ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-12-734 от 28.11.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Шульга Е.А. Дело № 7-12-734

РЕШЕНИЕ

28 ноября 2017 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО1 на постановление судьи Советского районного суда г.Владивостока от 01 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУПВ «ВПЭС»,

установила:

постановлением судьи Советского районного суда г.Владивостока от 01 августа 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МУПВ «ВПЭС» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО1 подал жалобу, в которой ставится вопрос об отмене постановления судьи как незаконного.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав объяснения представителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю ФИО1, возражения защитника МУПВ «ВПЭС» ФИО2, прихожу к следующим выводам.

Ответственность по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела, МУПВ «ВПЭС», эксплуатируя котельную, находящуюся по адресу <адрес>, осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения на протяжении всего отопительного сезона, тем самым нарушает требования природоохранного законодательства РФ в части охраны атмосферного воздуха. Факт выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух зафиксирован актом обследования используемых юридическим лицом при осуществлении деятельности территорий, зданий, сооружений, строений, помещений, оборудования от 20 апреля 2017 года.

Прекращая производство по делу, судья пришел к выводу о том, что выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе не свидетельствует о наличии выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, так как отбор промышленных выбросов не осуществлялся и не установлен сам факт выбросов и химический состав выбросов, их концентрация, а также факт превышения установленных нормативов.

С такими выводами судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.

Статьей 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Положением о нормативах выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействиях на него, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 года N 183, в целях реализации статей 12 и 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" установлен такой норматив выброса, как предельно допустимый выброс вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух. При этом согласно п. 8, 9 указанного Положения разработка предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов на основе данных инвентаризации выбросов этих веществ. Нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются территориальным органом Росприроднадзора для конкретного стационарного источника выбросов и в их совокупности. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух допускаются на основании разрешения.

Таким образом, наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным тогда, когда лицом при осуществлении хозяйственной и иной деятельности эксплуатируются источники выбросов вредных веществ. При этом из приведенных норм не следует, что количество выбросов от данных источников должно быть таковым, чтобы их можно было квалифицировать как загрязнение.

Административным органом установлено, что МУПВ «ВПЭС» осуществлялись выбросы вредных веществ в атмосферный воздух через стационарные источники выбросов, что подтверждается материалами дела. Факт работы котла Cimac, установленного на котельной №5, подтверждается актом обследования от 20 апреля 2017 года.

Следовательно, в сложившейся фактической ситуации отсутствие результатов отбора проб загрязняющих веществ на дату проведения проверки не влияет на доказанность факта осуществления выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения.

Кроме того, МУПВ «ВПЭС» 05 августа 2011 года Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края было выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласно которому МУПВ «ВПЭС» в период с 05 августа 2011 по 19 июля 2016 года разрешается осуществлять выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласно утвержденным нормативам.

После окончания срока вышеуказанного разрешения МУПВ «ВПЭС» обязано получить новое разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Как следует из материалов дела, топливом для котла является мазут, от сжигания которого в атмосферный воздух выделяются вредные вещества: азота диоксид, азота оксид, сера диоксид, углерод оксид, бензапирен, мазутная зола, сажа.

Таким образом, выводы судьи об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях сделан без оценки доказательств по делу.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В нарушение требований статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении настоящего дела собранные по делу доказательства не получили должной оценки в их совокупности.

Вышеуказанные процессуальные нарушения являются существенными и создали препятствия для всестороннего и полного исследования доказательств по административному делу.

При таких обстоятельствах постановление судьи подлежит отмене.

Учитывая, что срок давности привлечения МУПВ «ВПЭС» к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек, постановление судьи Советского районного суда г.Владивостока от 01 августа 2017 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решила:

постановление судьи Советского районного суда г.Владивостока от 01 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУПВ «ВПЭС» отменить.

Дело направить в Советский районный суд г.Владивостока на новое рассмотрение.

Судья Кубатова О.А.