ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-12-356 от 09.08.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Левицкая Ж.В. Дело № 7-12-356

Р Е Ш Е Н И Е

9 августа 2017 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 в защиту АО «Международный аэропорт Владивосток» на постановление судьи Артемовского городского суда Приморского края от 8 июня 2017 года, вынесенное в отношении акционерного общества «Международный аэропорт Владивосток» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установила:

20 апреля 2017 года постановлением заместителя Приморского транспортного прокурора ФИО4 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении АО «Международный аэропорт Владивосток» по части 2 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлением судьи Артемовского городского суда Приморского края от 8 июня 2017 года АО «Международный аэропорт Владивосток» признано виновным в совершении указанного административного правонарушения и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

В жалобе защитник юридического лица просит отменить вынесенное судьей постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ФИО1, заключение помощника Приморского транспортного прокурора ФИО3 о законности постановления судьи, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи - неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершённые по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьёй 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Согласно пункту 9 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» субъектом транспортной инфраструктуры является юридическое лицо, являющееся собственником объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующее их на ином законном основании.

Как установлено материалами дела, АО «Международный аэропорт Владивосток» осуществляет эксплуатацию и управление объектом транспортной инфраструктуры международный аэропорт города Владивостока (Кневичи), расположенным по адресу: <адрес>. Являясь субъектом транспортной инфраструктуры, юридическое лицо обязано соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и несёт ответственность за их несоблюдение.

Приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года № 40 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.

Названные Требования разработаны в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС (пункты 1, 3, 4).

Требования по обеспечению транспортной безопасности, а также иные нормативные акты, содержащие нормы о транспортной безопасности, возлагают на субъектов транспортной инфраструктуры исполнение следующих обязанностей:

назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, на каждом ОТИ первой, второй или третьей категории (пункт 5.2 Требований);

проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу (пункт 5.11 Требований, пункт 3 Правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2015 года № 1257);

осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации (пункт 5.13 Требований);

допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.14. Требований, статья 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности»);

проводить досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр на оборудованных КПП и на постах, оснащенных средствами досмотра и другими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными планами обеспечения транспортной безопасности, в том числе средствами, обеспечивающими аудио- и видеозапись для документирования действий работников подразделений транспортной безопасности, осуществляющих мероприятия по обследованию объектов досмотра (пункт 49 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Приказом Минтранса России от 23 июля 2015 года № 227);

не допускать попадания предметов или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ или ТС, путем их выявления и передачи представителям уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также локализации и устранения последствий их применения (пункт 5.37 Требований);

передавать выявленных нарушителей, лиц, совершающих или подготавливающих акты незаконного вмешательства (АНВ), идентифицированные и распознанные предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, зону транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС подразделениями транспортной безопасности одновременно в любых участках зоны транспортной безопасности и зоны свободного доступа ОТИ или ТС представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (пункт 5.41 Требований);

воспрепятствовать проникновению в зону свободного доступа и/или в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ лица (группы лиц), пытающегося совершить АНВ (далее - нарушитель), в том числе оснащенного специальными техническими средствами или с использованием автотранспортных средств, самоходной техники и машин (пункт 6.1 Требований);

оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ (пункт 6.1.3 Требований).

Проведя в отношении ОАО «Международный аэропорт Владивосток» проверку, заместитель Приморского транспортного прокурора ФИО4 пришёл к выводу о нарушении вышеизложенных обязанностей со стороны субъекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии с положениями статьи 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Из материалов дела следует, что постановлением УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 12 января 2016 года АО «Международный аэропорт Владивосток» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Постановление вступило в законную силу 11 мая 2016 года и исполнено 25 июля 2016 года.

Данное обстоятельство, а также невыполнение со стороны субъекта транспортной инфраструктуры установленных требований явились основанием для возбуждения 20 апреля 2017 года в отношении АО «Международный аэропорт Владивосток» дела об административном правонарушении по части 2 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья Артемовского городского суда Приморского края, рассмотрев дело по существу, согласился с доказанностью материалами дела следующих нарушений, допущенных субъектом транспортной безопасности: - не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры; - не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу; - к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекаемого к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности, допущены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации; - на оборудованных КПП и постах, оснащенных средствами досмотра и другими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (за исключением одного пункта предполетного досмотра пассажиров и вещей № 1 в секторе ВВЛ и одного КПП № 5 для досмотра членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала) отсутствуют средства, обеспечивающие аудиозапись для документирования действий работников сил транспортной безопасности; - не осуществлена специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка работающих и вновь принятых на работу сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами определенными законодательством Российской Федерации - 60 должностных лиц, подлежащих направлению на обучение, допущены к исполнению обязанностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности, на момент проведения проверки; - не пресечено проникновение в зону ТБ лица (группы лиц), пытающихся совершить АНВ, в том числе оснащенного специальными техническими средствами.

Признанные судьёй доказанными повторные нарушения требований транспортной безопасности образуют объективную сторону административного правонарушения по части 2 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вывод судьи в целом подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, а именно: решением о проведении проверки, уведомлением о проведении проверки, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, актом проверки, заключениями о результатах оценки уязвимости, об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности, актом (справкой) о результатах изучения эффективности системы мер по антитеррористической защите аэропорта, документами, представленными обществом для проведения проверки и иными доказательствами по делу.

Все исследованные судьёй доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьёй 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Юридическое лицо обоснованно в силу положений статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях признано субъектом правонарушения, поскольку у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем, судьёй городского суда без должных оснований оставлены без внимания доводы защитника АО «Международный аэропорт Владивосток» о том, что на предприятии имеется приказ о назначении ответственного лица за обеспечение транспортной безопасности, таким лицом является ФИО5, а также о том, что предельный срок проведения аттестации работников установлен до 1 декабря 2017 года.

Как следует из приказа генерального директора ОАО «Международный аэропорт Владивосток» от 3 ноября 2015 года ответственным должностным лицом за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры назначен начальник службы авиационной безопасности ФИО5.

Пункт 5.2 Требований, обязывающий назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, на каждом ОТИ первой, второй или третьей категории, не предусматривает должность, которую это лицо должно занимать.

При таком положении, сам по себе перевод ФИО5 с должности начальника службы авиационной безопасности на должность начальника группы быстрого реагирования и противодействия актам незаконного вмешательства - структурного подразделения службы авиационной безопасности, при отсутствии доказательств того, что должностные обязанности по вновь занимаемой должности препятствуют ему обеспечивать транспортную безопасность в субъекте транспортной безопасности, не свидетельствует об отсутствии в АО «Международный аэропорт Владивосток» лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности.

Данное обстоятельство порождает неустранимое сомнение в виновности юридического лица в нарушении пункта 5.2 Требований.

Нельзя признать виновным АО «Международный аэропорт Владивосток» и в нарушении положений статьи 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» и пункта 5.14 Требований, предписывающих допускать на определенные должности и к исполнению определенных обязанностей только аттестованных лиц.

Согласно письму начальника отдела УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора в адрес заместителя генерального директора АО «Международный аэропорт Владивосток» от 17 апреля 2017 года срок исполнения предписания, возлагающего, в том числе, обязанность осуществить аттестацию работников, продлён до 1 декабря 2017 года.

Обоснованно полагая допустимым принятие необходимых мер для проведения аттестации работников до 1 декабря 2017 года, АО «Международный аэропорт Владивосток» не может нести ответственность за неустранение нарушений требований транспортной безопасности раньше этого срока (17 апреля 2017 года), поскольку такое неисполнение не может быть признано виновным.

Вместе с тем, исключение из объема вменения части нарушений не влияет на квалификацию действий АО «Международный аэропорт Владивосток».

Оснований для признания состоятельными других доводов жалобы не имеется.

Административная ответственность по части 2 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за повторное нарушение требований по обеспечению транспортной безопасности вне зависимости от того, за какие нарушенные требования по обеспечению транспортной безопасности лицо считается подвергнутым административному наказанию на момент совершения правонарушения.

Правила проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, возлагают данную обязанность именно на субъекта транспортной инфраструктуры. В соответствии с пунктом 4 Правил проверка субъектом транспортной инфраструктуры сведений, указанных в пункте 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», осуществляется посредством взаимодействия с органами внутренних дел для получения заключения органов внутренних дел о возможности допуска лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности. Указанное заключение выдается субъекту транспортной инфраструктуры по его письменному запросу в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, в срок, не превышающий 30 дней со дня такого обращения, и в случае отсутствия соответствующих сведений.

Невыполнение обязанности субъекта транспортной инфраструктуры по проведению обучения сотрудников в полном объеме, а именно - допуск 60 должностных лиц, подлежащих направлению на обучение, к исполнению обязанностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности на момент проведения проверки, явилось законным основанием для вменения данного нарушения юридическому лицу.

То обстоятельство, что проникновение в зону транспортной безопасности было осуществлено в ходе учений, а также принятие по итогам учений мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности аэропорта, правового значения для квалификации допущенного нарушения Требований в качестве административного правонарушения не имеет.

Основания для признания допущенных нарушений малозначительными в соответствии с положениями статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствуют.

По смыслу данной нормы следует, что возможность освобождения от административной ответственности по малозначительности правонарушения относится к праву, а не обязанности лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, и обусловлена оценкой всех обстоятельств дела.

Характер совершенного правонарушения, связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, не позволяют признать совершенное правонарушение малозначительным.

Таким образом, обоснованность привлечения АО «Международный аэропорт Владивосток» к административной ответственности по части 2 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением указанного выше наказания сомнений не вызывает, оснований для отмены постановления судьи не имеется. Нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Неправильное наименование вынесенного судебного акта не влияет на его законность, поскольку он отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к постановлению по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решила:

постановление судьи Артемовского городского суда Приморского края от 8 июня 2017 года изменить, исключив из него указание на нарушение АО «Международный аэропорт Владивосток» статьи 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», пунктов 5.14 и 5.2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утверждённых приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года № 40.

В остальной части постановление судьи оставить без изменения жалобу защитника АО «Международный аэропорт Владивосток» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Е.В. Королева