ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-12-674 от 25.10.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Михайлова Т.А. Дело № 7-12-674

Р Е Ш Е Н И Е

25 октября 2017 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заведующего федеральным государственным казенным учреждением культуры и искусства «Военно-исторический музей Тихоокеанского флота» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 на постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 14 сентября 2017 года, вынесенное в отношении федерального государственного казенного учреждения культуры и искусства «Военно-исторический музей Тихоокеанского флота» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ВМИ ТОФ») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установила:

в ходе проведения 22 июня 2017 года осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Ворошиловская береговая батарея (батарея береговая № 981)» установлено нарушение ФГКУ «ВМИ ТОФ» требований Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)», о чём 27 июня 2017 года составлен акт проверки.

4 июля 2017 года заместителем военного прокурора Владивостокского гарнизона ФИО2 в отношении ФГКУ «ВМИ ТОФ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административном правонарушении.

Постановлением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 14 сентября 2017 года ФГКУ «ВМИ ТОФ» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе законный представитель юридического лица ФИО1 просит признать незаконным судебное постановление, отменить его, прекратив производство по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения защитников Погонина С.Н., Веселкова Р.А., ведущего консультанта инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО3, заключение военного прокурора Полетайкина М.Д. о законности судебного постановления, прихожу к следующему выводу.

За нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Объективная сторона вышеназванного административного правонарушения состоит в противоправных действиях (бездействии) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, а равно несоблюдении ограничений, установленных в границах их зон охраны, то есть в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой особую уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации».

В силу части 2 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона, работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Материалами дела установлено, что «Ворошиловская береговая батарея (батарея береговая № 981)», расположенная по адресу: ..., является объектом культурного наследия регионального значения, принятым под государственную охрану решением исполнительного комитета Приморского Совета народных депутатов от 16 августа 1991 года № 234 «О дополнении к решениям крайисполкома от 11 апреля 1980 № 332, от 27 февраля 1987 года № 125 и от 23 февраля 1990 года № 59 «О мерах по улучшению учета, охраны и использования памятников истории и культуры Приморского края».

Охранное обязательство от 7 февраля 2011 года № 36-11 по недвижимому памятнику истории и культуры «Комплекс фортификационных сооружений Владивостокской крепости «Ворошиловская береговая батарея», 1929-1934 гг., выдано ФГКУ «ВМИ ТОФ», на которое в соответствии с пунктом 5 обязательства возложены обязанности, в том числе по содержанию территории памятника в благоустроенном состоянии, недопущению использования территории под новое строительство и другие хозяйственные нужды, производства построек к используемому памятнику истории и культуры, его переделок (снаружи и внутри), ведения каких-либо земляных работ на территории памятника без специального письменного разрешения федерального органа охраны объектов культурного наследия.

На основании распоряжения врио командующего войсками Восточного военного округа от 25 марта 2017 года с 27 марта 2017 года на территории мемориального комплекса «Ворошиловская батарея» организовано проведение строительных и земляных работ по строительству парка «Патриот».

22 июня 2017 года в ходе осмотра объекта культурного наследия установлено, что на объекте строительства парка ведутся работы по обустройству площадок для стоянки автомобильной и иной техники, дорог, выставочных объектов (блиндажи, партизанские землянки и т.д.), осуществляется ремонт железнодорожного полотна, проводятся штукатурно-малярные работы на объектах Ворошиловской батареи, размещены временные строения, работает грузовая техника (экскаваторы, тракторы), построен тир, выполняются иные строительные работы. При этом согласования проведения работ, задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, согласования проектной документации на проведение работ с органом охраны объектов культурного наследия Приморского края - инспекцией по охране объектов культурного наследия Приморского края не имеется.

Выявленные в ходе проведенного осмотра нарушения требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации послужили основанием для возбуждения в отношении ФГКУ «ВМИ ТОФ» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административном правонарушении.

Установив, что строительные работы были проведены ФГКУ «ВМИ ТОФ» без получения разрешительных документов органа охраны объектов культурного наследия, судья районного суда пришёл к выводу о виновном нарушении учреждением требований законодательства об охране объектов культурного наследия.

Состоявшийся вывод следует признать правильным и подтвержденным материалами дела, а именно: решением врио военного прокурора Владивостокского гарнизона о проведении проверки от 16 июня 2017 года, актом проверки от 22 июня 2017 года с приложенными фотоматериалами, письменной информацией инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края от 22 июня 2017 года, предписаниями о приостановлении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ от 26 июня 2017 года, решением Исполнительного комитета Приморского Совета народных депутатов от 16 августа 1991 года № 234, охранным обязательством по недвижимому памятнику истории и культуры от 7 февраля 2011 года , актом от 7 февраля 2011 года технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории и другими материалами дела.

Названные доказательства, получившие оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полно подтверждают, что строительные и иные работы в границах объекта культурного наследия проводились ФГКУ «ВМИ ТОФ» в нарушение действующего законодательства об охране таких объектов.

Довод жалобы о том, что ФГКУ «ВМИ ТОФ» не является субъектом вменённого правонарушения, охранное обязательство - недействительно, так как выдано на объект культурного наследия федерального значения, при том, что «Ворошиловская береговая батарея (батарея береговая № 981)» относится к региональным объектам, не состоятелен.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Решением Исполнительного комитета Приморского Совета народных депутатов от 16 августа 1991 года № 234, принятым в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», памятник истории и культуры - объект культурного наследия народов Российской Федерации «Ворошиловская береговая батарея (батарея береговая № 981)» принят на государственный учёт и охрану как памятник краевого значения и включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Мемориальный комплекс «Ворошиловская батарея» на основании указания Главного штаба ВМФ от 18 апреля 1997 года и по решению Командующего ТОФ от 21 июля 1997 года включён в состав Военно-исторического музея ТОФ как филиал, имущество принято музеем в соответствии с актом от 20 декабря 1997 года.

Лицо, ответственное за сохранение объекта культурного наследия, каковым обоснованно признано ФГКУ «Военно-исторический музей Тихоокеанского флота» обязано в силу закона осуществлять производство любых работ на объекте и на территории исторически с ним связанной только после согласования с компетентным органом по охране таких объектов – инспекцией по охране объектов культурного наследия Приморского края.

Факты отсутствия такого согласования и производства работ на территории объекта культурного наследия заявителем не оспариваются.

Охранное обязательство от 7 февраля 2011 года по недвижимому памятнику истории и культуры «Комплекс фортификационных сооружений Владивостокской крепости «Ворошиловская береговая батарея», 1929-1934 гг. выдано ФГКУ «ВМИ ТОФ», является действующим и свидетельствует об обязанности ФГКУ «ВМИ ТОФ» охранять объект культурного наследия «Ворошиловская береговая батарея (батарея береговая № 981)».

При этом категория историко-культурного значения объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации для установления признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, правового значения не имеет.

При таких обстоятельствах, установив, что ФГКУ «ВМИ ТОФ», являющееся владельцем объекта культурного наследия, имело возможность для соблюдения установленных требований, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, судья районного суда правомерно признал учреждение субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ФГКУ «ВМИ ТОФ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности, установленного статьёй 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в пределах санкции статьи.

Существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

Вопреки доводам жалобы возможности назначения юридическому лицу предупреждения в соответствии с положениями статьи 4.1.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.

Условиями применения данных положений Кодекса являются принадлежность лица, совершившего административное правонарушение, к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также отсутствие угрозы причинения вреда или возникновения угрозы причинения объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (часть 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

ФГКУ ««ВМИ ТОФ» не является субъектом малого или среднего предпринимательства, а допущенное им несоблюдение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации влечёт за собой угрозу причинения вреда указанным объектам.

Совокупность названных обстоятельств исключает применение положений статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Исключительных обстоятельств, позволяющих снизить назначенное наказание ниже низшего предела, по делу не установлено.

С учетом вышеизложенных обстоятельств оснований для отмены или изменения постановления судьи не имеется.

Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решила:

постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 14 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении федерального государственного казенного учреждения культуры и искусства «Военно-исторический музей Тихоокеанского флота» Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Е.В. Королева