ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-12-188 от 16.06.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Сычева Е.Е. Дело № 7-12-188

РЕШЕНИЕ

16 июня 2022 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России «Партизанский» ФИО1 на постановление судьи Партизанского районного суда Приморского края от 22 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации Партизанского муниципального района Приморского края,

установила:

постановлением судьи Партизанского районного суда Приморского края от 22 апреля 2022 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица администрации Партизанского муниципального района Приморского края в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России «Партизанский» ФИО1 подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления судьи как незаконного и необоснованного.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав возражения защитника администрации Партизанского муниципального района Приморского края ФИО2, прихожу к следующим выводам.

Ответственность по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в ... минут командиром ОВ ДПС ГИБДД МО МВД России «Партизанский» ФИО3 в ходе обследования участков автомобильных дорог в селе Владимиро-Александровское по маршрутам движения школьных автобусов по улице Лазо от дома до дома , от дома улицы Кости ФИО4 до дома улицы Ключевая, от дома до дома улицы Цветочная, от дома улицы 60 лет СССР до дома улицы Ключевая выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), а именно: на дорожном покрытии проезжей части имеется зимняя скользкость в виде снежного наката, что не соответствует пункту 8.1 ГОСТ Р 50597-2017.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении администрации Партизанского муниципального района Приморского края производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с проведением административного расследования, о чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено соответствующее определение.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Партизанского муниципального района составлен протокол об административном правонарушении, материалы дела направлены для рассмотрения в Партизанский районный суд Приморского края.

Разрешая дело по существу, судья районного суда, проанализировав положения пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, пункта 10.1 ГОСТ 33220-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию, утвержденному приказом Росстандарта от 11 августа 2015 года № 1122-ст, пункта 8.1 ГОСТа Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденному приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, сославшись на примечание к пункту 8.1 указанного ГОСТа, устанавливающего, что нормативный срок для ликвидации зимней скользкости составляет для 1 категории дорог не более 4 часов, 3 категории не более 6 часов с момента её обнаружения, оценив акт выявленных недостатков в содержании дорог от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальный контракт на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог в границах Аладимиро-Александровского сельского поселения Партизанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный администрацией Партизанского муниципального района с ИП ФИО5, пришел к выводу о недоказанности нарушения администрацией Партизанского района установленных ГОСТом Р 50597-2017 сроков устранения снежного наката с указанных в акте от ДД.ММ.ГГГГ участков дорог, а также о том, что администрация, с учетом заключенного муниципального контракта, не является лицом, ответственным за обеспечение выполнения работ по зимнему содержанию дорог.

Должностное лицо ОГИБДД МУ МВД России «Партизанский» не согласилось с выводами судьи, указав в жалобе на то, что администрация является владельцем автомобильных дороги, и является органом, в обязанность которого входит осуществление дорожной деятельности (содержание и эксплуатация) в отношении подведомственных автомобильных дорог, судьей не дана оценка сведениям, предоставленным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 февраля 2022 года о выпадении осадков и их количестве в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который, по мнению заявителя, свидетельствует о длительном периоде непринятии мер и бездействии администрации Партизанского муниципального района.

Доводы жалобы частично заслуживают внимания.

В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно пункту 1 статьи 12 данного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ).

Частью 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения», должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Положениями пунктов 6, 11 части 1 статьи 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Таким образом, обязанность по содержанию эксплуатационного состояния автомобильных дорог в границах села Владимиро-Александровское Партизанского муниципального района, в силу прямого указания действующего законодательства возложена на администрацию Партизанского муниципального района.

Заключение муниципального контракта между администрацией района и подрядной организацией, не освобождает администрацию от обязанности по содержанию автомобильных дорог, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядчиком взятых на себя обязательств.

Выводы судьи районного суда о том, что администрация района не является лицом, ответственным за выполнение работ по зимнему содержанию дорог, не свидетельствуют о том, что администрация района не является лицом, ответственным за надлежащее эксплуатационное состояние дорог.

Между тем, оснований не согласиться с выводами судьи о недоказанности того, что администрация района при содержании дорог нарушила установленные ГОСТом Р 50597-2017 сроки устранения снежного наката на дорогах, не имеется.

В соответствии с пунктом 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1, а именно: рыхлый снег должен быть убран в течение 3 -4 часов в зависимости от категории дороги с момента окончания снегопада и (или) метели, зимняя скользкость в течение 5 часов с момента ее обнаружения.

В силу таблицы В.1 приложения В (Виды снежно-ледяных образований на покрытии проезжей части, обочин и тротуаров) зимней скользкостью признается, в том числе уплотненный снег, снежный накат, то есть слой снега, образующийся в результате его уплотнения на дорожном покрытии транспортными средствами, на посадочных площадках остановок маршрутных транспортных средств, на тротуарах - пешеходами или механизированной уборкой.

На покрытии проезжей части возможно устройство уплотненного снежного покрова (УСП) в соответствии с пунктами 8.9 - 8.11.

Согласно пункту 8.10 ГОСТ Р 50597-2017 допускается наличие уплотненного снежного покрова (УСП) толщиной от 3 до 8 см в период зимнего содержания дорог с интенсивностью движения не более 1500 автомашин в сутки. На дорогах с уплотненным снежным покровом должно быть установлено ограничение максимальной скорости до 60 км/ч с помощью дорожных знаков 3.24 по ГОСТ Р 52289, также рекомендуется устанавливать знаки 1.15 «Скользкая дорога».

Уплотненный снежный покров не должен иметь дефектов и рыхлого снега, влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 8.6, а именно при наличии глубины колеи 3 см, а также при наличии отдельных возвышений и углублений (неровностей) высотой/глубиной более 4 см и площадью, м2 – в срок не более двух суток, при наличии рыхлого свежевыпавшего снега на УСП толщиной, см – срок не более 6 суток.

В случае, если невозможно обеспечить соответствие участка дороги с уплотненным снежным покровом требованиям 3.6 и 8.10, его эксплуатационное состояние должно соответствовать требованиям 8.1 и 8.2.

Как следует из представленного в материалы дела акта выявленных недостатков в содержании дорог ДД.ММ.ГГГГ на ... минут на обследованных участках дорог в селе Владимиро-Александровское инспектором ГИБДД ФИО3 обнаружена зимняя скользкость в виде снежного наката.

Согласно сведениям, представленным ФГБУ «Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ информация о выпадении осадков в селе Владимиро-Александровское не может быть представлена в виду отсутствия регулярных наблюдений в данном районе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также примерно до ... часов утра ДД.ММ.ГГГГ в городе Находке и в городе Партизанке шел снег с количеством выпавших осадков в городе Находке 80% от месячной нормы, в городе Партизанске 48 % от месячной нормы осадков.

Из представленных к акту фотографий можно сделать вывод о том, что на обследованных инспектором ГИБДД дорогах проведена уборка выпавшего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ снега, вместе с тем на покрытии улиц после уборки снега остался снежный накат, на котором имелись дефекты и рыхлый снег, срок устранения которых определен в пункте 8.6 ГОСТ Р 50597-2017, то сеть в срок от 2 до 6 суток.

При таких обстоятельствах оснований для переоценки вывода судьи районного суда о недоказанности нарушения администрации Партизанского муниципального района требований пункта 8.1 ГОСТа Р 50597-2017 не имеется.

Доводы жалобы о длительном периоде непринятия мер и бездействии администрации Партизанского муниципального района с учетом установленных по делу обстоятельств, материалами дела не подтверждаются и выводов судьи в части недоказанности должностным лицом административного органа о непринятии администрацией района мер по содержанию дорог в установленные ГОСТом Р 50597-2017 сроки, не опровергают.

В связи с чем оснований для удовлетворения жалобы старшего государственного инспектора ДН ОГИБДД МО МВД России ФИО1 не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решила:

постановление судьи Партизанского районного суда Приморского края от 22 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Партизанского муниципального района Приморского края оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора ДН ОГИБДД МО МВД России ФИО1 без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Жалоба (протест) подается непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья С.П. Судницына