ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-12-595/2021 от 23.11.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Третьякова Д.К. Дело № 7-12-595/2021

РЕШЕНИЕ

Судья Приморского краевого суда Беркович А.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «...» ФИО2 на постановление судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «...»,

установила:

Постановлением судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «...» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи, генеральный директор ООО «...» ФИО2 подал в <адрес>вой суд жалобу, в которой просит постановление отменить в части назначенного наказания.

Одновременно с жалобой заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования. Учитывая, что решение судьёй вынесено ДД.ММ.ГГГГ, копия в адрес ООО «...» направлена судом ДД.ММ.ГГГГ и согласно отчёту об отслеживании отправления с почтовым идентификатором получена ДД.ММ.ГГГГ, а жалоба сдана в почтовое отделение ДД.ММ.ГГГГ, полагаю срок обжалования не пропущенным.

В судебное заседание генеральный директор ООО «...» ФИО2 и представитель МРУ Пробирной палаты России по ДФО не явились, о времени и месте рассмотрения дела по жалобе извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседании не заявляли. Руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав защитника ООО «...» ФИО3, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Ответственность по ч. 3 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или" иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Согласно пп. 5 п. 7 ст. 26.1 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» должностные лица уполномоченного федерального органа исполнительной власти, подведомственных ему государственных учреждений при проведении проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, предписания о прекращении нарушения обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, об осуществлении мероприятий по предотвращению причинения вреда, связанного с такими нарушениями.

Согласно п. 5 Положения о порядке осуществления органами федерального пробирного надзора контроля за исполнением организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 июня 2005 года № 76н, если руководителем проверяемой организации в ходе проверки не обеспечено устранение всех выявленных нарушений и недостатков или в десятидневный срок по окончании проверки не сообщено о принятых мерах по ее результатам, Пробирная палата России или государственная инспекция по истечении этого срока направляет руководителю этой организации обязательное для него предписание об устранении выявленных недостатков и нарушений.

Из материалов дела следует, что ООО «...» с ДД.ММ.ГГГГ состоит на специальном учете в Межрегиональном управлений Федеральной Пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу как осуществляющего добычу руд и песков драгоценных металлов, а также операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (учетный номер ЮЛ , в связи с чем, на ООО «...» распространяются требования Федерального закона № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «...» была проведена плановая выездная документарная проверка Межрегиональным управлением Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу, по месту нахождения юридического лица офис общества был закрыт, в адрес ООО «...» был направлен запрос о предоставлении необходимых сведений и документов.

ДД.ММ.ГГГГ в МРУ Пробирной палаты России по ДФО от ООО «...» поступили документы к проверке.

По результатам проверки в отношении ООО «...» выявлены допущенные в процессе деятельности юридического лица нарушения обязательных требований ФЗ № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иных нормативных правовых актов в сфере законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В адрес ООО «...» ДД.ММ.ГГГГ направлено предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, представив в уполномоченный орган:

разработанные Правила внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения с учётом требований, утверждённых Правительством Российской Федерации.

документы о том, что руководителем организации утверждён перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, в организации.

документы подтверждающие, организацию учёта прохождения её сотрудниками обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма и документы, подтверждающие прохождение сотрудниками организации обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма приобщаемые к личному делу сотрудника.

документы о том, что в организации в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения назначено специальное должностное лицо ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.

письменные отчёты, представляемые руководителю организации по результатам проверок, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно- распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля за проверяемый период.

документы по результатам проверок (идентификации) наличия среди своих клиентов организаций, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информирования о результатах таких проверок уполномоченного органа (Росфинмониторинг) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

внутренние сообщения, составленные сотрудником организации о совершённых (3) операциях, подлежащих обязательному контролю с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ1 года.

документы подтверждающие, что ООО «...» в порядке и в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком представило в уполномоченный орган - Росфинмониторинг, сведения о совершённых, подлежащих обязательному контролю операциях (3) купли-продажи драгоценных металлов, совершённых в проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ1 года.

На исполнение предписания обществу был предоставлен срок до ДД.ММ.ГГГГ с учетом времени на почтовый пробег - до ДД.ММ.ГГГГ.

Предписание также содержало указание о возможной ответственности общества, предусмотренной ч. 3 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае невыполнения предписания в срок. Предписание получено директором ООО «...» ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ в МРУ Пробирной палаты России по ДФО ООО «...» представило документы по исполнению предписания. В то же время в ходе проведенной внеплановой документарной проверки, что подтверждается актом п от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что

по пункту 1 предписания ООО «...» не представлены Правила внутреннего контроля, разработанные в организации в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, разработанные в период исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ. Представленные ООО «...» Правила в ходе проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не предоставлялись, утверждены ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют требованиям Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма» от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ и Требованиям к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, актуальному законодательству РФ;

по пункту 2 предписания : ООО «...» не представлен утвержденный руководителем организации Перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, подготовленный по результатам исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ. Представленные ООО «...» документы не содержит сведений о специальном должностном лице, которое должно быть назначено в организации в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ.

по пункту 3 предписания : ООО «...» не представлены документы, подтверждающие организацию учёта прохождения сотрудниками обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, подготовленные по результатам исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ.

по пункту 4 предписания : ООО «...» не представлены документы, подтверждающие, что в организации в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, подготовленные в период исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от года со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По пункту 5 предписания «...» не представлены письменные отчёты, представляемые руководителю организации по результатам проверок, содержащие сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно- распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля, подготовленные по результатам исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ.

Представленные обществом отчеты не были истребованы, не соответствуют фактическим обстоятельствам, не содержат сведений о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, пункта 32 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

по пункту 6 предписания : ООО «...» не представлены документы по результатам проверок (идентификации) наличия среди своих клиентов, организаций, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и документы, подтверждающие информирование о результатах таких проверок уполномоченного органа (Росфинмониторинг) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

по пункту 7 предписания : представленные ООО «...» внутренние сообщения (3) об операциях, подлежащих обязательному контролю, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, пункта 27 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», поскольку не содержат следующие сведения: дату составления внутреннего сообщения, запись (отметку) о решении специального должностного лица, принятом в отношении внутреннего сообщения.

по пункту 8 предписания : ООО «...» не представлены документы, подтверждающие, что ООО «...» в порядке и в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком представило в уполномоченный орган - Росфинмониторинг, сведения о совершённых, подлежащих обязательному контролю операциях (3) купли-продажи драгоценных металлов, совершённых в проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

То есть пункты №, 2, 3, 4, 5, 6, 8 предписания не исполнены, истребуемые документы не предоставлены; представленные обществом во исполнение пункта документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Объяснений от ООО «...» о причинах невозможности неисполнения предписания в срок, как и ходатайств о продлении срока исполнения предписания в уполномоченный орган не поступало.

Таким образом, ООО «...» не исполнило предписание МРУ Пробирной палаты России по ДФО в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в установленный срок.

Бездействие ООО «...», выразившееся в неисполнении законного предписания, вынесенного МРУ Пробирной палаты России по ДФО, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в установленный срок, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения ООО «...» к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Факт совершения и виновность ООО «...» в совершении инкриминируемого правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими оценку в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в том числе: выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ООО «Группа компаний Дальневосточные ресурсы» имеет право без доверенности действовать от имени ООО «...»; выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в качестве дополнительного вида деятельности общество осуществляет добычу руд и песков драгоценных металлов; распоряжением о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; актом плановой, выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки п от ДД.ММ.ГГГГ; актом внеплановой документарной проверки п от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.

Исследовав предоставленные ООО «...» документы во исполнение предписания согласно сопроводительному письму от 16 июля 2021 года, должностное лицо и судья обоснованно пришли к выводу о том, что предоставленные документы не соответствуют требованиям предписания и не подтверждают его фактическое исполнение.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности ООО «...» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья районного суда пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу.

Действия ООО «...» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Довод жалобы о позднем уведомлении юридического лица о дате и времени рассмотрения дела, в связи с чем, отсутствовала возможность подготовить документы в защиту интересов ООО «...», является не состоятельным и опровергается материалами дела, согласно которым судебное заседание назначено на 2 сентября 2021 года в 15 часов 30 минут, извещение, согласно почтовому уведомлению на л.д. 149, получено представителем ООО «...» 27 августа 2021 года, что не может свидетельствовать о нарушении права на защиту.

Документальных доказательств, свидетельствующих об оспаривании обществом указанного предписания, признания его незаконным в установленном порядке в материалах дела не имеется, и суду не предоставлено.

В материалах дела отсутствуют доказательства неисполнимости указанного предписания, а также доказательства того, что содержание указанного предписания, его постановляющая часть имеют неоднозначный, неясный для его исполнения характер, либо вызывают сомнение в его буквальном толковании и понимании.

Предписание должностного лица о необходимости устранения выявленных в ходе проверки нарушений содержит указание на нарушенные нормы закона, четкие формулировки относительно предоставления необходимых документов в указанный в предписании срок, то есть отвечает признакам исполнимости и законности.

Доводы жалобы правильность выводов судьи не опровергают и основанием для освобождения ООО «...» от административной ответственности не являются.

Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении ООО «...» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Доводы жалобы, в части назначенного ООО «...» административного наказания являются не обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Перечень видов административного наказания, установленный ст. 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях расположен в порядке возрастания от менее сурового вида наказания к более суровому. Исходя из указанного перечня, административное приостановление деятельности является более суровым видом административного взыскания, чем административный штраф.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В данном деле назначение административного наказания в виде штрафа судьей районного суда должным образом мотивировано и приведенным положениям ч. 1 ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях не противоречит.

В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не допускается такое изменение постановления, при котором усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Таким образом, в силу закона суд при рассмотрении жалобы не вправе изменить постановление судьи районного суда, назначив обществу более строгий вид наказания в виде административного приостановления деятельности, ухудшив тем самым положение юридического лица, привлеченного к административной ответственности.

Административное наказание в виде штрафа назначено ООО «...» в пределах санкции ч. 3 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц, отвечает требованиям ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оснований для изменения размера назначенного наказания, а также исключительных обстоятельств, являющихся основанием для назначения административного штрафа по правилам ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд исходя из материалов дела не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

Постановление судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от 3 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «...» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья А.А. Беркович