ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-12-630 от 02.10.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Елистратова О.Б. Дело № 7-12-630

Р Е Ш Е Н И Е

2 октября 2017 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ОАО «РЖД» ФИО1 на постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от 6 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,

у с т а н о в и л а:

постановлением судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.

В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, защитник ОАО «РЖД» ФИО1 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, а также заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы.

Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о вручении законному представителю или защитнику юридического лица копии постановления от ДД.ММ.ГГГГ, направленная судом в адрес ОАО «РЖД» копия постановления вернулась в суд с отметкой «вне зоны обслуживания», как следует из текста ходатайства о восстановления срока, копия постановления судьи от ДД.ММ.ГГГГ была направлена посредством электронной почты и получена Дальневосточной региональной дирекцией Железнодорожных вокзалов – структурное подразделение ДЖВ – филиала ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ, жалоба подана защитником юридического лица - ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока, установленного статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, выслушав защитника ОАО «РЖД» ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, заключение помощника Приморского транспортного прокурора Алимской М.Г. о законности постановления судьи, прихожу к выводу, что оснований для отмены постановления судьи не имеется.

Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет ответственность по части 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определено, что под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о транспортной безопасности, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие) в том числе террористический акт, угрожающие безопасности деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ также предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 6 вышеназванного Федерального закона № 16-ФЗ, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Компетентным органом в области транспортной безопасности на железнодорожном транспорте является Федеральное агентство железнодорожного транспорта, которое в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 397, осуществляет полномочия по категорированию указанных объектов, ведению реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждению результатов оценки уязвимости.

Исходя из положений статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании присвоенной категории и уровня безопасности, устанавливаются требования по обеспечению транспортной безопасности.

В соответствии Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 8 февраля 2011 года № 43 (действующими на момент возбуждения дела об административном правонарушении), субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ и ТС, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности (пункт 5.5.); разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС (пункт 5.8).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 495 утверждены новые Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

В соответствии с пунктом 5 указанных Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов (подпункт 3 пункта 5); реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно в предусмотренные этим планом сроки: для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пункт 7).

Как следует из материалов настоящего дела, объект транспортной инфраструктуры – железнодорожный вокзал на станции Тихоокеанская Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» по адресу: <адрес> включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (реестровый номер ), и ему присвоена 2 категория, ДД.ММ.ГГГГ утверждены результаты оценки уязвимости, ДД.ММ.ГГГГ утвержден план обеспечения транспортной безопасности указанного ОТИ.

В ходе проверки, проведенной Находкинской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что ОАО «РЖД» допустило нарушения требований статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», статьей 1, 4 и 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также пунктов 5.5 и 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 8 февраля 2011 года № 43, а именно: не реализовало в полной мере план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ - железнодорожный вокзал на станции Тихоокеанская. Проверка показала, что ОАО «РЖД» необеспеченна передача данных с инженерно-технических систем железнодорожного вокзала станции Тихоокеанская в режиме реального времени на рабочее место в УФСБ России по Приморскому краю; на железнодорожном вокзале станции Тихоокеанская отсутствует подразделение транспортной безопасности.

Установленные в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства свидетельствуют о нарушении ОАО «РЖД» пунктов 5.5, 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 8 февраля 2011 года № 43, подпунктов 6 и 7 пункта 5 действующих в настоящее время Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 495.

Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, штраф оплачен ДД.ММ.ГГГГ ), бездействие ОАО «РЖД» правильно квалифицировано по части 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт административного правонарушения и вина ОАО «Российский железные дороги» подтверждаются совокупностью доказательств, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, копией постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2016 года, которым решение Арбитражного суда Хабаровского края по делу об оспаривании постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, копией платежного поручения об уплате административного штрафа, которым в совокупности с другими материалами дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая во внимание допущенные ОАО «РЖД» нарушения требований по обеспечению транспортной безопасности, вступившее в законную силу постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях юридического лица состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процедура привлечения ОАО «РЖД» к ответственности административным органом соблюдена. Нарушений, влекущих отмену постановления судьи городского суда, не выявлено.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела позволили судье сделать вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Довод защитника о том, что вопрос о заключении договора о передаче под охрану объектов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» находится в стадии разрешения, не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица состава вмененного правонарушения, в том числе и с учетом того, что ОАО «РЖД» также вменено необеспечение передачи данных с инженерно-технических систем железнодорожного вокзала станции Тихоокеанская в режиме реального времени на рабочее место в УФСБ России по Приморскому краю.

Постановление о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; административное наказание назначено с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных требований, повлиявших на результат рассмотрения дела об административном правонарушении, не допущено.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решила:

постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от 6 июля 2017 года оставить без изменения, жалобу защитника ОАО «РЖД» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья С.П. Судницына