ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-11/2022 от 01.02.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

КОПИЯ Судья Александрова Е.А. Дело № 7-11/2022 (7-544/2021)

РЕШЕНИЕ

1 февраля 2022 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 14 сентября 2021 года,

установил:

постановлением № 7215760190-03 государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от 7 июня 2021 года <данные изъяты>ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

ФИО1 подал жалобу на указанное постановление в порядке статьи 30.1 КоАП Ф в районный суд.

Решением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 14 сентября 2021 года постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, ФИО1 просит отменить вынесенные по делу постановления и прекратить производство по делу.

Полагает, что состав административного правонарушения в его действиях отсутствует, поскольку им приняты все меры для организации и проведения работ по дополнительной оценке уязвимости объектов метрополитена в создавшейся крайне сложной финансово-экономической ситуации.

Письмом департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска от 31 марта 2020 № 24/01-17/03096 МУП «Новосибирский метрополитен» рекомендовано ввести режим экономии, скорректировать планы финансово-хозяйственной деятельности, пересмотреть планы закупок на 2020 год, исключив закупки, не относящиеся к процессу основной деятельности. Все его действия были согласованы с начальником МУП «Новосибирский метрополитен» и им одобрены, а также поддержаны учредителем – мэрией г. Новосибирска. Подготовлено и отправлено письмо в Правительство Новосибирской области с просьбой оказать финансовую поддержку для проведения дополнительной оценки уязвимости объекта метрополитена, но ответа не последовало.

Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, заслушав пояснения ФИО1, прокурора Вакорина М.О., прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ФИО1 привлечен к административной ответственности как должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности МУП <адрес> «Новосибирский метрополитен».

В соответствии с пунктом 2.1 должностной инструкции заместителя начальника метрополитена – начальника службы безопасности МУП «Новосибирский метрополитен» от 16 июля 2020 года на него возложена организация работы и проведение мероприятий по обеспечению и выполнению требований безопасности, установленных законодательством.

Отказывая в удовлетворении жалобы ФИО1, судьей районного суда был сделан вывод о том, что должностное лицо в установленный срок меры, направленные на соблюдение транспортной безопасности, не принял, отсутствие финансовых средств для выполнения мер не является основанием для освобождения от административной ответственности.

С выводами судьи районного суда согласиться не могу.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года "О транспортной безопасности" (далее Закон о транспортной безопасности) метрополитен является объектом транспортной инфраструктуры.

Частью 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1641 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), далее Требования. Начало действия документа – 24 октября 2020 года.

В соответствии с указанными Требованиями субъект транспортной инфраструктуры обязан при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта метрополитена от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта метрополитена и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев с даты возникновения таких изменений (для субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющего закупки работ и услуг в связи с указанной оценкой уязвимости в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в течение 5 месяцев) – подпункт 17 пункта 5;

- обеспечить внесение изменений в план объекта метрополитена, в том числе изменений, касающихся результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта метрополитена, и их представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта метрополитена – подпункт 18 пункта 5;

- в течение 3 рабочих дней со дня изменения организационно-распорядительных документов, предусмотренных подпунктом 9 настоящего пункта, представить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта соответствующие изменения в утвержденный план объекта метрополитена – подпункт 19 пункта 5.

В ходе проведения проверки прокуратурой города Новосибирска с привлечением должностных лиц УГАН НОТБ СФО Ространснадзора установлено нарушение указанных нормативных требований.

Вместе с тем, полагаю, что в материалах дела имеются достаточные доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины должностного лица при исполнении должностных обязанностей.

До вступления в действие 24.10.2020 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 № 1641 действовали Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий метрополитенов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2017 № 410, которые также предусматривали проведение оценки уязвимости объекта, результаты которой в МУП «Новосибирский метрополитен» утверждены 23 мая 2018 г.

В связи с изданием новых Требований в течение разумного срока со дня их принятия ФИО1 как <данные изъяты> проанализированы изменения законодательства в области транспортной безопасности и 3 ноября 2020 проведено совещание по вопросам реализации вновь утвержденных Требований, был принят план реализации мероприятий по исполнению Требований, в том числе принято решение о проведении дополнительной оценки уязвимости объекта, обращении за выделением бюджетных средств. Привлечение лиц для проведения оценки уязвимости требует соблюдения законодательства о закупках, оценки возможных сделок как крупных.

На момент введения новых Требований финансовое состояние юридического лица за 9 месяцев 2020 года свидетельствует о наличии убытка в размере 365,3 млн. руб.

С обращением к министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области о выделении финансирования на проведение дополнительной оценки уязвимости объектов метрополитена и разработку планов обеспечения безопасности юридическое лицо обратилось 16.12.2020 г.

С 18 марта 2020 г. в Новосибирской области был введен режим повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции, а также ряд ограничительных мер, что привело к снижению пассажиропотока и снижению прибыли.

31 марта 2020 г. Департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса города Новосибирска письмом № 24/01-17/03096 МУП «Новосибирский метрополитен» рекомендовано ввести режим экономии, скорректировать планы финансово-хозяйственной деятельности, пересмотреть планы закупок на 2020 год, исключив закупки, не относящиеся к основной деятельности.

В связи с распространением коронавирусной инфекции и снижением пассажиропотока руководителем метрополитена издан ряд приказов, направленных на ограничение закупок в 2020 году.

В феврале-марте 2021 г. МУП <адрес> «Новосибирский метрополитен» проведена работа по подготовке конкурсной документации на оказание услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости объектов инфраструктуры, направлены обращения, проведен мониторинг ценовых предложений.

Приняты меры к составлению отчета о финансовых результатах и бухгалтерского баланса для составления заключения об оценке возможных последствий совершения крупных сделок, оценена стоимость проведения работ по оценке уязвимости.

12 апреля 2021 г. Департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска дано заключение об оценке возможных последствий совершения крупной сделки, в том числе в части оказания услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости объектов инфраструктуры внеуличного транспорта МУП «Новосибирский метрополитен».

30 апреля 2021 года объявлен открытый аукцион на право заключения договора на оказание услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости объектов инфраструктуры внеуличного транспорта МУП «Новосибирский метрополитен».

7 июня 2021 г. путем определения поставщика через открытый аукцион МУП «Новосибирский метрополитен» заключен договор на оказание услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости объектов.

Полагаю заслуживающим внимания довод, что основным видом деятельности МУП «Новосибирский метрополитен» является перевозка пассажиров, доходы от которой являются основным источником доходов предприятия, при этом тариф на перевозку является регулируемым и установлен Правительством Новосибирской области.

Таким образом, ФИО1, который не является лицом, утверждающим финансовые решения предприятия, приняты надлежащие и разумные меры в рамках должностных обязанностей к организации работы по соблюдению нормативных актов в области транспортной безопасности. Все принятые решения согласованы с руководителем предприятия. Длительность принятия всех мер в соответствии с новыми Требованиями связана в том числе с необходимостью соблюдения требований законодательства в области закупок, законодательства в сфере регулирования тарифов, корпоративного законодательства и т.д.

Полагаю, что должностным лицом административного органа и судьей районного суда не в полной мере учтены доводы и представленные доказательства, выводы о бездействии ФИО1 противоречат установленным обстоятельствам, вина в совершении правонарушения, которая для должностного лица связана с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, не установлена.

Между тем, в силу понятия административного правонарушения, содержащегося в статье 2.1 КоАП РФ, вина является необходимым признаком состава административного правонарушения, бремя доказывания вины возлагается на лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление должностного лица и судебное решение подлежат отмене с прекращением производства по делу за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 14 сентября 2021 года, постановление № 7215760190-03 государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от 7 июня 2021 года по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, жалобу – удовлетворить.

Судья подпись Ю.ФИО3 КОПИЯ ВЕРНА: __________Ю.ФИО3