Приморский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Приморский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
СудьяСопчук Р.В. Дело № 7-12-88/13
Р Е Ш Е Н И Е 9 апреля 2013года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в судебном заседании протест природоохранного межрайонного прокурора на постановление судьи Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 6 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Приморские лесопромышленники»,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 6 марта 2013 года в отношении ОАО «Приморские лесопромышленники» (ОАО «Приморсклеспром») прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В протесте природоохранного межрайонного прокурора ставится вопрос об отмене постановления судьи в связи с неправильной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и неправильным установлением обстоятельств, подлежащих выяснению при производстве по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, доводы протеста, выслушав объяснения представителя Департамента лесного хозяйства Приморского края ФИО1, представителей ОАО «Приморские лесопромышленники» ФИО2 и ФИО3, заключение прокурора Герасимова А.Г., поддержавшего доводы протеста, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления судьи.
Часть 2 статьи 8.28 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела следует, что 24 октября 2012 года в ходе осмотра лесосеки, разработанной ОАО «Приморсклеспром» в <адрес> на основании лесной декларации от 17 февраля 2012 года и договора аренды лесного участка от 29 марта 2010 года 9/29-и, Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой были выявлены нарушения пункта 13 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 1 августа 2011 года № 337, согласно которому при заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации.
По данному факту Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой 31 октября 2012 года было вынесено постановление о возбуждении в отношении ОАО «Приморсклеспром» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, которое было поручено управлению лесным хозяйством Приморского края (в настоящее время Департамент лесного хозяйства Приморского края), являющемуся уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим государственный лесной надзор.
Проведенным административным расследованием установлено, что в период с февраля по апрель 2012 года ОАО «Приморсклеспром» на лесосеке площадью 40 га в <адрес> (защитные леса) проводились лесозаготовительные работы при проведении выборочной санитарной рубки. Разработка лесосеки осуществлялась на основании технологической карты с использованием специализированной лесозаготовительной техники – трелевочных тракторов, бензомоторных пил и погрузочной техники. По результатам осмотра лесосеки и замера диаметров пней срубленных деревьев, на основании перевода диаметров пней по породам деревьев к диаметрам стволов на высоте 1,3 м от корневой шейки с использованием таблицы 2.74 «Диаметры стволов на высоте груди в зависимости от диаметров пней (материковая часть)» Справочника для учета лесных ресурсов Дальнего Востока, ФГУ «ДальНИИЛХ, Хабаровск, 2010 год и подсчета объема срубленной древесины установлена рубка лесных насаждений в объеме, превышающим разрешенный, и с нарушением породного состава деревьев, заявленных к рубке, на 72,2 куб.м. Размер ущерба, причиненного лесным насаждениям при разработке лесосеки, составил 5920029 рублей, в том числе по породам деревьев: ясень – 5782233 рубля, береза белая – 128232 рубля, орех – 9564 рубля.
Прекращая производство по делу, судья исходил из того, что в протоколе об административном правонарушении не указано и не конкретизировано, чем именно производилась рубка деревьев, и была ли использована техника, заключение специалиста по данному вопросу получено не было, поэтому протокол об административном правонарушении не может быть признан законным и обоснованным.
Также, по мнению судьи, расчет объема древесины, превышающий объем древесины, заявленный к вырубке на лесосеке, произведенный Департаментом лесного хозяйства Приморского края на основании справочника для учета лесных ресурсов Дальнего Востока 2010 года издания, нельзя признать достоверным.
Установив, что при составлении протокола об административном правонарушении было допущено нарушением норм КоАП РФ, а выводы административного органа о совершении ОАО «Приморсклеспром» правонарушения основаны на предположительных и не уточненных данных, судья прекратил в отношении ОАО «Приморсклеспром» производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.28 КоАП РФ.
Указанные выводы судьи основаны на неправильной оценке обстоятельств, подлежащих выяснению при производстве по делу об административном правонарушении, и неправильном применении норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 53 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 1 августа 2011 года № 337, организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.
В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.
Осуществление работ по заготовке древесины без технологической карты разработки лесосеки не допускается.
Судьей не учтено, что в приобщенной к материалам дела технологической карте на проведение лесозаготовительных работ в квартале 125 выделе 4 Березовского участкового лесничества Чугуевского лесничества от 29 ноября 2011 года (л.д. 44) содержится перечень машин и механизмов, используемых для выполнения технологических операций по заготовке древесины с учетом требований по обеспечению безопасности производства работ. В технологической карте прямо указано на проведение лесозаготовительных работ с применением бензомоторных пил «Хускварна», трелевочного трактора ТТ-4 и механизированного погрузчика - гидроманипулятора СФ-65. Данные обстоятельства были подтверждены при даче объяснений представителем юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО2
Технологическая карта разработки лесосеки утверждена 29 ноября 2011 года, информации о каких-либо утвержденных изменениях, внесенных в технологическую карту, данный документ не содержит.
Протокол об административном правонарушении также содержит сведения о том, что ОАО «Приморсклеспром» осуществлялась незаконная рубка лесных насаждений с применением на основании технологической карты разработки лесосеки специализированной лесозаготовительной техники – трелевочных тракторов, бензомоторных пил и погрузочной техники, то есть механизмов, автомототранспортных средств и самоходных машин.
Таким образом, вывод судьи о том, что при составлении в отношении ОАО «Приморсклеспром» протокола об административном правонарушении было допущено нарушение норм КоАП РФ, не соответствует материалам дела.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении отнесен к числу доказательств по делу об административном правонарушении, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Следовательно, составленный в отношении ОАО «Приморсклеспром» протокол об административном правонарушении подлежит оценке судьей по правилам статьи 26.11 КоАП РФ в совокупности с другими имеющимися в материалах дела доказательствами.
Вывод судьи о том, что произведенный при проведении административного расследования расчет объема древесины, превышающий объем древесины, заявленный к вырубке на лесосеке, на основании справочника для учета лесных ресурсов Дальнего Востока 2010 года издания является недостоверным, также нельзя признать обоснованным, поскольку в полной мере не были учтены и исследованы доводы административного органа о единообразии применяемых Департаментом лесного хозяйства Приморского края и ОАО «Приморсклеспром» таблиц для определения объемов стволов срубленных деревьев. Кроме того, вывод судьи о недостоверности произведенного расчета объема древесины, превышающего объем древесины, заявленный к вырубке на лесосеке, на основании справочника для учета лесных ресурсов Дальнего Востока 2010 года является немотивированным. Судья не исследовал, какие именно расхождения имеются между расчетами, произведенными административным органом и ОАО «Приморсклеспром», в чем они заключаются и по какой причине расчеты, представленные Департаментом лесного хозяйства Приморского хозяйства, не могут быть приняты во внимание.
При рассмотрении дела судьей не учтено, что определение объема древесины административным органом производилось на основании данных сплошного пересчета пней на лесосеке, препятствий для соответствующего расчета с использованием Справочника для учета лесных ресурсов Дальнего Востока, ФГУ «ДальНИИЛХ, Хабаровск, 2010 год не имелось.
Вывод судьи о нарушении норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, выразившимся в превышении установленного КоАП РФ срока проведения административного расследования, не является основанием для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством. В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих, у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» являются несущественными недостатками нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Статьей 24.1 КоАП РФ определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Поскольку при рассмотрении дела судьей допущено нарушение требований статьи 24.1 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а срок давности привлечения ОАО «Приморские лесопромышленники» к административной ответственности не истек, дело подлежит направлению в Советский районный суд на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление судьи Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 6 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Приморские лесопромышленники» отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Владивостока Приморского края.
Судья И.К. Зиганшин