ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-12-326 от 26.07.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Севергин Д.А. Дело № 7-12-326

Р Е Ш Е Н И Е

26 июля 2017 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Находкинского городского округа Горелова А.Е. на постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от 9 июня 2017 года, вынесенное в отношении должностного лица – главы Находкинского городского округа Горелова А.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установила:

постановлением прокурора города Находки от 30 мая 2017 года возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы Находкинского городского округа Горелова А.Е. по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по факту умышленного невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Постановлением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 9 июня 2017 года должностное лицо – глава Находкинского городского округа Горелов А.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде дисквалификации сроком на 1 год.

Глава Находкинского городского округа Горелов А.Е. с постановлением судьи не согласился, просит его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на незаконность требований прокурора, а также принять во внимание нарушение правил подсудности дела.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения Горелова А.Е., его защитников Карповой З.В., Осиповой Н.А., заключение прокурора Бекетовой В.А. о незаконности постановления судьи, допустившего нарушение правил подсудности, прихожу к следующему выводу.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Санкцией статьи 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях для должностных лиц предусмотрено назначение наказания в виде дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года.

Согласно положениям абзацев 2 и 6 части 3 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов. В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 - 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Положения части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальную службу определяют как профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта).

В силу частей 1, 2 статьи 6 названного Федерального закона должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Согласно реестру должностей муниципальной службы в Приморском крае, утверждённому Законом Приморского края от 4 июня 2007 года № 83-КЗ, должность главы городского округа не включена в перечень должностей муниципальной службы в Приморском крае.

Решением Думы Находкинского городского округа от 26 мая 2010 года № 529-НПА «О реестре должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Находкинского городского округа» занимаемая Гореловым А.Е. должность – глава Находкинского городского округа - не отнесена к должностям муниципальной службы органа местного самоуправления городского округа.

Как установлено материалами дела и не оспаривается, Горелов А.Е. является выборным должностным лицом.

Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения - является лицом, замещающим муниципальную должность (статья 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Лица, замещающие муниципальные должности, не являются муниципальными служащими (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

При таком положении следует вывод о том, что глава Находкинского городского округа, замещая выборную муниципальную должность, не является муниципальным служащим, а значит лицом, замещающим должность муниципальной службы, в связи с чем, в силу положений абзацев 2 и 6 части 3 статьи 23.1 Кодекса РФ об административном правонарушений, основания для рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Горелова А.Е. судьёй районного суда отсутствовали.

Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом.

Решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года № 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П).

Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

В соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Согласно подпункту «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места исполнения должностным лицом своих обязанностей.

Исходя из указанных положений, рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возбужденного в отношении главы Находкинского городского округа, относится к компетенции мирового судьи судебного участка № 47 судебного района города Находки Приморского края.

Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решила:

постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от 9 июня 2017 года, вынесенное в отношении должностного лица – главы Находкинского городского округа Горелова А.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.

Возвратить дело на рассмотрение мировому судье судебного участка № 47 судебного района города Находки Приморского края.

Судья Е.В. Королева