Председательствующий по делу
судья Аксаненко Р.Т. Дело № 7-12-255/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Д.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите 3 июня 2019 года жалобу защитника лица привлекаемого к административной ответственности ФИО1 – Коротковой Н.И. на постановление судьи Центрального районного суда г. Читы от 03 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Томских А. АлексА.а,
установил:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Читы от 03 апреля 2019 года министр образования, науки и молодежной политики Забайкальского края ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, защитник Короткова Н.И. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить.
В суде защитник Короткова Н.И. доводы жалобы поддержала.
Прокурор Вецина Т.А. возражала относительно доводов жалобы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ возникает за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 19 декабря 2018 г. первым заместителем прокурора Забайкальского края в адрес и.о. министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, ФИО1 внесено представление об устранении нарушении законодательства о безопасности обучающихся в образовательной организации, об образовании в ГОУ «Сретенское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (далее – Учреждение) содержащее требование устранить нарушения законодательства и обеспечить создание в учреждение условий, отвечающих требованиям законодательства, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников, безопасные условия проживания и обучения, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц. Указанное представление предлагалось рассмотреть с участием представителя прокуратуры и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений законодательства и недопущению их впредь. О результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить прокурору края в установленный законом месячный срок (л.д.19-20).
11 января 2019 г. в прокуратуру Забайкальского края поступил ответ министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, ФИО1 (л.д.21-23). Согласно ответу представление рассмотрено с участием прокурора отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи. Были рассмотрены все замечания, указанные в представлении. Часть нарушений устранена, а также поставлено на контроль устранение указанных в представлении замечаний, объем финансовых средств, направляемых в учреждение на улучшение и модернизацию материально-технической базы и обеспечение безопасности обучающихся, по возможности будет увеличен.
11 февраля 2019 г. первым заместителем прокурора Забайкальского края вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 17.7 КоАП РФ. Согласно постановлению Министерством дан формальный ответ, умышленно не приняты меры к устранению ряда нарушений.
Так, в кабинетах химии, физики, биологии не оборудованы лаборантские. Отсутствуют пособия, таблицы, демонстрационные и раздаточные материалы, учебно-методическая литература, дидактические материалы.
Ответ из Министерства, что все учебные кабинеты оснащены учебно-методической литературой и дидактическими материалами по всем предметам не соответствует действительности.
Не желая исполнять обязательные требования законодательства, министр ограничился незаконным указанием на то, что «…учитывая контингент обучающихся, проводить лабораторные работы с использованием химических реактивов небезопасно, поэтому часть лабораторных и практических работ, которые предполагают наличие специального оборудования и реактивов, педагоги проводят с использованием виртуальных лабораторий…».
В кабинете математики нет таблиц по математике для 5-6 классов, алгебре для 7-9 классов.
В кабинете химии отсутствуют серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов ФИО2», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»), инструктивные таблицы по химии, по неорганической химии, по органической химии, по химическим производствам, цифровые компоненты учебно-методических комплексов по всем разделам курса химии, в том числе задачник, и много другое.
В кабинете биологии отсутствуют таблицы: «физиология и гигиена человека», «биотехнология», «генетика», «единицы измерений», используемых в биологии, карт и атласов, приборов, приспособлений (барометр, весы аналитические, весы учебные с разновесами).
В кабинете «Домоводство» отсутствуют печь электрическая секционная, мясорубки механическая и электрическая, оборудование для изготовления кондитерских изделий, а также имеющийся набор посуды (кастрюли, миски, салатники, сковородки, столовые приборы, тарелки, посуда для сервировки) носит ограниченный характер.
В кабинете технологии (в т.ч. в мастерских) отсутствует перечисленное в ответе Министра оборудование: станок токарный по металлу, шуруповерт, электролобзики, клеевой пистолет.
Спортивного оборудования и инвентаря недостаточно для проведения уроков физкультуры по направлениям «Легкая атлетика», «Гимнастика», «Спортивные игры». В учреждении отсутствуют гимнастический козел, гимнастический мостик, гимнастический конь, гимнастические палки, мячи набивные, клюшки для игры в хоккей, динамометр (сила кисти), бадминтонные сетки и волан.
Министерством отказано в принятии мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности в части необходимости наличия в кабинетах физики, химии и биологии первичных средств пожаротушения, аптечки первой помощи и инструкции по технике безопасности в виде стендов. Ссылка на проведение виртуальных занятий необоснованна, поскольку в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных 29.12.2010 № 189, в кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские.
Не приняты меры по устранению всех нарушений санитарного законодательства. До настоящего времени двери в кабинках туалетов в нарушение требований пункта 4.25 СанПин 2.4.2.2821-10 не установлены, вопрос с финансированием приобретения душевых сеток не решен.
Учреждением в декабре произведена замена поврежденного линолеума, места отбитой штукатурки и плитки заштукатурены и покрашены, закуплены в конце декабря медицинские иммунобиологические препараты, а рацион питания в отношении яиц увеличен только с 01.01.2019, хотя указанные нарушения выявлялись при проведении плановой проверки Управлением Роспотребнадзора 25.10.2018 и не были устранены входе прокурорской проверки (л.д.3-9).
Изложенные обстоятельства явились основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ в связи с невыполнением в течение месяца требований прокурора, умышленном непринятии своевременных и полных мер по устранению грубых нарушений законодательства.
С данными выводами не соглашаюсь по следующим основаниям.
Изучение материалов дела об административном правонарушении свидетельствует о том, что в них не содержится доказательств, подтверждающих факта умышленного невыполнения ФИО1 требований прокурора.
Между тем, выяснение этого вопроса имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения данного дела, поскольку, как следует из содержания диспозиции статьи 17.7 КоАП РФ, привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер, то есть имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.
Из материалов дела следует, что представление прокурора было рассмотрено, и ответ на представление был дан. Часть нарушений устранена, поставлено на контроль устранение указанных в представлении замечаний, объем финансовых средств, направляемых в учреждение на улучшение и модернизацию материально-технической базы и обеспечение безопасности обучающихся, по возможности будет увеличен. Изложенное свидетельствует, что ФИО1 умышленно не уклонялся от исполнения требований прокурора. Выводы, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, о том, что ФИО1 не желает исполнять требования законодательства, не подтверждены материалами дела.
Частичное несогласие с требованиями указанными в представлении, не свидетельствует об умысле ФИО1 допускать нарушение законодательства и прав детей, содержащихся в Учреждении. Само по себе несогласие прокурора с содержанием ответа, полученного по результатам рассмотрения представления, в том числе в части наличия средств пожаротушения в лаборатории, и оборудование самой лаборатории являлось предметом судебного разбирательства по иному делу и не служит основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Исходя из смысла представления, прокурор требует принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений в месячный срок. Однако данное требование предъявлено без учёта положений бюджетного законодательства, в соответствии с которым выделение денежных средств в указанный срок на финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений не возможно.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая, что субъективная сторона в действиях заявителя, а именно умышленная форма вины в совершении правонарушения, не подтверждена бесспорными доказательствами, оснований считать, что в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, не имеется.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Жалобу защитника Коротковой Н.И. удовлетворить.
Постановление судьи Центрального районного суда г. Читы от 03 апреля 2019 года вынесенное в отношении министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края ФИО1, отменить. Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть пересмотрено в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья Забайкальского краевого суда Д.С. Ходюков