Судья Лесникова А.С. Дело № 7-12-85/2020
РЕШЕНИЕ
25 февраля 2020 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев жалобу защитника администрации г. Владивостока ФИО1 на постановление судьи Первореченского районного суда г. Владивостока от 20 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Владивостока,
установил:
постановлением судьи Первореченского районного суда г. Владивостока от 20 ноября 2019 года администрация г. Владивостока признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, защитник администрации г. Владивостока ФИО1 обратился в Приморский краевой суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу, ссылаясь на утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов до принятия постановления Администрации Приморского края от 29 июня 2018 года № 300-па; самовольное расположение ИП К.И.С. нестационарного торгового объекта за пределами предоставленного ей земельного участка; малозначительность вменяемого правонарушения и социальную значимость администрации г. Владивостока и местного бюджета.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав пояснения защитника администрации г. Владивостока ФИО1, поддержавшего поданную им жалобу, представителя инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края З.А.С., полагавшего доводы жалобы несостоятельными, не нахожу оснований для отмены либо изменения вынесенного судьей постановления.
Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой особую уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).
Положениями этого Федерального закона устанавливаются правовой статус и режим объектов культурного наследия, а также определенные ограничения к деятельности и использованию как объектов культурного наследия, так и иных объектов в пределах территории объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Федерального закона № 73-ФЗ за нарушение этого Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 27 Федерального закона № 73-ФЗ на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.
Пунктами 1, 3 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия. Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
На основании указанной нормы Федерального закона и положений пункта 2 статьи 2 Закона Приморского края от 30 апреля 2015 года № 612-КЗ «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Приморского края» Администрацией Приморского края было принято Постановление от 29 июня 2018 года № 300-па «Об утверждении границы зоны охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Памятник Герою Советского ФИО3 ФИО2» 1945 г., особого режима использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территории данной зоны».
В соответствии с пунктом 1.2 Особого режима использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территории зоны охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Памятник Герою Советского ФИО3 ФИО2» 1945 г. (далее – Особый режим использования земель), утвержденного вышеназванным постановлением, в границе территории охранной зоны Памятника запрещается размещение временных построек, павильонов, киосков, навесов.
Как следует из материалов дела, «Памятник Герою Советского ФИО3 ФИО2» принят на государственную охрану решением исполкома Приморского краевого Совета народных депутатов от 23 февраля 1990 года № 59 и включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (№).
Собственником объекта культурного наследия «Памятник Герою Советского ФИО3 ФИО2» - сооружения с кадастровым номером 52, расположенного в районе ул. Карбышева, 11 в г. Владивостоке является муниципальное образование г. Владивостока (№ от 7 июня 2010 года).
В ходе проведения 2 сентября 2019 года в 10 часов 5 минут должностным лицом инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края с привлечением специалистов КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия, установлено отсутствие информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия «Памятник Герою Советского ФИО3 ФИО2», расположенном в районе ул. Карбышева, 11 в г. Владивостоке. Также установлено, что в границах охранной зоны памятника, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 29 июня 2018 года № 300-па, полностью расположен земельный участок с кадастровым номером 12 и нестационарный торговый объект. Земельный участок с кадастровым номером 12, с видом разрешенного использования: объекты розничной торговли, на основании договора № аренды земельного участка от 13 февраля 2013 года передан индивидуальному предпринимателю К.И.С. сроком на три года.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения администрации г. Владивостока к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая решение о привлечении администрации г. Владивостока к административной ответственности, судья обоснованно исходил из того, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными судьей в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: протоколом об административном правонарушении № от 26 сентября 2019 года; заданием № от 30 августа 2019 года на проведение мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия на территории Приморского края; актом от 6 сентября 2019 года № осмотра объекта культурного наследия по результатам мероприятия по контролю за состоянием и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия на территории Приморского края с приложением альбома иллюстраций; предписанием от 16 сентября 2019 года № об устранении нарушений особого режима использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия, приказом о регистрации объекта культурного наследия регионального значения №-р от 13 ноября 2015 года; перечнем памятников истории и культуры Приморского края, подлежащих государственной охране, как памятники краевого значения к решению Приморского крайисполкома от 23 февраля 1990 года № и иными материалами дела.
При этом основанием для привлечения администрации города Владивостока к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является как неисполнение собственником объекта культурного наследия, включенного в реестр, по установке, восстановлению и замене информационных надписей и обозначений, так и несоблюдение им ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, выразившееся в размещении в границах охранной зоны памятника нестационарного торгового объекта розничной торговли.
Доводы жалобы о том, что нестационарный торговый объект ИП К.И.С. находится за пределами земельного участка, который ей был предоставлен на основании договора аренды от 13 февраля 2013 года №, основанием для переоценки сделанных в постановлении судьи выводов не являются.
В соответствии с пунктом 4.5.5 Муниципального правового акта города Владивостока от 15 августа 2018 года № 45-МПА «Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа», принятого Думой города Владивостока 9 августа 2018 года, не допускается размещение нестационарных торговых объектов в охранной зоне объектов культурного наследия.
Запрет на размещение в границе территории охранной зоны «Памятника Герою Советского ФИО3 ФИО2» павильонов, киосков установлен и пунктом 1.2 Особого режима использования земель, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 29 июня 2018 года № 300-па.
В нарушение требований указанных правовых актов администрация <адрес>, в обязанности которой входит реализация полномочий муниципального образования <адрес> как собственника объекта культурного наследия «Памятник Герою Советского ФИО3 ФИО2», надлежащих мер по контролю за соблюдением охранной зоны памятника не предпринимала и допустила размещение нестационарного торгового объекта на территории этой охранной зоны вне предоставленного для этих целей земельного участка.
Кроме того, как верно указано судьей районного суда, представленный в аренду индивидуальному предпринимателю К.И.С. земельный участок для размещения нестационарного торгового объекта также расположен в границах территории охранной зоны памятника. При этом меры по исключению из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа нестационарного торгового объекта ИП К.И.С. приняты администрацией г. Владивостока после выявленного события административного правонарушения и составления протокола об административном правонарушении.
Между тем, в соответствии с пунктом 20.2 Правил благоустройства территории Владивостокского городского округа (Муниципальный правовой акт города Владивостока от 15 августа 2018 года № 45-МПА), нестационарные торговые объекты, размещенные на территории города Владивостока до вступления в силу этих Правил, подлежали приведению в соответствие с требованиями установленными пунктом 4.5 Правил, до 1 июля 2019 года.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения были предметом исследования судьи районного суда и получили надлежащую оценку в вынесенном постановлении.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае совершенное администрацией г. Владивостока административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не может быть признано малозначительным, поскольку действия юридического лица повлекли нарушение прав граждан на сохранность объекта культурного наследия, имеющего историческую ценность для населения, проживающего на территории региона, достаточных оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не усматривается.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае.
Более того, при оценке доводов жалобы о малозначительности совершенного правонарушения, следует отметить и то обстоятельство, что Инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края письмом от 9 июля 2019 года № обращала внимание администрации города Владивостока на допущенные нарушения в отношении объекта культурного наследия «Памятник Герою Советского ФИО3 ФИО2», однако своей обязанности устранить допущенные нарушения администрация города Владивостока не усмотрела (ответ от 19 августа 2019 года №д) и не принимала их вплоть до возбуждения дела об административном правонарушении.
Постановление о привлечении администрации г. Владивостока к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности, установленного статьёй 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и является минимальным для юридических лиц.
Существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований к отмене постановления судьи не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Первореченского районного суда г. Владивостока от 20 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Владивостока, оставить без изменения, жалобу защитника администрации г. Владивостока – без удовлетворения.
Судья А.В. Фаленчи