№ 7-113/2019
решение
г. Иркутск 29 мая 2019 г.
Судья Иркутского областного суда Карнышов А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Лизуновой И.А. на постановление судьи Усольского городского суда Иркутской области от 18 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования ФИО1,
установил:
Постановлением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 18 марта 2019 г. мэр муниципального района Усольского районного муниципального образования ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник Лизунова И.А., не соглашаясь с постановлением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 18 марта 2019 г., просит указанный судебный акт отменить, производство по делу прекратить.
В представленных возражениях прокурор города Усолье-Сибирское Иркутской области просит постановление судьи городского суда оставить без изменения, жалобу защитника Лизуновой И.А. – без удовлетворения.
Мэр муниципального района Усольского районного муниципального образования ФИО1, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного дела по жалобе на постановление, выслушав защитника Лизунову И.А., поддержавшую доводы жалобы, заключения старшего помощника прокурора города Усолье-Сибирское Нагорной И.Н. и помощника прокурора города Усолье-Сибирское Ардаминой Л.В. о законности постановления судьи городского суда, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, прокуратурой города Усолье-Сибирское в рамках осуществления надзора за соблюдением требований земельного законодательства о предоставлении земельных участков гражданам органами местного самоуправления, проведена проверка на предмет законности издания Постановления ... от ... администрацией Усольского районного муниципального образования «О предварительном согласовании Н.И.Н. земельного участка по адресу: ..., напротив земельного участка по ..., с основным видом разрешенного использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками».
Проверкой установлено, что в нарушение норм земельного законодательства администрацией Усольского районного муниципального образования незаконно издано Постановление ... от ...
По результатам проверки 27 марта 2018 года в адрес мэра района принесен протест на противоречащий закону акт.
16 апреля 2018 г. мэром муниципального района Усольского районного муниципального образования ФИО1 в адрес заместителя прокурора города Усолье-Сибирское Южакова А.В. направлен ответ на протест, согласно которому оснований для удовлетворения протеста не имеется.
По факту невыполнения указанного в протесте требования, непринятия в установленный срок конкретных мер к устранению указанных в протесте нарушений, их причин и условий, им способствующих, заместителем прокурора города Усолье-Сибирское Иркутской области Южаковым А.В. 13 февраля 2019 г. в отношении мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования ФИО1 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Усольского городского суда Иркутской области мэр муниципального района Усольского районного муниципального образования ФИО1 привлечен к административной ответственности, установленной названной нормой, за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
Названное постановление судьи городского суда является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.7 указанного Кодекса, рассматривают судьи.
Дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1 Кодекса ).
Согласно части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.
Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 названной выше статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы.
Таким образом, для определения подсудности рассмотрения дела необходимо выяснить относится ли должность мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования к должности муниципальной службы.
В силу частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
В силу Закона Иркутской области от 19.09.2007 N 34/3/3-СЗ "О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области" должность мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования не относится к числу должностей муниципальной службы.
Из представленного в судебном заседании защитником Лизуновой И.А. постановления мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования на 2019 г.» следует, что должность мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования не отнесена к числу должностей муниципальной службы администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования на 2019 г.
В соответствии с «Уставом Усольского районного муниципального образования», утвержденного решением Думы Усольского района от 12.11.1998 № 12, мэр муниципального района избирается на муниципальных выборах тайным голосованием.
В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено и постановление о признании виновным в совершении административного правонарушения вынесено в отношении мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования ФИО1
Основания, при которых полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, определены в пункте 6 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, дисквалификация в их числе отсутствует.
Административное наказание в виде дисквалификации ФИО1 в соответствие со статьей 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могло быть назначено, дело о данном административном правонарушении подсудно мировому судье, следовательно, дело рассмотрено судьей городского суда с нарушением правил подсудности.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление судьи Усольского городского суда Иркутской области от 18 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования ФИО1, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 3 месяца.
Как следует из постановления заместителя прокурора города Усолье-Сибирское Южакова А.В. о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 13 февраля 2019 г., административное правонарушение ФИО1 совершено 16 апреля 2018 г. (л.д. 1-4).
Срок совершения административного правонарушения исчисляется с 16 апреля 2018 г., когда мэром муниципального района Усольского районного муниципального образования ФИО1 в адрес заместителя прокурора города Усолье-Сибирское Южакова А.В. направлен ответ на протест, согласно которому оснований для удовлетворения протеста не имеется (л.д. 12-14).
Таким образом, срок привлечения ФИО1 к административной ответственности по указанной выше статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек 16 июля 2018 г., следовательно, производство по делу об административном правонарушении прокурором возбуждено 13 февраля 2019 г. и дело рассмотрено судьей Усольского городского суда Иркутской области 18 марта 2019 г. после истечения срока давности привлечения ФИО1 к административной ответственности.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Иркутском областном суде жалобы защитника Лизуновой И.А. срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Жалобу защитника Лизуновой И.А. удовлетворить.
Постановление судьи Усольского городского суда Иркутской области от 18 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования ФИО1 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования ФИО1 прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда.
Судья А.И. Карнышов