ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-11/20 от 12.02.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

№ 7-11/2020

решение

г. Иркутск 12 февраля 2020 г.

Судья Иркутского областного суда Карнышов А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного бухгалтера администрации муниципального образования «Боханский район» ФИО1 на постановление судьи Боханского районного суда Иркутской области от 9 декабря 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера администрации муниципального образования «Боханский район» ФИО1,

установил:

Постановлением судьи Боханского районного суда Иркутской области от 9 декабря 2019 г. главный бухгалтер администрации муниципального образования «Боханский район» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, ФИО1, не соглашаясь с постановлением судьи Боханского районного суда Иркутской области, просит об отмене судебного акта. В обоснование доводов жалобы указала, что протокол об административном правонарушении составлен не уполномоченным должностным лицом. Постановление судьи районного суда не отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив с учётом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, заслушав в судебном заседании ФИО1, поддержавшую жалобу, свидетеля ФИО2, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определённым договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Закреплённый в статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской федерации и муниципальных образований», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Контрольно-счётный орган субъекта Российской Федерации осуществляет, в том числе контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 9 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ).

Постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля на территории Иркутской области является Контрольно-счётная палата Иркутской области, полномочия которой определяются Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

В соответствии с распоряжением председателя Контрольно-счётной палаты Иркутской области от 27 сентября 2019 г. в план деятельности Контрольно-счётной палаты Иркутской области на 2019 г. внесены изменения: включено проведение контрольных мероприятий в 4 квартале 2019 г. в отношении администрации муниципального образования «Боханский район» и её структурных подразделений.

На основании распоряжения председателя Контрольно-счётной палаты Иркутской области от 2 октября 2019 г. в отношении администрации муниципального образования «Боханский район» проведено контрольное мероприятие: «Проверка законного, эффективного (экономного и результативного) использования отдельных межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета в 2018 г., истекшем периоде 2019 г. муниципальному образованию «Боханский район».

Согласно примечанию к статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.

В ходе проведения должностными лицами Контрольно-счётной палаты Иркутской области контрольного мероприятия выявлены нарушения Приказа Министерства труда и занятости Иркутской области от 17 сентября 2013 г. № 42-мпр «Об утверждении порядка расходования средств, направляемых на осуществление материальных затрат, необходимых для исполнения отдельных областных государственных полномочий в сфере труда», которые послужили основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера администрации муниципального образования «Боханский район» ФИО1

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 26 июня 2019 г. администрацией МО Боханский район произведено увеличение стоимости материальных запасов, а именно: приобретение горюче-смазочных материалов на сумму 4 811,40 рублей за счёт средств субвенции на осуществление полномочий в сфере труда в нарушение пункта 5 Приказа Министерства труда и занятости Иркутской области от 17 сентября 2013 г. № 42-мпр «Об утверждении порядка расходования средств, направляемых на осуществление материальных затрат, необходимых для исполнения отдельных областных государственных полномочий в сфере труда», не предусматривающего возможности приобретения горюче-смазочных материалов как товарно-материальных ценностей для исполнения отдельных областных государственных полномочий в сфере труда.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 8 ноября 2019 г. главным инспектором сводной, информационно-аналитической инспекции Контрольно-счётной палаты Иркутской области ФИО2 в отношении главного бухгалтера администрации муниципального образования «Боханский район» ФИО1 протокола № 15-АП об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения ФИО1 к административной ответственности постановлением судьи Боханского районного суда Иркутской области от 9 декабря 2019 г.

Факт совершения названного административного правонарушения объективно подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которые согласуются между собой: протоколом об административном правонарушении (л.д.1-5); копией бюджетной сметы администрации МО «Боханский район» на 2019 г. с приложением (л.д.6-7); копией приказа начальника финансового управления администрации МО «Боханский район» об утверждении порядка применения перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт средств местного бюджета, и приложением к приказу (л.д.8-17); копией муниципального контракта на поставку горюче-смазочных материалов на 2 квартал 2019 г. для нужд администрации МО «Боханский район» (л.д.18-23); копией заявки на кассовый расход для закупки ГСМ для обеспечения муниципальных нужд (л.д.24-25); копией платёжного поручения на сумму 106 612,31 рублей для закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (л.д.27); копией письма заместителя министра труда и занятости Иркутской области, согласно которому согласование на приобретение горюче-смазочных материалов МО «Боханский район» не осуществлялось (л.д.28); копиями распоряжений о назначении ФИО1 на должность начальника отдела учёта и отчётности администрации МО «Боханский район» (л.д.29-30); копией должностной инструкции начальника отдела учёта и отчётности администрации МО «Боханский район» (л.д.31-34) и другими материалами дела.

Представленные материалы дела не содержат противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи районного суда о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспаривая выводы судьи районного суда о наличии в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ФИО1 приводит в жалобе доводы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом, поскольку приказ председателя Контрольно-счётной палаты Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 14-рп, на основании которого действовал главный инспектор сводной, информационно-аналитической инспекции Контрольно-счётной палаты Иркутской области ФИО2 при составлении протокола, решением судьи Иркутского областного суда от 5 июля 2019 г. признан не действующим.

В судебном заседании ФИО1 поддержала доводы жалобы, дополнительно пояснила, что денежная сумма в размере 4 811,40 рублей восстановлены в бюджет путём направления 6 ноября 2019 г. в Управления Федерального казначейства по Иркутской области уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа.

Главный инспектор сводной, информационно-аналитической инспекции Контрольно-счётной палаты Иркутской области ФИО2, допрошенный в судебном заседании при рассмотрении настоящей жалобы, показал, что контрольное мероприятие в отношении администрации муниципального образования «Боханский район», в ходе которого выявлены нарушения ФИО1 требований бюджетного законодательства на сумму 4 811,40 рублей, проведены на основании распоряжения председателя Контрольно-счётной палаты Иркутской области от 2 октября 2019 г. Дата распоряжения, указанная им в протоколе как «2 ноября 2019 г.», является технической опиской. Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа в Управления Федерального казначейства по Иркутской области ею было направлено только после выявления названного правонарушения. Уведомление о необходимости явиться в 11 часов 8 ноября 2019 г. в КСП Иркутской области для составления протокола об административном правонарушении за нарушение Порядка расходования средств на сумму 4 811,40 рублей (заявка на кассовый расход № 00000769, платёжное поручение от 26 июня 2019 г.) получено ФИО1 лично 1 ноября 2019 г. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие ФИО1, копия протокола направлена в её адрес.

Приведённые выше доводы не являются основанием для отмены судебного постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Приказом председателя Контрольно-счётной палаты Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 14-рп утверждён перечень должностных лиц Контрольно-счётной палаты Иркутской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к числу которых, в том числе, отнесены главные инспекторы Контрольно-счётной палаты Иркутской области.

Как усматривается из материалов дела, протокол № 15-АП об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера администрации муниципального образования «Боханский район» ФИО1 составлен главным инспектором сводной, информационно-аналитической инспекции Контрольно-счётной палаты Иркутской области ФИО2 (л.д.1-5).

Решением судьи Иркутского областного суда от 5 июля 2019 г. (административное дело № 3а-89/2019 по административному исковому заявлению ФИО3 к Контрольно-счётной палате Иркутской области о признании недействующим приказа председателя Контрольно-счётной палаты Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 14-рп «Об утверждении перечня должностных лиц Контрольно-счётной палаты Иркутской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях») административное исковое заявление ФИО3 к Контрольно-счётной палате Иркутской области удовлетворено, приказ председателя Контрольно-счётной палаты Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 14-рп признан не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2019 г. № 66-АПА19-9 решение Иркутского областного суда от 5 июля 2019 г. оставлено без изменения и с указанной даты вступило в законную силу. При этом Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что суд пришёл к обоснованному выводу о признании оспариваемого приказа не действующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании должностными лицами Контрольно-счётной палаты Иркутской области составлялись протоколы об административных правонарушениях.

Между тем протокол № 15-АП об административном правонарушении в отношении главного бухгалтера администрации муниципального образования «Боханский район» ФИО1 составлен главным инспектором сводной, информационно-аналитической инспекции Контрольно-счётной палаты Иркутской области ФИО2 8 ноября 2019 г., то есть до признания не действующим приказа председателя Контрольно-счётной палаты Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 14-рп.

С учётом изложенного, названный протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом Контрольно-счётной палаты с соблюдением требований, предусмотренных статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, существенных нарушений требований закона при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в том числе событие административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в протоколе отражены правильно.

При этом неверное указание в протоколе об административном правонарушении даты распоряжения председателя Контрольно-счётной палаты Иркутской области, на основании которого проведено контрольное мероприятие («2 ноября 2019 г.» вместо «2 октября 2019 г.»), является явной технической опиской, которая не влечёт признание указанного протокола в качестве недопустимого доказательства по делу.

Протокол об административном правонарушении обоснованно признан допустимым доказательством по делу, исследован при рассмотрении дела, оценка ему дана в соответствии со статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложенные в протоколе сведения объективно подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств. Оснований, порочащих данный документ как доказательство, материалы дела не содержат.

Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и обоснованно признаны судьёй районного суда достоверными относительно события правонарушения.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ФИО1, занимая должность главного бухгалтера администрации муниципального образования «Боханский район», являясь должностным лицом, осуществляющим, в том числе, контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчётов и платёжных обязательств, принятие мер по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, при исполнении своих должностных обязанностей не приняла надлежащих мер по предупреждению незаконного расходования бюджетных средств, допустив тем самым расходование средств субвенции на приобретение горюче-смазочных материалов посредством подписания заявки на кассовый расход.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего исполнения ФИО1 возложенных на неё должностных обязанностей и соблюдения требований бюджетного законодательства, материалы дела не содержат.

К выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.

Принятие ФИО1 мер для устранения нарушений требований бюджетного законодательства, а именно: восстановление в бюджет Иркутской области денежных средств на основании уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа от 6 ноября 2019 г., не свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО1 состава вменённого административного правонарушения, поскольку данные меры предприняты ею в ходе проведения КСП Иркутской области проверки и после получения 1 ноября 2019 г. уведомления о необходимости явки в КСП Иркутской области для составления протокола об административном правонарушении по данному делу.

Вопреки утверждению жалобы, в постановлении судьи Боханского районного суда Иркутской области содержатся все сведения, предусмотренные статьёй 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании, дана надлежащая правовая оценка доказательствам по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьёй 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу ФИО1, не имеется.

Доводы жалобы ФИО1 не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, исследованных и оценённых судьёй районного суда по правилам, установленным в статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание ФИО1 в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 – 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, установленном санкцией статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом характера и обстоятельств совершения правонарушения, личности виновной, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств и наличия обстоятельства, смягчающего административную ответственность, является обоснованным и справедливым.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Какие-либо существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление судьи Боханского районного суда Иркутской области от 9 декабря 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера администрации муниципального образования «Боханский район» ФИО1 оставить без изменения, жалобу главного бухгалтера администрации муниципального образования «Боханский район» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья А.И. Карнышов