ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-114/2022 от 22.06.2022 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Лиджаева Д.Х. № 7-114/2022

РЕШЕНИЕ

г. Элиста 22 июня 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Говоров С.И., при секретаре Сангаджиеве В.В., с участием прокурора Шипиева С.М., старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. директора Казенного предприятия Республики Калмыкия «Информационно-правовое агентство» Н.М.М. на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия № * от 28 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении Казенного предприятия Республики Калмыкия «Информационно-правовое агентство»,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО1 № * от 24 марта 2022 г. Казенное предприятие Республики Калмыкия «Информационно-правовое агентство» (далее также – КП РК «Информационно-правовое агентство», КП РК «ИПА», казенное предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 апреля 2022 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе и.о. директора Казенного предприятия Республики Калмыкия «Информационно-правовое агентство» Н.М.М. просит отменить судебный акт, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Полагает, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, поскольку директор предприятия Р. о времени и месте составления протокола не извещался, производственный приказ от 25.01.2022 г. о назначении Н.М.М. врио директора носил временный характер, невозможность исполнения Р. должностных обязанностей была связана с его нахождением под домашним арестом, однако 17.02.2022 г. срок домашнего ареста Р. истек, с указанной даты последний являлся законным представителем юридического лица. Кроме того, отмечает, что невыплата заработной платы произошла вследствие отсутствия несвоевременной оплаты за аренду помещений муниципальными учреждениями и возбуждением уголовного дела в отношении сотрудников КП РК «Информационно-правовое агентство», в том числе директора Р., и вынесения в его отношении постановления об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста.

В судебном заседании 15 июня 2022 года законный представитель КП РК «Информационно-правовое агентство» Н.М.М. поддержал доводы жалобы, просил решение суда и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить; в судебное заседание 22 июня 2022 года Н.М.М. не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть жалобу без его участия.

Представитель Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия - старший государственный инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО1 просил отказать в удовлетворении жалобы.

Прокурор Шипиев С.М. в судебном заседании полагал необходимым отказать в удовлетворении жалобы законного представителя юридического лица.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы производства по жалобе № *, материалы дела об административном правонарушении № *, материалы надзорного производства прокуратуры г. Элисты *, материалы проверки № * СО по г. Элисте СУ СК РФ по Республике Калмыкия, прихожу к следующему.

Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В силу ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Элисты проведена проверка по факту невыплаты заработной платы сотрудникам КП РК «Информационно-правовое агентство», по результатам которой 4 марта 2022 года заместителем прокурора г. Элисты Б. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, которое с материалами проверки направлено для рассмотрения по подведомственности в Государственную инспекцию труда в Республике Калмыкия.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия установлен факт нарушения юридическим лицом - КП РК «Информационно-правовое агентство» требований статей 21, 22 Трудового кодекса РФ, выразившегося в невыплате в полном объеме начисленной заработной платы * работникам за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 г. в размере * руб. Действия юридического лица квалифицированы по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1); эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 ст. 28.6 данного Кодекса (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ). Согласно ч. 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).

Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, то есть к постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении предъявляются те же процессуальные требования, что и к протоколу об административном правонарушении.

На основании ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу чч. 1 и 2 ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Содержание вышеуказанных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, о составлении протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 24 Постановления Пленума от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Как видно из материалов дела и установлено судом, при вынесении 4 марта 2022 г. заместителем прокурора г. Элисты Б. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении присутствовал врио директора Н.М.М., которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 24.2, 24.4, 25.1, 25.5 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, данные факты последний удостоверил собственноручной подписью. При рассмотрении дела 24 марта 2022 года также присутствовал и.о. директора Н.М.М., что подтверждается его подписью в постановлении от 24 марта 2022 г. о назначении административного наказания.

Проверяя доводы жалобы о составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица, необходимо учитывать следующее.

Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, регламентированы Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", п. 7 ч. 1 ст. 20, ст. 21 которого предусмотрено, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона N 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы.

Следовательно, по смыслу правовых норм на момент возбуждения дела об административном правонарушении законным представителем юридического лица КП РК «Информационно-правовое агентство», имеющим право действовать без доверенности является директор названного предприятия, то есть лицо, назначенное на должность руководителя унитарного предприятия в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ и замещающее в рассматриваемый период данную должность.

Согласно пп. 1.4, 1.5, 1.6, 5.1, 5.2 Устава Казенного предприятия Республики Калмыкия «Информационно-правовое агентство» (утв. распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия № 1772-р от 25.07.2017 г., с изменениями в редакции, зарегистрированной в ЕГРЮЛ 5.09.2019 г.) учредителем Предприятия является Республика Калмыкия; от имени Республики Калмыкия права собственника имущества Предприятия осуществляет Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия; Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, на которое возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли; Предприятие возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее распоряжением Главы Республики Калмыкия, права и обязанности директора, а также основания для расторжения трудовых отношений с ним регламентируются трудовым договором, заключаемым с Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия; директор предприятия является единоличным исполнительным органом предприятия, действует от имени предприятия без доверенности.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения Главы Республики Калмыкия № * от 16 апреля 2021 г. директором КП РК «Информационно-правовое агентство» назначен Р.

Согласно ответу руководителя Яшкульского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Республике Калмыкия У. от 20.06.2022 г. (исх. № *) на запрос суда, 19.12.2021 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. * ст. * УК РФ, в отношении Б. и неустановленных следствием лиц; 19.12.2021 г. в связи с подозрением в совершении указанного преступления в порядке ст. 91, 92 УПК РФ задержан Р., постановлением Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 20.12.2021 г. в отношении Р. избрана мера пресечения в виде домашнего ареста на срок 1 месяц 30 суток, по 19.02.2022 г.; 17.02.2022 г. уголовное преследование в отношении Р. прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ; меры по отстранению директора КП РК «Информационно-правовое агентство» Р. от занимаемой должности следствием не принимались.

Приказом директора КП РК «Информационно-правовое агентство» Р. № 01 от 25.01.2022 г. Н.М.М. назначен временно исполняющим обязанности директора в связи с невозможностью исполнения обязанностей директора КП РК «Информационно-правовое агентство» Р.

Согласно письму министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Р. (исх. № * от 17.06.2022 г.) распоряжением Главы Республики Калмыкия от 14 марта 2022 г. № * Р. освобожден от занимаемой должности директора Казенного предприятия Республики Калмыкия «Информационно-правовое агентство»; в период с 19 декабря 2021 г. по 15 марта 2022 г. приказы о возложении исполнения обязанностей директора КП РК «Информационно-правовое агентство» не издавались.

Распоряжением Главы Республики Калмыкия № * от 15 марта 2022 г. Н.М.М. назначен исполняющим обязанности директора КП РК «Информационно-правовое агентство».

Анализ приведенных выше правовых норм и фактических обстоятельств свидетельствует о том, что в период с 16 апреля 2021 года по 14 марта 2022 года лицом, имеющим право представлять интересы казенного предприятия в качестве законного представителя по делам об административных правонарушениях, являлся Р., а с 15 марта 2022 года – Н.М.М.

Таким образом, приказ Р. № 01 от 25.01.2022 г. о назначении врио директора данного юридического лица, в силу действующего правового регулирования, не мог служить правовым основанием для наделения Н.М.М. полномочиями законного представителя по делу об административном правонарушении. Доверенность на участие Н.М.М. в качестве представителя КП РК «ИПА» по рассматриваемому делу об административном правонарушении директором Р. также не выдавалась.

Поскольку, как следует из информации прокуратуры г. Элисты (исх. № * от 17.06.2022 г.) на запрос суда, о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении Н.М.М. был извещен по мобильному телефону, и иных данных о надлежащем извещении юридического лица и его законного представителя по месту нахождения казенного предприятия, указанного в ЕГРЮЛ (<...> *), материалы дела, а также материалы прокурорской проверки не содержат, оснований для вывода о соблюдении процессуальных требований к порядку возбуждения дела об административном правонарушении и процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности юридического лица, не имеется.

Должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия и судьей городского суда при рассмотрении жалобы на постановление надлежащей оценки соблюдению процедуры привлечения предприятия к административной ответственности не дано.

Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Ввиду допущенных существенных процессуальных нарушений постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.03.2022 г. подлежит признанию недопустимым доказательством, оспариваемое решение судьи городского суда, а также постановление должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия – отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО1 № * от 24 марта 2022 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия № * от 28 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении Казенного предприятия Республики Калмыкия «Информационно-правовое агентство» отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Жалобу и.о. директора Казенного предприятия Республики Калмыкия «Информационно-правовое агентство» Н.М.М. удовлетворить.

Судья С.И. Говоров