ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-11/19 от 16.01.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Волкова О.А. Дело № 7-11/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Смоленского областного суда Туникене М.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление судьи Промышленного районного суда г.Смоленска от 03 декабря 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ,

установил:

названным постановлением судьи ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

В жалобе, поданной в Смоленский областной суд, ФИО1 просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения. При этом, указывает на отсутствие объективной стороны состава административного правонарушения, поскольку отсутствие уведомления в установленном порядке соответствующих органов власти о проведенном мероприятии не может являться причиной ограничения права гражданина участия в публичном мероприятии.

ФИО1 в Смоленский областной суд не явился, уведомлен надлежащим образом.

В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет административную ответственность.

Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон № 54-ФЗ, закон).

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. В том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (п.3 ст.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации (п.4 ст.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам (п.5 ст.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ устанавливает уведомительный порядок проведения организации и проведения публичного мероприятия, предусматривая необходимость согласования места и времени его проведения с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Уведомительный характер проведения публичных мероприятий вызван необходимостью создания реальных и безопасных условий для проведения указанных мероприятий.

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.

Организация и проведение публичного мероприятия подразумевает совокупность обязанностей организатора публичного мероприятия, предусмотренных Федеральным законом № 54-ФЗ.

В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона, к организации публичного мероприятия относятся следующие действия: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.

Статьей 7 Закона предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, в случаях и в сроки, установленные статьей.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ.

В соответствии с частью 3 данной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в частности, выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что 05.05.2018 в период времени с 14.00 до 15.30 ФИО1 нарушил установленный порядок проведения публичного мероприятия, принял участие в публичном мероприятии в сочетании форм шествия, демонстрации, митинга от магазина «Кругозор» ... по заранее запланированному маршруту до площадки возле памятника Н.В. Крыленко возле ... не согласованном с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, в нарушение п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона №54-ФЗ не выполнил неоднократные законные требования представителя Администрации г.Смоленска ФИО2 и сотрудника полиции ФИО3 о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 06.06.2018 года; рапортами сотрудника УУП УМВД России по г.Смоленску ТАВ зам.начальника ОООП УМВД России по г.Смоленску САН постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 14.05.2018; уведомлениями от 20.04.2018, 23.04.2018, от 26.04.2018; ответами Главы г.Смоленска ФИО4 от 25.05.2018 №35-327, от 27.07.2018 №35-347 о невозможности проведения публичного мероприятия по указанному маршруту; предостережением прокурора Заднепровского района г.Смоленска от 28.04.2018 о недопустимости нарушения закона; вступившим в законную силу 04.05.2018 решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 28.04.2018; объяснениями НИЮКЛСКЕССАН видеозаписью на СD-диске, которые получили оценку судьей на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Допустимость, достоверность и достаточность указанных доказательств не вызывает сомнений.

Проверив собранные по делу доказательства, судья районного суда правильно установил обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения, объектом которого является общественный порядок и общественная безопасность.

Доводы жалобы заявителя о том, что на представленном в материалы дела CD-диске отсутствует информация о дате и времени выполнения видеозаписи, месте и лице, ее выполнившем, не является существенным нарушением и не свидетельствует о ненадлежащей фиксации события административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

СD-диск с видеозаписью проведенного 05.05.2018 публичного мероприятия, в котором принимал участие ФИО1, подтверждает описанное в протоколе об административном правонарушении событие, в связи с чем обоснованно был признан судом допустимым доказательством и оценен наряду с другими доказательствами по делу.

Ссылка в жалобе на несоблюдение должностным лицом административного органа срока составления протокола об административном правонарушении несостоятельна, поскольку согласно правовой позиции, выраженной в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях», данный срок пресекательным не является.

Доводы о том, что отсутствие согласования в установленном порядке, полученного от соответствующих органов власти, о проведении публичного мероприятия не может являться причиной ограничения права гражданина на участие в нем, основаны на неверном толковании норм материального права, прямо противоречат положениям Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ.

Ссылки на позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении от 10.02.2017 № 2-П, в соответствии с которой ответственность организаторов или участников публичного мероприятия может наступить лишь в случаях их деструктивного поведения, в частности при явном намерении совершить или совершении каких-либо действий, угрожающих общественному порядку или общественной безопасности, несостоятельны.

Заявителем не учтено, что в данном Постановлении также разъяснено, что находящееся под защитой Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов, являющихся в силу ее ст. 15 (ч. 4) составной частью правовой системы России, право граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не обладает абсолютным характером и может быть ограничено федеральным законом в целях охраны конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством цивилизованной организации и проведения мирных публичных акций.

Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», определяющим уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.

В нарушение требований ст. 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ ФИО1 как участником публичного мероприятия, не выполнены законные требования сотрудника полиции и Администрации г.Смоленска, которые довели до них сведения о несогласованности проведения публичного мероприятия, о прекращении участия в публичном мероприятии.

ФИО1 данный порядок был нарушен, им принято участие в публичном мероприятии в отсутствие наличия в установленном порядке уведомления о проведении такого мероприятия, за что КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Ссылки в жалобе на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г., практику Европейского суда по правам человека, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления.

Вопреки доводам жалобы, из материалов дела следует, что к выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, судья районного суда пришел на основе всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда

решил:

Постановление судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 03 декабря 2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья М.В. Туникене