ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-12-128 от 27.03.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Буланова Н.А. Дело № 7-12-128

РЕШЕНИЕ

27 марта 2018 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ОАО «РЖД» Грама А.Н. на постановление судьи Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 29 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ОАО «Российские железные дороги»,

установила:

постановлением судьи Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 29 января 2018 года ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200000 рублей.

В жалобе защитника ОАО «РЖД» Грама А.Н. ставится вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по данному делу.

В судебное заседание защитник ОАО «РЖД» не явился, юридическое лицо извещено о времени и месте слушания дела надлежащим образом. В судебное заседание поступило письменное ходатайство защитника ОАО «РЖД» Долганова С.В. об отложении слушания дела в связи с тем, что в районном суде г.Хабаровска на 27 марта 2018 года назначено рассмотрение другого дела. Полагаю, что данное ходатайство не подлежит удовлетворению, поскольку указанная в ходатайстве причина не является уважительной. Назначенное судебное заседание в другом суде не является безусловным основанием для отложения рассмотрения жалобы и не препятствует к рассмотрению жалобы, поскольку юридическое лицо ОАО «РЖД», заблаговременно извещенное о времени и месте слушания дела, не было лишено возможности направить в суд защитника.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав возражения представителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края Администрации Приморского края Зуева А.С., считаю, что оснований для отмены постановления судьи не имеется.

Ответственность по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 34 Закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Статей 35.1 названного Федерального закона не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

Согласно особому режиму использования земель и градостроительных регламентов в границах единой охранной зоны памятников, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 22 июля 2015 года № 241-па, в границах единой охранной зоны Памятников запрещается размещение временных построек, павильонов, киосков, навесов, рекламных объектов, нарушающих визуальное восприятие Памятников и панорам, раскрывающихся с территорий объектов культурного наследия и видовых площадок, с основных точек и направлений восприятия; установка отдельно стоящих рекламных конструкций площадью более 1,9 кв. м, а также размещение рекламных растяжек.

В границах единой охранной зоны Памятников, при условии согласования с органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального и регионального значения на территории Приморского края, разрешается размещение вспомогательных некапитальных объектов (павильонов, киосков, навесов, рекламных объектов) не выше 2,5 м от уровня земли, необходимых для современного использования и охраны Памятников, обслуживания туристов и горожан.

Как следует из материалов дела, на основании задания инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, должностным лицом инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края проведено мероприятие по контролю за состоянием объектов культурного наследия, в ходе которого установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 30 минут, в районе <адрес>, на территории, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их историческом ландшафтном окружении установлен особый режим использования земель (в охранной зоне объектов культурного наследия), зафиксировано нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выразившееся в несоблюдении ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия - распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях, и размещение без согласования с органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального и регионального значения на территории Приморского края, вспомогательных некапитальных объектов (киосков), а именно: в единой охранной зоне объектов культурного наследия регионального значения «Здание морского вокзала», расположенного по адресу: <адрес>, «Административное здание Владивостокского коммерческого порта», расположенного по адресу: <адрес>», утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 22 июля 2015 года № 241-па, на балконном ограждении восточного фасада северной части «Здания железнодорожного вокзала, 1909-1911 гг.» (Приморский край, <адрес>, отнесенного к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в Единый реестр (регистрационный номер в Едином реестре ), размещен натяжной рекламный баннер с текстом: «120 лет. Дальневосточная железная дорога - дорога сквозь века! РЖД», перекрывающий архитектурные элементы здания. Охранное обязательство собственника либо иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр, «Здание железнодорожного вокзала, 1909-1911 гг.» региональным органом охраны объектов культурного наследия выдано ОАО «РЖД».

В границах единой охранной зоны Памятников, на тротуаре, по линии разграничения тротуара и проезжей части, по направлению на северо-запад от главного входа в здание железнодорожного вокзала по <адрес>, размещены киоски, нарушающие визуальное восприятие Памятников и панорам, с основных точек и направлений восприятия. На одном из киосков размещен паспорт арендатора, выполненный на бланке ОАО «РЖД», заверенный круглой печатью Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов и подписью арендодателя - A.M. Синеева, номер и дата договора от ДД.ММ.ГГГГ.

В границах единой охранной зоны Памятников, на земельном участке с кадастровым номером (), принадлежащем на основании права аренды ОАО «РЖД» размещены киоски, нарушающие визуальное восприятие Памятников и панорам, с основных точек и направлений восприятия.

На момент составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ, документы, подтверждающие согласование органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального и регионального значения на территории Приморского края, размещения в единой охранной зоне Памятников вспомогательных некапитальных объектов ОАО «РЖД» не представлены.

Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Указанные требования закона в ходе рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД» были соблюдены.

Принимая решение о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности, судья обоснованно исходил из того, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными судьей в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; заданием от ДД.ММ.ГГГГ на проведение мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия на территории Приморского края; актом от ДД.ММ.ГГГГ осмотра объекта культурного наследия по результатам мероприятия по контролю за состоянием и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия на территории Приморского края; предписанием от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений особого режима использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия; выпиской из постановления Администрации Приморского края от 22 июля 2015 года № 241-па «Об утверждении границ объединенных зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Здание морского вокзала», «Административное здание Владивостокского коммерческого порта», режима использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон»; выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ о земельном участке с кадастровым номером ; выпиской из Постановления Совета министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 и иными материалами дела.

Довод жалобы о том, что баннер «120 лет. Дальневосточная железная дорога – дорога сквозь века!» не является рекламой, несостоятелен, поскольку основан на неверном толковании норм права по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 указанной статьи, во взаимосвязи со статьями 1473 - 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации объектом рекламирования являются, в том числе средства индивидуализации юридического лица.

Исходя из вышеизложенного, баннер «120 лет. Дальневосточная железная дорога – дорога сквозь века!» является рекламой, так как информация, содержащаяся на баннере, имеет цели продвижения общества.

Довод жалобы о том, что не установлен субъект административного правонарушения, так как не выяснен вопрос о том, какие именно киоски в нарушение закона установлены ОАО «РЖД», а также принадлежат ли киоски ОАО «РЖД» на праве собственности или размещены по договору аренды, несостоятелен, поскольку ОАО «РЖД» является арендатором земельного участка, на котором установлены киоски, которые в границах единой охранной зоны Памятников нарушают визуальное восприятие Памятников и панорам, с основных точек и направлений восприятия. Кроме того, на одном из киосков размещен паспорт арендатора, выполненный на бланке ОАО «РЖД», заверенный круглой печатью Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов и подписью арендодателя - A.M. Синеева, номер и дата договора от ДД.ММ.ГГГГ.

Указание в жалобе на отсутствие вины ОАО «РЖД» в связи с тем, что администрация г.Владивостока провела границу единой охранной зоны Памятников, не уведомив ОАО «РЖД» как арендатора по договору аренды земельного участка о наложении такого обременения, необоснованно.

Объектом вменяемого ОАО «РЖД» административного правонарушения являются общественные отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, которые регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Предметом правонарушения являются объекты культурного наследия, их территории и зоны охраны.

Требования сохранения и использования объекта культурного наследия, за нарушение которых установлена административная ответственность, связаны с обеспечением неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, являющимися предметом его охраны, а также с соблюдением установленного режима содержания и использования сопряженных с недвижимым памятником истории и культуры зон его охраны.

Установив, что на земельном участке, арендатором которого является ОАО «РЖД», размещены киоски, нарушающие визуальное восприятие Памятников и панорам, с основных точек и направлений восприятия объекта культурного наследия, а также, что ОАО «РЖД» имело возможность для соблюдения установленных требований, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, судья районного суда правомерно признал общество субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности, установленного статьёй 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований к отмене постановления судьи не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решила:

постановление судьи Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 29 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ОАО «Российские железные дороги» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья Кубатова О.А.