Судья Михайлова Т.А. Дело № 7-12-699
Р Е Ш Е Н И Е
29 ноября 2017 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитников ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Фаст К.Ю. и Оленникова В.В. на постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 15 сентября 2017 года, вынесенное в отношении федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее - ФКУ «ОСК ВВО») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установила:
в ходе проведения 13 июля 2017 года осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Ворошиловская береговая батарея (батарея береговая № 981)» установлено нарушение ФКУ «ОСК ВВО» требований Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)», о чём 17 июля 2017 года составлен акт проверки.
27 июля 2017 года ведущим консультантом отдела по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО1 в отношении ФКУ «ОСК ВВО» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административном правонарушении.
Постановлением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 15 сентября 2017 года ФКУ «ОСК ВВО» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобах защитники юридического лица просят признать незаконным судебное постановление, отменить его, прекратив производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалоб, выслушав объяснения защитника Оленникова В.В., ведущего консультанта инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО1, прихожу к следующему выводу.
За нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Объективная сторона вышеназванного административного правонарушения состоит в противоправных действиях (бездействии) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, а равно несоблюдении ограничений, установленных в границах их зон охраны, то есть в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой особую уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В силу части 2 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона, работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Материалами дела установлено, что «Ворошиловская береговая батарея (батарея береговая № 981)», расположенная по адресу: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения, принятым под государственную охрану решением исполнительного комитета Приморского Совета народных депутатов от 16 августа 1991 года № 234 «О дополнении к решениям крайисполкома от 11 апреля 1980 № 332, от 27 февраля 1987 года № 125 и от 23 февраля 1990 года № 59 «О мерах по улучшению учета, охраны и использования памятников истории и культуры Приморского края».
Охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ№ по недвижимому памятнику истории и культуры «Комплекс фортификационных сооружений Владивостокской крепости «Ворошиловская береговая батарея», 1929-1934 гг., выдано ФГКУ «ВМИ ТОФ».
На основании распоряжений врио командующего войсками Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ на территории мемориального комплекса «Ворошиловская батарея» организовано проведение строительных и земляных работ по строительству парка «Патриот».
22 июня 2017 года в ходе осмотра объекта культурного наследия установлено, что на объекте строительства парка ведутся работы по обустройству площадок для стоянки автомобильной и иной техники, дорог, выставочных объектов (блиндажи, партизанские землянки и т.д.), осуществляется ремонт железнодорожного полотна, проводятся штукатурно-малярные работы на объектах Ворошиловской батареи, размещены временные строения, работает грузовая техника (экскаваторы, тракторы), построен тир, выполняются иные строительные работы. Доступ на территорию объекта запрещен военнослужащими войсковой части №. Работы ведутся войсковыми частями, входящими в состав ФКУ «ОСК ВВО». При этом согласования проведения работ, задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, согласования проектной документации на проведение работ с органом охраны объектов культурного наследия Приморского края - инспекцией по охране объектов культурного наследия Приморского края не имеется. Решения о приостановлении доступа к объекту культурного наследия в установленном порядке не принималось.
Выявленные в ходе проведенного осмотра нарушения требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации послужили основанием для возбуждения в отношении ФКУ «ОСК ВВО» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административном правонарушении.
Установив, что строительные работы в отсутствие разрешительных документов органа охраны объектов культурного наследия были проведены силами военнослужащих различных войсковых частей, входящих в состав одного юридического лица - ФКУ «ОСК ВВО», которое потребовало проведения работ на территории мемориального комплекса, судья районного суда пришёл к выводу о виновном нарушении учреждением требований законодательства об охране объектов культурного наследия.
Состоявшийся вывод следует признать правильным и подтверждённым материалами дела, а именно: решением врио военного прокурора Владивостокского гарнизона о проведении проверки от 16 июня 2017 года, актом проверки от 22 июня 2017 года с приложенными фотоматериалами, письменной информацией инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края от 22 июня 2017 года, предостережением о недопустимости нарушения закона врио военного прокурора Владивостокского гарнизона, предписаниями о приостановлении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ от 26 июня 2017 года, решением Исполнительного комитета Приморского Совета народных депутатов от 16 августа 1991 года № 234, охранным обязательством по недвижимому памятнику истории и культуры от 7 февраля 2011 года №, актом от 7 февраля 2011 года № технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории и другими материалами дела.
Названные доказательства, получившие оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полно подтверждают, что строительные и иные работы в границах объекта культурного наследия проводились по указанию ФКУ «ОСК ВВО» и силами юридического лица в нарушение действующего законодательства об охране таких объектов.
Довод жалобы о том, что ФКУ «ОСК ВВО» не является субъектом вменённого правонарушения, охранное обязательство - недействительно, так как выдано на объект культурного наследия федерального значения, при том, что «Ворошиловская береговая батарея (батарея береговая № 981)» относится к региональным объектам, несостоятелен.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Решением Исполнительного комитета Приморского Совета народных депутатов от 16 августа 1991 года № 234, принятым в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», памятник истории и культуры - объект культурного наследия народов Российской Федерации «Ворошиловская береговая батарея (батарея береговая № 981)» принят на государственный учёт и охрану как памятник краевого значения и включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Охранное обязательство от 7 февраля 2011 года № по недвижимому памятнику истории и культуры «Комплекс фортификационных сооружений Владивостокской крепости «Ворошиловская береговая батарея», 1929-1934 гг. является действующим, а указание в его тексте на иной статус памятника (федерального значения вместо регионального) не порождает недействительности документа, из содержания которого понятно название объекта охраны, его место расположения, наименование учреждения, использующего памятник, и необходимость обеспечения режима содержания в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия.
Кроме того категория историко-культурного значения объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации для установления признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, правового значения не имеет.
Утверждение ФКУ «ОСК ВВО» о непричастности к производству работ на территории «Ворошиловской береговой батареи» противоречит совокупности представленных в дело доказательств.
Так, согласно названным распоряжениям от ДД.ММ.ГГГГ№ и ДД.ММ.ГГГГ№ требования подчиненным лицам совершить к установленным срокам определенные действия в целях создания военно-патриотического парка «Патриот» на территории мемориального комплекса «Ворошиловская батарея» отдавались должностным лицом от имени ФКУ «ОСК ВВО». В числе войсковых частей, привлечённых к выполнению работ на территории мемориального комплекса, поименована войсковая часть №, которая согласно выписке из ЕГРЮЛ, прекратив свою деятельность юридического лица, присоединена к ФКУ «ОСК ВВО». Согласно обращению и.о. руководителя инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края на имя военного прокурора Приморского края военнослужащими войсковой части № был запрещён доступ к объекту культурного наследия.
Названные фактические обстоятельства свидетельствуют о правильном определении ФКУ «ОСК ВВО» в качестве субъекта административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как лица отдавшего властное распоряжение о проведении работ на территории мемориального комплекса и принимавшего участие в их проведении силами войсковых частей, входящих в состав юридического лица - ФКУ «ОСК ВВО».
Довод жалобы о нарушении правил подсудности при разрешении дела ошибочен.
Вопреки мнению защитника объективная сторона совершенного ФКУ «ОСК ВВО» правонарушения характеризуется не бездействием, а действием, в результате которого на объекте культурного наследия были выполнены работы без получения обязательного разрешения и задания на их выполнение, без согласования с соответствующим органом контроля за проведением работ, без проектной документации, а также приостановлен доступ в мемориальный комплекс при отсутствии решения инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края. Место выполнения работ - г. Владивосток, о. Русский.
Согласно положениям части 1 статьи 29.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Место совершения правонарушения относится к территориальной подсудности Фрунзенского районного суда города Владивостока, в котором и было рассмотрено.
Вид произведенных работ на территории мемориального комплекса не имеет правового значения, поскольку, по смыслу законодательства, направленного на охрану объектов культурного наследия, любые работы носят разрешительно-согласовательный характер и должны осуществляться в установленном порядке. При таком положении неустановление по делу конкретного вида произведенных работ не ставит под сомнение законность принятого по делу решения.
Постановление о привлечении к административной ответственности ФКУ «ОСК ВВО» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности, установленного статьёй 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в пределах санкции статьи.
Существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
С учетом вышеизложенных обстоятельств оснований для отмены или изменения постановления судьи не имеется.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решила:
постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 15 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Е.В. Королева