ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-114/2022 от 23.03.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Шарлай А.Н. 7-114/2022

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Регион-ресурс» ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 13.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Регион-ресурс»,

установил:

Постановлением № 26-21-0/Ф-122/3 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – госинспектор Росприроднадзора) ФИО2 от 29.04.2021 ООО «Регион-ресурс» (далее – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей (далее – постановление от 29.04.2021).

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 13.12.2021 постановление от 29.04.2021 оставлена без изменения, жалоба генерального директора ООО «Регион-ресурс» ФИО1 - без удовлетворения (далее – решение судьи от 13.12.2021).

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, генеральный директор ООО «Регион-ресурс» ФИО1 считает решение судьи от 13.12.2021 незаконным и необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями административного законодательства, указывая на то, что вывод административного органа о размещении обществом отходов производства и потребления является лишь предположением, основанным на приостановлении у общества лицензии на данный вид деятельности, которая возобновлена 04.11.2020, а также при наличии спора по учету движения некоторых видов отходов.

Просит отменить состоявшийся по делу судебный акт и постановление от 29.04.2021, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, госинспектор Росприроднадзора ФИО2, просивших оставить жалобу без удовлетворения, а постановление от 29.04.2021 и решение судьи от 13.12.2021 без изменения, представителя ООО «Регион-ресурс» ФИО4, поддержавшего и просившего удовлетворить жалобу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно материалам дела, 15 апреля 2021 в 14 час. 20 мин. По адресу <...>, обнаружено, что ООО «Регион-ресурс» в 2020 г. осуществлялась деятельность в области обращения с отходами, в т.ч. лицензионные виды деятельности (сбор) отходов и потребления 3 и 4 классов опасности. Приказом межрегионального управления от 21.09.2020 № 760, действие лицензии ООО «Регион - Ресурс» на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности от 30.12.2015 № Д 2600031 приостановлено, в том числе, в части размещения (хранения) отходов I - IV классов опасности на срок исполнения предписания от 04.08.2020 № 20-569/В+ПВ/2, в соответствии с которым Обществу предписывалось в срок до 04.11.2020 устранить следующие нарушения, а именно: ООО «Регион-Ресурс» размещает (хранит) отходы производства и потребления в отсутствии объектов размещения отходов I-IV классов опасности. О приостановлении действия лицензии ООО «Регион - Ресурс» было уведомлено межрегиональным управлением (исх. от 29.09.2020 № 17-06/4255). По результатам проведения внеплановой проверки в отношении ООО «Регион-Ресурс» (акт проверки от 18.12.2020 № 20-983/В+ПВ/1) вышеуказанное предписание в установленный срок не исполнено. Решение о возобновлении действия лицензии ООО «Регион-ресурс» межрегиональным управлением не принималось. Таким образом, при рассмотрении дела должностным лицом было установлено, что Общество в нарушении прямого запрета приказа межрегионального управления от 21.09.2021 № 760 «О приостановлении действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности...» продолжало осуществлять работы в области обращения с отходами, выполняя размещение отходов 3-4 класса опасности в отсутствие зданий, строений, сооружений и помещений, оборудования, а также земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 29.04.2021 госинспектором Росприроднадзора ФИО2 постановления № 26-21-0/Ф-122/3 о привлечении ООО «Регион-ресурс» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ (т. 1 л.д. 91-98).

13.12.2021 судья районного суда г. Ставрополя, рассмотрев жалобу на указанное постановление должностного лица, вынес обжалуемое решение.

Однако данный судебный акт законным признать нельзя ввиду нижеследующего.

Так, в рамках разрешения настоящей жалобы, исходя из положения ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, согласно которому судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме, усматриваю следующие основания для отмены решения судьи от 13.12.2021.

Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды.

Предметом правонарушения являются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В частности, указанные требования регламентированы Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), а также в нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами.

Объективная сторона правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Законом № 89-ФЗ определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

Кроме этого, ст. 73 Закона № 7-ФЗ определено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Частью 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ установлено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статьей 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (пункт 2); лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3).

В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Согласно части 3 статьи 8 Закона № 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. а, г, д п. 3 Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» установлены требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в том числе для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у лицензиата необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, оборудования, а также наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании земельного участка.

Несоблюдение вышеуказанных норм законодательства, регулирующего порядок обращения с отходами, образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

В силу частей 1 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

При этом КоАП РФ не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.

Как следует из жалобы, поданной обществом в Ленинский районный суд г. Ставрополя, ООО «Регион-ресурс» в период приостановления действия лицензии с 21.09.2020 организация не осуществляла деятельность по размещению отходов, а передавала их для дальнейшего обращения с ними другим специализированным организациям, имеющим лицензии на соответствующий вид деятельности, что подтверждается имеющимися в материалах дела сообщением ООО «Регион-ресурс» в адрес Росприроднадзора об исполнении предписания (исх. № 10 от 01.07.2021) с приложением соответствующих документов об этом (л.д. 41-44), реестрами ООО «Регион-ресурс» за 2020 г. об источниках принятия и передаче для размещения отходов производства и потребления (л.д. 55-74), а также дополнительно представленными в суд апелляционной инстанции лицензией № (26)-6912-СТОУ от 20.12.2018, выданной ИП ФИО5 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, лицензией № (30)-8331-СТОУБ от 20.09.2019, выданной ООО «Юг-Утилизация» на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, актом выполненных работ (услуг) № 12/127 от 23.12.2020, согласно которому ООО «Регион-ресурс» произвело сбор отходов: покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные у ООО «Нефтедобывающее предприятие «Чепаковское», которые 29.12.2020 по акту приема-передачи РТИ сдало ИП ФИО5 на основании договора № ПО-66 от 21.08.2019, а 30.12.2020 по акту № 1185 сдало ООО «Юг-утилизация» на основании договора № 36/2020 от 24.04.2020 59 наименований отходов на общую сумму 81267,60 руб.

Вместе с тем в данной части указанная жалоба судьёй районного суда не рассматривалась, оценка имеющихся в материалах дела доказательств и доводов жалобы в данной части в оспариваемом решении не дана.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства именно размещения (хранения менее 11 месяцев) ООО «Регион-ресурс» отходов 3-4 класса в период приостановления лицензии общества на данный вид деятельности, что вменяется в вину обществу в постановлении № 26-21-0/Ф-122/3 от 29.04.2021 и чему в оспариваемом решении судьи от 13.12.2021 оценка не дана, вывод госинспектора Росприроднадзора о наличии в действиях ООО «Регион-ресурс» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2. 4 КоАП РФ, является необоснованным.

При вынесении решения об оставлении без изменения постановления госинспектора Росприроднадзора от 29.04.2021 судьёй районного суда не были выяснены юридически значимые обстоятельства, не исследованы и не получили должной правовой оценки имеющиеся в материалах дела письменные доказательства размещения обществом отходов производства и потребления через специализированные организации, имеющие лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, на основании заключенных договоров.

Обжалуемый судебный акт вообще не содержит ссылок на конкретные доказательства осуществления ООО «Регион-ресурс» в определенный период времени работ по размещению (хранению) отходов 3-4 классов опасности, что вменяется обществу постановлением от 29.04.2021, а напротив делается необоснованный вывод, что должностным лицом верно установлено, что общество в нарушение прямого запрета продолжало осуществлять работы по размещению (хранению) отходов I - IV классов опасности, т.е. выходя за пределы вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем, а также с учетом вышеизложенного, законным и обоснованным он признан быть не может.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление от 29.04.2021 и решение судьи от 13.12.2021 подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу ООО «Регион-ресурс» удовлетворить.

Постановление № 26-21-0/Ф-122/3 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 29.04.2021 и решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 13.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Регион-ресурс», отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Ставропольского краевого суда ФИО6