ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-12-139/2022 от 16.05.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Буланова Н.А. № 7-12-139/2022

РЕШЕНИЕ

16 мая 2022 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО4 на постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 10 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края,

установил:

Постановлением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 10 марта 2022 года Инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 200000 рублей.

С постановлением о назначении административного наказания не согласился защитник Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО4, который в поданной в Приморский краевой суд жалобе просит об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием доказательств совершения административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав пояснения защитника Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО4, поддержавшего доводы жалобы; мнение представителей Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу ФИО5 и ФИО6, полагавших жалобу необоснованной, считаю, что оснований для отмены либо изменения постановления судьи не имеется.

Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, что для юридических лиц влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Объективная сторона административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в противоправных действиях (бездействии) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, а равно в несоблюдении ограничений, установленных в границах их зон охраны, то есть в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) государственная охрана объектов культурного наследия представляет собой систему правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии с частью 3 Положения «О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1093 предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) в отношении объектов культурного наследия федерального значения, зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, защитных зон объектов культурного наследия федерального значения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), установленных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, включая: требования охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия; требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия; требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места с учетом установленных для этих территорий особых режимов использования земель; требования, содержащиеся в разрешительных документах, выданных федеральным органом охраны объектов культурного наследия и региональными органами охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия; требования к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе о соответствии работ согласованной проектной документации и разрешению на проведение работ по их сохранению; требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, защитной зоны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, требования особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленные Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; требования к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг; меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр); меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, предусмотренные проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом (распоряжением) от 22 октября 2021 года № Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу в период с 8 ноября 2021 года по 3 декабря 2021 года проведена плановая документарная проверка в отношении Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края (далее – Инспекция по ООКН) с целью контроля соблюдения региональным органом охраны объектов культурного наследия обязательных требований при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия за период с 1 июля 2020 года по 1 ноября 2021 года.

Согласно акту проверки № от 3 декабря 2021 года, в ходе проведения проверки выявлено следующее:

Так, в ЕГРОКН Инспекцией направлено на регистрацию в ЕГРОКН 522 объекта культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Приморского края, которые учтены при расчете распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в отношении объектов культурного наследия федерального значения. Фактически количество объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Приморского края, составляет 520 объектов.

При этом 2 объекта археологического наследия Инспекцией по охране ОКН в АИС ЕГРОКН ошибочно включены дважды:

Инспекцией по ООКН не приняты меры по корректировке сведений в АИС ЕГРОКН, направленные на приведение в соответствие количества объектов культурного наследия: во вкладке «Исключение дублирующей записи», «Проверка заявки на исключение дублирующей записи из Реестра», «Устранение замечаний», а также во вкладках указанных ОКН отсутствуют заявки о корректировке со стороны Инспекции по ООКН, отсутствуют письма и обращения в Минкультуры России и в службу технической поддержки АИС ЕГРОКН. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ЕГРОКН, реестр) является государственной информационной системой, используемой для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия, о кадастровых номерах, при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию. Тем самым, внесение в АИС ЕГРОКН недостоверных сведений (дублирующихся объектов) приводит к неверному расчету выделяемых субвенций на основании Методики распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1183 (в котором при расчете используется показатель: Ki - количество расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов культурного наследия федерального значения, зарегистрированных в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на 1 июля текущего года, в отношении которых осуществляются переданные полномочия), а также к искажению официальной статистической информации в реестре.

Приказами Инспекции по ООКН в проверяемый период утверждены предметы охраны объектов культурного наследия и границы территории объектов культурного наследия:

В нарушение требований подпунктов 3, 7 пунктов 6.1, 10 Положения № 954, а также статьи 20, подпункта 15 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 73-Ф3 сведения о вышеуказанных объектах культурного наследия Инспекцией по ООКН в ЕГРОКН в установленный срок не внесены. Так как сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию, невнесение в АИС ЕГРОКН препятствует получению указанных сведений об объектах культурного наследия.

Таким образом, Инспекцией по ООКН допущено ненадлежащее осуществление федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием объектов культурного наследия федерального значения создает условия для не устранения выявленных нарушений, не привлечения к ответственности виновных лиц, что в свою очередь, влечет повреждение, разрушения объектов культурного наследия, нарушения установленного порядка использования.

Вопреки установленным требованиям, указанные решения не приняты Инспекцией по ООКН, информация о принятии решений о согласии или несогласии с выводами 17 (семнадцати) заключений государственной историко-культурной экспертизы в рамках проверки не представлена. Таким образом, Инспекцией по ООКН нарушен порядок рассмотрения заключения экспертизы и приложений к нему. Непринятие Инспекцией по ООКН соответствующих решений создает правовую неопределенность для последующих юридически значимых решений (освоение земель и проведение хозяйственных работ, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия) и документов (нормативно-правовые акты высших органов исполнительной власти субъектов, утверждающих проекты зон охраны объектов культурного наследия и требования в градостроительных регламентов, режимы использования земель и т.д.).

Таким образом, Инспекцией по ООКН при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, по федеральному государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Перечень) нарушены требования законодательства об охране объектов культурного наследия.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершенного Инспекцией по охране объектов культурного наследия Приморского края административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 28 декабря 2021 года; актом проверки № от 3 декабря 2021 года; распоряжением о проведении плановой выездной документарной проверки от 22 октября 2021 года; предписанием № от 3 декабря 2021 года, а также иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что Управлением Минкультуры России осуществлен вид государственного контроля, не предусмотренный действующим законодательством, в связи с чем составленный по результатам проверки протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, были предметом оценки судьи районного суда и обоснованы отклонены.

Согласно подпункту 9 пункта 6 статьи 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий. Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных полномочий утверждается федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

На основании указанной нормы и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2018 года № 780 приказом Минкультуры России от 21 июля 2020 года № 808 утвержден Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения и федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия (далее – Порядок № 808).

Пунктом 6 Порядка № 808 определены формы проверок, применяемые при осуществлении контроля за переданными полномочиями, к которым отнесены документарные и выездные проверки, а пунктом 12 того же Порядка установлено, что мероприятия по контролю за переданными полномочиями могут быть реализованы в виде плановых и внеплановых проверок.

Таким образом, приказ (распоряжение) Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу от 22 октября 2021 года № о проведении плановой документарной проверки издан в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Что касается ссылки защитника Инспекции по ООКН на пункт 5 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ, в соответствии с которым при осуществлении государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, обоснованной она не является.

Из положений пунктов 1 - 4 Федерального закона № 73-ФЗ следует, что государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия включает в себя государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия, организация и осуществление которого регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и на который распространяются положения пункта 5 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ о запрете проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, а также государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области охраны объектов культурного наследия, который осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональными органами охраны объектов культурного наследия в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Соответственно, на государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области охраны объектов культурного наследия запрет на проведение плановых контрольных мероприятий не распространяется.

Доводы жалобы оснований для отмены либо изменения постановления по делу об административном правонарушении не содержат. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения процессуальных либо материальных норм, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 того же Кодекса для данной категории дел.

Существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

При таких обстоятельствах постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 10 марта 2022 года сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 10 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края, оставить без изменения, жалобу защитника Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края – без удовлетворения.

Судья А.В. Фаленчи