была составить 49 730 640 рублей. Сумма оплаты приобретения 8288 кв.м, должна была составить 49 730 640 рублей, вместе с тем фактически израсходовано 49 313 250 рублей. Остаток средств в объеме 41739 рублей сложился в связи с тем, что 5 граждан, включенные в итоговый список, отказались от меры поддержки.
При таких обстоятельствах, учитывая, что все граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки и обратившиеся в министерство социальной защиты населения Амурской области, полностью реализовали свои права и получили причитающиеся им выплаты, оснований не согласиться с выводами судьи Благовещенского городского суда о том, что значение результатов предоставления иного межбюджетного трансферта (по двум мероприятиям) не достигнуто по независящим от воли министра социальной защиты населения Амурской области, не имеется.
Ссылки должностного лица административного органа на то, что Киселева Н.В., зная о недостижении значения результатов представления иного межбюджетного трансферта, должна была инициировать внесение изменений в Соглашение, не могут повлечь отмену судебного акта, поскольку такая обязанность на министерство социальной защиты населения и его руководителя Киселеву Н.В. Соглашением не возложена.
При этом следует учитывать, что правовых оснований для внесения изменений в перечни жилых помещений, утраченных гражданами в результате паводка, и общую площадь, поврежденных жилых помещений, составленных в целях определения объема бюджетных ассигнований, у Киселевой Н.В. не имелось, изменение нормы общей площади жилого помещения либо сведений о средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения и стоимости капитального ремонта 1 кв. метра общей площади, невозможно в силу закона.
Кроме того, п.7.4 Соглашения определено, что внесение изменений, предусматривающих ухудшение установленных значений результатов предоставления Иного межбюджетного трансфера, а также продление сроков реализации мероприятий, не допускается, за исключением случаев, когда выполнение условий предоставления иного межбюджетного трансферта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения целевых показателей и индикаторов государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также в случае существенного (более чем на 20%) сокращения размера Иного межбюджетного трансферта.
Оснований не согласиться с выводами судьи Благовещенского городского суда о том, что у министра социальной защиты населения Амурской области отсутствовала возможность возврата денежных средств в федеральный бюджет без выставления требования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ не имеется, поскольку в соответствии с подпунктом 4.1.4 пункта 4.1 раздела IV Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение из федерального бюджета бюджету субъекту Российской Федерации № 069-17-2020-004 (в редакции дополнительного соглашения от 18.11.2020 № 069-17-2020-004/1) обязанность по расчёту средств трансферта, подлежащих возврату в федеральный бюджет, и направления требования о возврате средств иного межбюджетногго трансферта возложено на Минстрой РФ.
В судебном заседании при рассмотрении жалобы на невступившее в законную силу решение по делу об административном правонарушении представитель Управления Федерального казначейства по Амурской области Ванчурина С.Б. подтвердила, что денежные средства не могли быть возвращены в федеральный бюджет без выставления Минстроем РФ требования о возврате средств.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на министерство социальной защиты населения Амурской области и на министра Киселеву Н.В. не возложена обязанность производить расчет средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет, и ходатайствовать перед Минстроем РФ о выставлении требования, выводы судьи городского суда нахожу правильными.
Как следует из материалов дела, требование о возврате денежных средств в федеральный бюджет (в котором содержится подробный расчет суммы, подлежащей возврату) поступило в Правительство Амурской области 14 октября 2021 года, возврат денежных средств осуществлен министерством социальной защиты населения Амурской области двумя суммами 10 и 11 ноября 2021 года.
Учитывая изложенное, доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения Киселёвой Н.В. своих служебных обязанностей, материалами дела не установлено.
Таким образом, оснований для отмены решения судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 27 декабря 2021 года и удовлетворения жалобы заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области Беляевой О.А., не усматриваю.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 27 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – замещающей должность министра социальной защиты населения Амурской области Киселёвой Натальи Викторовны оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области Беляевой О.А. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.14-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 54).
Судья Амурского
областного суда Т.Г. Аксаментова
Дело № 7-112/2022