ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-12-531 от 31.10.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Новожилова И.Н. Дело № 7-12-531

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Востокморсервис» на постановление судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 2 августа 2018 года, вынесенное в отношении ООО «Востокморсервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

14 марта 2018 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Востокморсервис» дела по части 1 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях по факту нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства.

Постановлением судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 2 августа 2018 года ООО «Востокморсервис» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 180000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи, защитник ООО «Востокморсервис» подал жалобу, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения инспектора ФИО1, данные в судебном заседании 17 октября 2018 года, защитника Голещука И.А., прихожу к следующим выводам.

За выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения частью 1 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, в ходе планового осмотра, проведённого должностными лицами Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора на предмет соблюдения ООО «Востокморсервис» требований законодательства по предотвращению загрязнения моря установлено, что ООО «Востокморсервис» на причальном сооружении, расположенном в бухте Диомид, 21 декабря 2017 года при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности и перевалочных работ с углём открытым способом, в отсутствие герметично закрытых контейнеров (бигбэгов), допустило выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Востокморсервис» 21 декабря 2017 года дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и привлечения юридического лица к ответственности.

Состоявшиеся по делу выводы нельзя признать правильными по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Объективная сторона вменённого в вину ООО «Востокморсервис» правонарушения выражается в незаконном выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определённом Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Пунктом 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года № 183, предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учётом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Таким образом, по смыслу приведенных выше норм следует, что законодатель предусматривает обязанность получения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух применительно к стационарным источникам, осуществляющим такие выбросы.

Следовательно, установление события вменённого в вину административного правонарушения предполагает доказывание того обстоятельства, что ООО «Востокморсервис» использует стационарные источники выброса вредных (загрязняющих веществ) без специального разрешения.

По делу установлено, что общество имеет разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 21 июля 2015 года № 114-04/15, определяющее нормативы выбросов. В разрешении в качестве стационарных источников учтены, в том числе промплощадка, грузовой причал, что свидетельствует о получении ООО «Востокморсервис» разрешения на выброс вредных веществ указанными объектами. При этом транспортировка и хранение пылящихся грузов должны производиться в закрытых контейнерах (бигбэгах).

Вменяя в вину нарушение положений статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», должностное лицо органа государственного надзора должно было указать конкретный стационарный источник выброса вредных веществ, используемый ООО «Востокморсервис» в отсутствие необходимого разрешения.

Вместе с тем в протоколе по делу об административном правонарушении событие административного правонарушения описано как хранение угля на причальном сооружении в открытых складах и ведение погрузочно-разгрузочных и перевалочных работ с углём грейферным способом.

Оспаривая причастность к совершению вменённого правонарушения, ООО «Востокморсервис» настаивало на том, что на причальное сооружение и склады угля, как составляющие промышленной площадки общества имеется разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, какого-либо иного стационарного источника вредных выбросов юридическое лицо в своей деятельности не использовало.

Вместе с тем указанные доводы остались без должной оценки и проверки в ходе рассмотрения дела.

Описывая событие административного правонарушения, судья не указал какой стационарный источник выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ использовало ООО «Востокморсервис» 21 декабря 2017 года и не проверил включён ли этот источник в имеющееся у общества разрешение № 114-04/15. Погрузка и хранение угля вне закрытых контейнеров на стационарных источниках, имеющих разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, не образует объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Без установления указанного обстоятельства вывод о совершении юридическим лицом вменённого правонарушения нельзя признать надлежаще доказанным.

В связи с изложенным постановление судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 2 августа 2018 года, состоявшееся в отношении ООО «Востокморсервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

постановление судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 2 августа 2018 года, вынесенное в отношении ООО «Востокморсервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить за недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Судья Е.В. Королева