Судья Комарова В.А. Дело № 7-12-236/19
Р Е Ш Е Н И Е
7 мая 2019 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Тымченко А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Восточный терминал» Блинской Е.А. на постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ООО «Восточный терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей без конфискации предметов административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением судьи, защитник ООО «Восточный терминал» Блинская Е.А. подала жалобу в Приморский краевой суд, в которой ставится вопрос об отмене постановления судьи и назначении административного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения общей стоимостью 21610 рублей 10 копеек.
Законный представитель ООО «Восточный терминал» и его защитник Блинская Е.А., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, защитник ходатайствовала о рассмотрении жалобы без её участия, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу выводу об отсутствии оснований для отмены, либо изменению постановления судьи.
В соответствии с частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно пункту 2 примечания к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Пунктом 2 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Статьей 224 Федерального закона Российской Федерации № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон Российской Федерации № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года) установлено, что товары, ввозимые в Российскую Федерацию, подлежат помещению под одну из таможенных процедур в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ЕАЭС и данным Федеральным законом.
Товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств – членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, подлежат таможенному декларированию в соответствии при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры (статья 203 Федерального закона Российской Федерации № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года).
В силу подпункта 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В соответствии с подпунктом 32 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенная декларация – это таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Таможенная процедура – это совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории Союза или за ее пределами (подпункт 34 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
В силу требований статьи 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита используется декларация на товары.
Статьей 106 ТК ЕАЭС установлено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенный орган, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; описание упаковок, цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров), статистическая стоимость.
Пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что ввоз товаров на таможенную территорию Союза – это совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе (пункт 2 статьи 7 ТК ЕАЭС).
Согласно пункта 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 года (далее - Договор) к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС также определено, что под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно статье 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).
В соответствии с подпунктами 4, 7, 8 пункта 1 статьи 106, подпункта 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС, подпункта 42 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза № 257 от 20 мая 2010 года, в декларации на товары в числе прочих, подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений, а также о документах, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Согласно пункту 3 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации.
Статьей 47 Договора установлено, что государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования в порядке, предусмотренном приложением № 7 к Договору.
Согласно пункта 50 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Приложение № 7 к Договору) в исключительных случаях по основаниям, предусмотренным разделами VII и VIII данного Протокола, государства-члены ЕАЭС в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить временные меры, в том числе по основаниям, отличным от указанных в разделах III и IV данного Протокола.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на таможенную территорию Евразийского экономического союза в порт Восточный (РФ) из порта YOKOHAMA (Япония) на борту контейнеровоза «CALIDRIS» по коносаменту № от ДД.ММ.ГГГГ, внешнеторговому контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, инвойсу № от ДД.ММ.ГГГГ, ввезен контейнер № с товаром запасные части б/у для автомобилей, общим количеством 2739 грузовых мест, общим весом брутто/нетто 24430/25430 кг. Отправителем товара, согласно транспортным документам является компания «HASEGAWA MOTOR COMPANY LTD.» Япония. Получателем данного товара согласно коносаменту является ООО «Восточный Терминал».
ДД.ММ.ГГГГ в отдел таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Морской порт Восточный Находкинской таможни менеджером по ВЭД ООО «Восточный Терминал» ФИО1, действовавшей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ подана электронная декларация на товары №.
В указанной декларации был задекларирован товар № «колеса ходовые с алюминиевым диском в сборе с шиной, бывшие в употреблении, пригодные для дальнейшей эксплуатации, высота протектора более 3 мм, размер: R14 – 8 шт., R15 – 12 шт., R16 – 12 шт., R17 – 4 шт., производитель отсутствует, товарный знак BRIDGESTONE, MICHELIN, FIRESTONE, YOKOHAMA, DUNLOP»; страна происхождения товара – Япония, классификационный код товара 8708705009 ТН ВЭД ЕАЭС, таможенная стоимость 33 532,92 рубля, вес нетто/брутто 612/621 кг; товар № «диск колеса алюминиевый для легкового автомобиля, бывшие в употреблении: R14 – 4 шт., R15 – 8 шт., R16 – 8 шт., R17 – 12 шт.», производитель отсутствует, страна происхождения товара – Япония, классификационный код товара 8708705009 ТН ВЭД ЕАЭС, таможенная стоимость 17884, 22 рубля, вес нетто/брутто 288/288 кг.
По результатам таможенного досмотра (АТД №) было установлено, что на части товара № имеется маркировка следующего содержания: на боковой поверхности шины 195/65R15, DUNLOP, Made in Japan, обозначена страна происхождения на диске MADE IN CHINA, всего 4 штуки; на боковой поверхности шины 205/70R15, YOKOHAMA, Made in Japan, обозначена страна происхождения на диске MADE IN CHINA, всего 4 штуки; на боковой поверхности шины 195/65R15, YOKOHAMA, Made in Japan, обозначена страна происхождения на диске MADE IN CHINA, всего 4 штуки; на боковой поверхности шины 215/60R16, YOKOHAMA, Made in Japan, обозначена страна происхождения на диске MADE IN CHINA, всего 4 штуки.
На части товара № имеются следующие маркировки: на колпаке диска CR CRICKET, страна происхождения товара на диске: MADE IN CHINA, всего 4 штуки; на колпаке диска MEISTER, страна происхождения товара на диске: MADE IN CHINA, всего 4 штуки; на колпаке диска ADVENTURE CLUB, страна происхождения товара на диске: MADE IN CHINA, всего 4 штуки.
ДТ № принята и зарегистрирована таможенным органом в установленном порядке. В адрес ООО «Восточный Терминал» прибыли товары, в том ассортименте и количестве, товарных знаков, артикулов, моделей, производителя, характеристик и качества, которые были заявлены в таможенной декларации.
В подсубпозицию 8708 70500 9 ТН ВЭД ЕАЭС, с учетом пункта (к) пояснений к товарной позиции 8708 ТН ВЭД ЕАЭС, включаются, в том числе ходовые колеса из алюминия, независимо от того, укомплектованы они шинами или нет. Таким образом, страна происхождения колес из алюминия, определяется по стране происхождения диска, независимо от того, укомплектованы они шиной или нет.
Из чего следует, что страной происхождения для части товара № и товара № является КНР.
Таким образом, ООО «Восточный Терминал» в ДТ № заявило недостоверные сведения о стране происхождения, ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС части товара № и товара №.
Фактические обстоятельства совершенного ООО «Восточный Терминал» правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ и видеозаписью к нему; актом приема-передачи имущества на ответственное хранение от ДД.ММ.ГГГГ; ДТ №; контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ; коносаментом № от ДД.ММ.ГГГГ; инвойсом № от ДД.ММ.ГГГГ; актами таможенного досмотра №№, №; справкой о привлечении лица к административной ответственности; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Восточный Терминал»; протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, и другими доказательствами по делу, оцененными судьей городского суда в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Восточный Терминал» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 725 «О лицензировании импорта колес из алюминия», вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ введено лицензирование импорта в Российскую Федерацию из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, колес из алюминия, классифицируемых кодом № ТН ВЭД ЕАЭС, происходящих с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС и договаривающимися сторонами Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в г. Женеве 20 марта 1958 года при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Китайская Народная Республика не является членом ЕАЭС, а также Договаривающейся стороной Соглашения 1958 года. Следовательно, при помещении колеса из алюминия под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, происходящих из данной страны, необходимо предоставление лицензии, выданной уполномоченным органом – Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России).
Между тем, лицензия Минпромторга России при декларировании указанного товара не предоставлена, тем самым ООО «Восточный Терминал» не выполнило обязанности по соблюдению ограничений на ввоз товаров, установленных законодательством ЕАЭС и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из характера предпринимательской деятельности, осуществляемой самостоятельно на свой риск и под свою ответственность, юридическое лицо обязано проявлять необходимую степень осторожности и осмотрительности и не допускать действий, которые могут быть квалифицированы как противоправные.
Вступая в таможенные правоотношения, ООО «Восточный Терминал» должно не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации в области таможенного дела.
До подачи в таможенный пост Морской порт Восточный Находкинской таможни ДТ № ООО «Восточный Терминал» могло провести осмотр товара, ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза, в ходе которого установить страну происхождения товаров (колеса ходовые алюминиевые в комплекте с шинами, диски колеса алюминиевые), то есть сведения необходимые для соблюдения требований Технического регламента Таможенного Союза. После чего общество могло воздержаться от совершения действий направленных на выпуск товаров в свободное обращение, и получить лицензию Минпромторга России в целях соблюдения установленных ограничений на ввоз товаров.
Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении декларантом своих обязанностей по декларированию товаров и предоставлению в таможенный орган документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных международными договорами государств-членов ЕАЭС, решениями ЕАЭС, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Доводы жалобы оснований для освобождения ООО «Восточный Терминал» от административной ответственности, либо изменения административного наказания на наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения не содержат. Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемого судебного акта не является.
Иные доводы жалобы аналогичны по своему содержанию доводам, изложенным при рассмотрении дела об административном правонарушении, проверялись судьей городского суда, им дана надлежащая и мотивированная оценка в судебном постановлении по правилам, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не согласиться с которой оснований не имеется, и не требуется их повторная переоценка.
Порядок привлечения ООО «Восточный Терминал» к административной ответственности соблюден.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание ООО «Восточный Терминал» назначено в соответствии с санкцией части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с соблюдением требований статьи 4.1 названного Кодекса.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, в ходе производства по делу не допущено.
При таких обстоятельствах постановление судьи является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Восточный Терминал» оставить без изменения, жалобу защитника Блинской Е.А. – без удовлетворения.
Судья А.М. Тымченко