ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-117/2018 от 23.03.2018 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья ФИО7 дело № 7-117/2018

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 23 марта 2018 года

Судья Астраханского областного суда Баранов Г.В., при секретаре Петровой М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального казенного учреждения « Единая дежурно – диспетчерская служба Наримановского района » на постановление Кировского районного суда г. Астрахани от 14 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении о привлечении муниципального бюджетного учреждения « Единая дежурно – диспетчерская служба Наримановского района » к административной ответственности по части 1 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Согласно сообщения ОМВД России по Наримановскому району от 6 октября 2017 года в с. В. Лебяжье Наримановского района Астраханской области на р. Волга осуществляется паромная переправа без соответствующих документов. К сообщению приложены: рапорт, два объяснения, фотоматериалы. Данные материалы зарегистрированы в КУСП от ДД.ММ.ГГГГ. Из представленных материалов следует, что паромная переправа на <адрес> осуществляет свою деятельность по маршруту <адрес> по перевозке автомобильной техники на платной основе согласно установленных тарифов Муниципального бюджетного учреждения « Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района ». Деятельность паромной переправы по перевозке автомобильной техники и пассажиров обеспечивается судами буксирным теплоходом <данные изъяты> и несамоходным паромом <данные изъяты>, принадлежащим Муниципальному бюджетному учреждению « Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района ». Ввиду наличия признаков административного правонарушения Астраханским линейным отделом Волжского УЕМРН Ространснадзора 31 октября 2017 года было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование в отношении Муниципального бюджетного учреждения «Единая дежурно­ - диспетчерская служба Наримановского района». В ходе расследования административным органом установлено, что паромная переправа в составе несамоходного парома <данные изъяты> и буксирного теплохода <данные изъяты>, судовладелец Муниципальное бюджетное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района», в период с марта 2017 года по октябрь 2017 года осуществляла деятельность по перевозкам опасных грузов без специального разрешения (лицензии) на осуществление данного вида деятельности. На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта установлено, что в Реестре действующих лицензиатов Волжского УЕМРН Ространснадзора на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов юридическое лицо Муниципальное бюджетное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района» не значится.

В судебном заседании главный государственный инспектор Астраханского линейного отдела Волжского УГМРН Ространснадзора Королев А. А. просил привлечь к ответственности Муниципальное бюджетное учреждение « Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района » и назначить наказание в соответствии с санкцией статьи. Представитель Муниципального бюджетного учреждения «Единая дежурно­ - диспетчерская служба Наримановского района » в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в адрес суда ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с невозможностью явки в него представителя. Суд, рассмотрев данное ходатайство, пришел к выводу о том, что оно заявлено не обоснованно и удовлетворению не подлежит.

Постановлением Кировского районного суда г. Астрахани от 14 декабря 2017 года Муниципальное бюджетное учреждение « Единая дежурно - диспетчерская служба Наримановского района » признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

В жалобе Муниципального казенного учреждения « Единая дежурно – диспетчерская служба Наримановского района » ставится вопрос об отмене постановления суда и прекращении производства по делу, а обоснование жалобы указано, что суд неправомерно отклонил ходатайство об отложении рассмотрения дела, не создал необходимых условий для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, полагают, что Муниципальное казенное учреждение « Единая дежурно - диспетчерская служба Наримановского района » не является субъектом данного правонарушения, так как не занимается предпринимательской деятельностью.

Заслушав представителя Муниципального казенного учреждения « Единая дежурно - диспетчерская служба Наримановского района » - Блинову А. Е., поддержавшую доводы жалобы, главного государственного инспектора Астраханского линейного отдела Волжского УГМРН Ространснадзора Королева А. А., возражавшего относительно жалобы, проверив материал дела и доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене постановления суда ввиду отсутствия состава административного правонарушения, по следующим основаниям.

В соответствии с ФЗ от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности » деятельность по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов подлежит обязательному лицензированию, которое осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Согласно сообщения ОМВД России по Наримановскому району от 6 октября 2017 года в <адрес> осуществляется паромная переправа, без соответствующих документов. К сообщению приложены: рапорт, два объяснения, фотоматериалы. Данные материалы зарегистрированы в КУСП от 5 октября 2017 года. Из представленных материалов следует, что паромная переправа на <адрес> осуществляет свою деятельность по маршруту <адрес> по перевозке автомобильной техники на платной основе согласно установленных тарифов Муниципального бюджетного учреждения « Единая дежурно - диспетчерская служба Наримановского района ».

Деятельность паромной переправы по перевозке автомобильной техники и пассажиров обеспечивается судами буксирным теплоходом <данные изъяты> и несамоходным паромом <данные изъяты>, принадлежащим Муниципальному бюджетному учреждению «Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района».

15 ноября 2017 года в отношении Муниципального бюджетного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района» главным государственным инспектором Астраханского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Королевым А.А. был составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе административного расследования было установлено, что паромная переправа в составе несамоходного парома <данные изъяты> и буксирного теплохода <данные изъяты>, судовладелец Муниципальное бюджетное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района», в период с марта 2017 года по октябрь 2017 года осуществляла деятельность по перевозкам опасных грузов без специального разрешения (лицензии) на осуществление данного вида деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности », лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Согласно пункту 21 части 1 статьи 12 вышеназванного закона деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов подлежит лицензированию, которое осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта установлено, что в Реестре действующих лицензиатов Волжского УЕМРН Ространснадзора на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов юридическое лицо Муниципальное бюджетное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района» не значится.

В связи с этим деятельность Муниципального бюджетного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района» по перевозке опасных грузов на несамоходном пароме <данные изъяты> не имеющего соответствующей лицензии, создает угрозу жизни и здоровью лицам, перевозимым на данном судне.

Установленные обстоятельства послужили основанием для привлечения Муниципального бюджетного учреждения « Единая дежурно - диспетчерская служба Наримановского района » к административной ответственности по части 1 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, с данными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии - влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - ста тысяч рублей; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта, формирования государственной транспортной политики.

Понятие предпринимательской деятельности предусмотрено в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно Устава Муниципального бюджетного учреждения « Единая дежурно - диспетчерская служба Наримановского района », учреждение является некоммерческой организацией – муниципальное учреждение, создается для обеспечения деятельности органа местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Статьей 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

В соответствии с пунктом 2.2 Устава, целью деятельности Учреждения является оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях повышения готовности муниципального образования « Наримановский район » и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе экстренных оперативных служб, организаций, при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с подпунктом 30 пункта 2. 3 Устава, для достижения целей, Учреждение в установленном законом порядке осуществляет следующие виды деятельности: организация работы по осуществлению мероприятий по обеспечению паромного сообщения на территории района в пределах своих полномочий.

Таким образом, Муниципальное бюджетное учреждение « Единая дежурно - диспетчерская служба Наримановского района » является некоммерческой организацией, создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления в соответствующей сфере.

В силу положений пункта 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях » некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует названным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

Организация работы по осуществлению мероприятий по обеспечению паромного сообщения Муниципальным бюджетным учреждением « Единая дежурно - диспетчерская служба Наримановского района » относится к деятельности, приносящей доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых Учреждение создано, и не направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

То есть, Муниципальное бюджетное учреждение « Единая дежурно - диспетчерская служба Наримановского района » не осуществляет предпринимательскую деятельность в области транспорта, а обеспечивает деятельность органа местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Следовательно, в данном случае отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вменяемого Муниципальному бюджетному учреждению « Единая дежурно - диспетчерская служба Наримановского района ».

В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

На основании вышеизложенного, обстоятельства, установленные по делу, не позволяют сделать вывод о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а потому постановление суда не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене, производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях Муниципального бюджетного учреждения « Единая дежурно - диспетчерская служба Наримановского района » состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление Кировского районного суда г. Астрахани от 14 декабря 2017 года о привлечении Муниципального бюджетного учреждения « Единая дежурно - диспетчерская служба Наримановского района » к административной ответственности по части 1 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить на основании пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Астраханского

областного суда Г. В. Баранов