Дело №7-1186/2017 | Судья: Антимиров В.В. | ||
РЕШЕНИЕ 26 мая 2017 года город Челябинск Судья Челябинского областного суда Зарипова Ю.С., при секретаре Лысяковой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет» ФИО1 на постановление судьи Троицкого городского суда Челябинской области от 20 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет», установил: постановлением судьи Троицкого городского суда Челябинской области от 20 февраля 2017 года ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей. Не согласившись с постановлением судьи, представитель ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» ФИО1 обратилась в Челябинский областной суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Считает, что постановление судьи не отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, является немотивированным, не дана надлежащая оценка доказательствам, обстоятельства по делу установлены не верно. Полагает, что подпункт «а» пункта 6 Постановления Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности» нарушен не был, так как согласно договору аренды от 29 сентября 2016 года, нежилые помещения по ул. *** используются для осуществления учебно-воспитательного процесса, что не связано с реализацией образовательных программ. Находит, что нарушение подпункта «г» пункта 6 Постановления Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности» не доказано, так как образовательная программа высшего образования по направлению подготовки специалитета 38.05.01 «Экономическая безопасность» в филиале разработана и утверждена 31 октября 2016 года, сведения о данной программе представлены 02 ноября 2016 года на официальном сайте университета http://csu.ru в разделе Троицкий филиал. | |||
2 | ||
Обращает внимание, что филиал на является самостоятельным юридическим лицом, сведения о нем имеются на официальной сайте университета. Также указывает, что юридическим лицом не были нарушены требования подпункта «к» пункта 6 Постановления Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности», так как в штатном расписании филиала имеются две ставки научных работников: научный сотрудник и старший научный сотрудник, которые до 20 января 2017 года оставались вакантными, ввиду отсутствия кандидатов. В судебном заседании представитель ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» ФИО1 доводы жалобы поддержала. Представитель Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направил, направил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица. Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, выслушав представителя ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», оснований для отмены постановления судьи не нахожу. В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Указанные требования закона судьей городского суда при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены. Пунктом 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административаня ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. | ||
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктов «а - д, ж - к» пункта 6 и подпунктов «б, д, е» пункта 7 настоящего Положения. Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе: - наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (подпункт «а» пункта 6 Постановления Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности»); наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (подпункт «г» пункта 6 Постановления Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности»); - наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (подпункт «к» пункта 6 Постановления Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности»). Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 года № 1367 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Согласно пункту 13 данного Порядка образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей | ||
4 | ||
характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав образовательной программы по решению организации. Пунктом 15 этого Порядка определено, что в общей характеристике образовательной программы указываются: квалификация, присваиваемая выпускникам; вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники; направленность (профиль) образовательной программы; планируемые результаты освоения образовательной программы; сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы. Организация может включить в состав общей характеристики образовательной программы также иные сведения. В силу статьи 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Как следует из материалов дела, 20 декабря 2016 года в 15 часов 00 минут на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18.11.2016 № 1940 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» по вопросу осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в части соблюдения лицензионных требований и условий при ведении образовательной деятельности Троицким филиалом университета. В ходе данной проверки выявлены следующие нарушения: подпункта «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности - в лицензии на осуществление образовательной деятельности филиала лицензиата отсутствует адрес: ***, по которому осуществляется учебно-воспитательная деятельность в соответствии с договором аренды имущества от 29 сентября 2016 года № К-2103, заключенному между МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» и ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»; подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктов 13, 15 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - филиалом лицензиата не разработана и не утверждена образовательная программа высшего образования по направлению подготовки специалитета 38.05.01 | ||
«Экономическая безопасность», реализуемая в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности (на сайте филиала лицензиата http://tfcsu.ru в информационно-коммуникационной сети «Интернет» данная образовательная программа не представлена); - подпункта «к» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, статьи 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в филиале лицензиата отсутствуют научные работники. По факту выявленных нарушений 12 января 2017 года советником отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в отношении ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» составлен протокол об административном правонарушении № 5 02/ВП/Л/З-19.20.3, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ. Вина юридического лица ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ доказана и подтверждается материалами дела, а именно: сведениями, указными в протоколе об административном правонарушении № АП №502/ВП/Л/3-19.20.3 от 12 января 2017 года; актом проверки № 502/ВП/Л/З от 20 декабря 2016 года; приказом о проведении внеплановой документарной проверки № 1940 от 18.11.2016; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; копией лицензии; скриншотом страницы сайта; справкой № 265 от 02 декабря 2016 года об отсутствии в штатном расписании Троицкого филиала ФГБОУ ВО «ЧелГУ» должностей научных работников; копией договора аренды имущества от 29.09.2016; копиями образовательных программ высшего образования по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность»; копиями распоряжений по образовательной деятельности; копиями приказов и трудовых договоров по преподавательскому составу; планом спортивно-оздоровительной работы; скриншотом страницы сайта; выписками из протоколов; штатным расписанием, а также иными материалами дела. Довод жалобы о том, что нежилые помещения по ул. *** используются для осуществления учебно-воспитательного процесса, что не связано с реализацией образовательных программ, и соответственно внесение такого адреса в лицензию не требуется, основан на неверном толковании норм права. Как следует из материалов настоящего дела, Филиал университета имеет бессрочную лицензию на право ведения образовательной деятельности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 21 июля 2016 года. В приложении к лицензии указаны следующие адреса осуществления ФГБОУ ВО «Челябинский | ||
6 | ||
государственный университет» образовательной деятельности: ***, в г. *** и ул. ***. Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. В соответствии с пунктом 15 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 16 настоящего Положения, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес, а также представляет в лицензирующий орган документы, перечисленные в подпунктах «а»-«и» пункта 15 Положения. Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве мест осуществления соответствующего вида деятельности. Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» на момент проверки осуществляет образовательную деятельность по адресу, отсутствующем в лицензии: г. ***. Как следует из материалов дела, 29 сентября 2016 года между МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» и ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» заключен договор аренды имущества № К-2103 нежилого встроенного помещения, общей площадью *** кв.м., расположенного по адресу г. ***, для осуществления учебно-воспитательного процесса с правом использования помещения 60 часов в месяц. ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» реализует образовательные программы высшего образования по очной и заочной форме обучения. Пунктом 12 приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367 предусмотрено, что программы бакалавриата и программы специалитета при | ||
очной форме обучения включают в себя учебные занятия по физической культуре (физической подготовке). Заявителем в обоснование своих доводов представлены планы спортивно-оздоровительной работы на 2016/2017 годы, распоряжения о проведении спортивных мероприятий по вышеуказанному адресу. В пункте 1 статьи 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образование определено как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Принимая во внимание, что арендуемое помещение относится к объектам физической культуры и спорта, необходимо для осуществления образовательной деятельности, учебно-воспитательный процесс относится к образовательной деятельности, реализуемые университетом образовательные программы должны включать в себя занятия по физической культуре, то отсутствие в лицензии адреса филиала ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» г. *** является нарушением подпункта «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности. Доводы жалобы об обратном несостоятельны. Несогласие в жалобе с нарушением подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, основанием к отмене постановления судьи не является. Утверждение в филиале 31 октября 2016 года образовательной программы по направлению подготовки специалитета 38.05.01 «Экономическая безопасность» и указание ее 02 ноября 2016 года на официальном сайте университета http://csu.ru в отсутствие сведений о данной программе на сайте филиала университета http://tfcsu.ru, само по себе не может расцениваться как выполнение предусмотренных законом требований. Довод в жалобе о наличии в штатном расписании филиала двух ставок научных работников, не опровергает правильность выводов судьи городского суда. Из справки, направленной в рамках проверки 02 декабря 2016 года в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки Управление надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, следует, что в Троицком филиале ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» в штатном расписании должности научных работников отсутствуют. Данная справка подписана директором филиала. Представленные судье городского суда штатные расписания на 2015, 2016 | ||
8 | ||
годы о наличии в штатном расписании должностей научных работников обосновано не приняты судом в качестве допустимого доказательства, поскольку они не заверены учебным учреждением, приказ об утверждении данных штатных расписаний не представлен. Кроме того, из материалов дела и пояснений представителя ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» следует, что данные ставки были вакантны до 20 января 2017 года. Доказательств бесспорно свидетельствующих о наличии данных ставок на момент проведения проверки, принятие каких-либо мер для заполнения этих вакантных ставок путем объявления и проведения соответствующих конкурсов на занятие вакантной должности, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» представлено не было. Таким образом, доводы жалобы об отсутствии нарушения требований подпункта «к» пункта 6 Постановления Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности» несостоятельны. Назначая административное наказание, судья городского суда учел характер совершенного правонарушения, наличие смягчающих наказание обстоятельств - совершение административного правонарушения впервые, устранение нарушений требований Положения о лицензировании образовательной деятельности, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств. Наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 19.20 КоАП РФ. Постановление судьи городского суда вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, при рассмотрении настоящего дела допущено не было. Оснований для отмены постановления судьи городского суда и удовлетворения жалобы не нахожу. Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда решил: постановление судьи Троицкого городского суда Челябинской области от 20 февраля 2017 года оставить без изменения, жалобу представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения | ||
высшего образования «Челябинский государственный университет» ФИО1 - без удовлетворения. | |||
Судья | Ю.С. Зарипова | ||