Судья Рогачев А.В. Дело № 7-12-285 25RS0035-01-2019-000007-71
Р Е Ш Е Н И Е
5 июня 2019 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Эдельвейс» ФИО1 на постановление судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 14 февраля 2019 года в отношении ООО «Эдельвейс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 14 февраля 2019 года ООО «Эдельвейс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.
На постановление судьи генеральным директором ООО «Эдельвейс» ФИО1 подана жалоба, в которой ставится вопрос о отмене судебного акта, прекращении производства по делу ввиду малозначительности совершённого административного правонарушения либо применения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебное заседание юридическое лицо либо его защитник не прибыли, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили, в связи с чем, учитывая их надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения главного контролера Дальневосточной Государственной инспекции пробирного надзора ФИО2, прихожу к следующему выводу.
Частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Субъектами указанного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведён в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).
Согласно статье 5Федерального закона № 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Статьёй6Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает ... рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной ... рублей, или превышает её, а по своему характеру данная операция относится к операции по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Подпунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём совершения операции.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подпункт 7 части 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).
Пунктами 7 и 8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, утверждённого приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года № 203 (далее - Положение), установлена обязательность и периодичность проведения вводного и дополнительного инструктажей работников. Инструктажи проводятся специальным должностным лицом.
Лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, обязано проходить обучение в форме целевого инструктажа однократно до начала осуществления таких функций (пункт 10 Положения).
Пунктом 12 Положения предусмотрено, что повышение уровня знаний не реже одного раза в три года проходит специальное должностное лицо организации (филиала), а также сотрудники организаций, обозначенные в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 10 настоящего Положения.
В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 года № 667 утверждены требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями ( далее – Требования).
Из материалов дела следует, что ООО «Эдельвейс» состоит на специальном учете в Дальневосточной Государственной инспекции пробирного надзора, осуществляет следующий вид деятельности: добыча руд и песков драгоценных металлов (ОКВЭД 07.29.41).
На основании распоряжения начальника Дальневосточной Государственной инспекции пробирного надзора от 20 ноября 2018 года № 110 в период с 28 ноября по 24 декабря 2018 года проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Эдельвейс» с целью осуществления периодического государственного контроля в части исполнения указанной организацией законодательства о противодействий легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
По результатам проведённой проверки установлено, что за период с 28 ноября 2017 года по 28 ноября 2018 года ООО «Эдельвейс» совершало операции по продаже аффинированных драгоценных металлов.
Являясь организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом применительно к положениям Федерального закона № 115-ФЗ, в нарушение указанных выше положений закона ООО «Эдельвейс» не утвердило перечень работников, обязанных проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ/ФРОМУ); не представило журналы прохождения работниками целевого инструктажа, обучения в виде дополнительного инструктажа, а также вводного инструктажа в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ; руководителем организации - генеральным директором ООО «Эдельвейс», главным бухгалтером не пройдено обучение в форме целевого инструктажа в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ; не осуществлялось повышение уровня знаний в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ специального должностного лица - ФИО3 по истечении трёх лет с момента обучения (с 2014 г.); отсутствует отчёт о результатах проведения не реже 1 раза в полугодие внутренних проверок выполнения правил внутреннего контроля и законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также сведения по мерам, направленным на устранение выявленных по результатам проверок нарушений, что предусмотрено пунктом 32 Требований; не осуществлена идентификация покупателя драгоценных металлов - ПАО «Сбербанк России»; не осуществлялись с установленной периодичностью проверки наличия среди клиентов юридических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; информация о результатах проверок в Росфинмониторинг не направлялась; без информирования Росфинмониторинга по договорам купли-продажи совершались операции продажи золота, подлежащие обязательному контролю.
Факт административного правонарушения и виновность ООО «Эдельвейс» в его совершении подтверждены совокупностью собранных при производстве по делу доказательств, получивших оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершённого административного правонарушения, исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу, судьёй районного суда не установлено.
Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется. Данные выводы основаны на положениях статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При таких обстоятельствах судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о наличии в бездействии предприятия объективной стороны состава вменённого административного правонарушения и необходимости назначения законного наказания, соответствующего санкции статьи и правилам главы 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С учётом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, учитывая объект правонарушения.
Постановление о привлечении ООО «Эдельвейс» к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 и 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
постановление судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 14 февраля 2019 года в отношении ООО «Эдельвейс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Е.В. Королева