ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-12-8/19 от 30.01.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Елистратова О.Б. Дело № 7-12-8/19

РЕШЕНИЕ

30 января 2019 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Тымченко А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» - Лазаревского Д.А. на постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт»,

установил:

постановлением судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» (далее – ООО «ФИТ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 60 000 рублей без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, защитник ООО «ФИТ» - Лазаревский Д.А. просит отменить постановление судьи как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить.

В судебное заседание законный представитель ООО «ФИТ» не явился, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения защитника ООО «ФИТ» Лазаревского Д.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Находкинской таможни ФИО1, полагаю, что оснований для отмены, либо изменению постановления судьи не имеется.

Частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно примечанию к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей применения главы 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз), подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.

Статьей 224 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что товары, ввозимые в Российскую Федерацию, подлежат помещению под одну из таможенных процедур в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ЕАЭС и данным федеральным законом.

Товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территории государств, не являющихся членами таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств – членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры (статья 203 ФЗ № 311-ФЗ).

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что ввоз товаров на таможенную территорию Союза – это совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

В силу подпункта 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Согласно подпункту 1 пункта 1, пункта 3 статьи 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита используется транзитная декларация.

В соответствии с пунктом 1 статьи 107 ТК ЕАЭС в транзитной декларации подлежат указанию сведения: об отправителе и получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, декларанте, перевозчике; о стране отправления и стране назначения товаров; о транспортном средстве, которым перевозятся товары; о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков. В отношении товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в течение определенного периода одним или несколькими транспортными средствами, могут указываться сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне 10 знаков в соответствии с принятым в отношении таких товаров предварительным решением о классификации товаров либо решением о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде; о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; о количестве грузовых мест; о пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса; о планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.

Пункт 7 Приказа Минфина России от 11 мая 2017 года № 73н «Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом» устанавливает, что в случае последовательного перемещения морскими судами иностранных товаров в два и более морских порта Российской Федерации без пересечения ими Государственной границы Российской Федерации таможенными органами совершаются таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в первом морском порту захода.

Иностранные товары, перевозимые морскими судами и предназначенные для выгрузки во втором и последующих морских портах на территории Российской Федерации, а также в последующем морском порту государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, перемещаются во второй и последующие морские порты Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (пункт 9 Приказа).

Таможенные операции, связанные с помещением иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, совершаются таможенным постом отправления в первом морском порту захода морского судна после совершения таможенных операций, связанных с прибытием иностранных товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (пункт 10 Приказа).

Согласно пункту 11 Приказа № 73н в качестве транзитных деклараций используются дополнительные экземпляры декларации о грузе или судового манифеста и прилагаемые к ним копии коносаментов, а также иных документов, содержащих с учетом положений части 3 статьи 233 Федерального закона № 311-ФЗ следующие сведения о (об): отправителе, получателе (при наличии сведений о получателе) товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; стране отправления, стране назначения товаров; декларанте таможенной процедуры таможенного транзита; перевозчике; транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары (водном судне, контейнере (контейнерах), в случае перевозки товаров в контейнере (контейнерах); наименовании, количестве, стоимости товаров (при наличии сведений о стоимости) в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на уровне не менее первых шести знаков (при наличии таких сведений); весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров; количестве грузовых мест; пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, если такое перемещение допускается при наличии этих документов; планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути (при наличии таких сведений).

Дополнительные экземпляры декларации о грузе или судового манифеста и копии коносаментов, используемые в качестве транзитных деклараций, представляются в количестве двух экземпляров на каждый следующий морской порт захода на территории Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ОТО и ТК т/п «Морской порт Владивосток» Владивостокской таможни специалистом ВЭД ООО «ФИТ» ФИО4, действовавшим на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и генерального агентского соглашения , заключенного между компанией «Fesco Ocean Management Limited» и ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт», была подана транзитная декларация , с заявленным в ней к таможенному оформлению товаром, ввезенным ДД.ММ.ГГГГ в порт Владивосток Российской Федерации из КНР на борту т/х «TIM-S» в контейнере по коносаменту от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «...» (<адрес>). В данной транзитной декларации был заявлен товар: манекены, всего 397 грузовых мест, весом брутто 3459 кг.

Подав в таможенный пост Морской порт Владивосток Владивостокской таможни декларацию о грузе теплохода «TIM-S» от ДД.ММ.ГГГГ и коносамент от ДД.ММ.ГГГГ в качестве ТД ООО «ФИТ» совершило юридической факт, то есть заявило о том, что под таможенную процедуру таможенного транзита помещаются товары, в том числе того веса и в том количестве грузовых мест, которые заявлены в данной ТД.

При завершении таможенной процедуры таможенного транзита по ТД таможенным постом Морской порт Восточный выявлен целевой профиль риска. В ходе проведения мероприятий в рамках профиля риска установлено, что фактический вес товара, заявленного в данной ТД, больше задекларированного, в связи с чем был проведен таможенной досмотр.

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом отдела контроля за таможенным транзитом таможенного поста Морской порт Восточный Находкинской таможни выписано поручение на таможенный досмотр .

ДД.ММ.ГГГГ был проведен таможенный досмотр, в ходе которого товар выгружался в крытый склад ПЗТК ООО «ВСК». Согласно акту таможенного досмотра грузовые места представляют собой картонные коробки, целостность упаковки и товара не нарушены. Всего в контейнере 398 грузовых мест (заявлено 397). Во вскрытых грузовых местах находился товар, а именно: манекены новые в разобранном виде, изготовленные из полимерного материала с элементами из металла, изображающие детей и беременных женщин, белого цвета, уложены в грузовые места по 1 штуке. На грузовых местах имеется следующая маркировка: МС20-111 - всего 30 штук (грузовых мест); вес брутто 3 грузовых мест составил 18,8 кг; МС20-112 - всего 30 штук (грузовых мест); вес брутто 3 грузовых мест составил 18,8 кг; МС20-114 - всего 30 штук (грузовых мест); вес брутто 3 грузовых мест составил 9,82 кг; МС20-115 - всего 60 штук (грузовых мест); вес брутто 3 грузовых мест составил 26,9 кг; МС20-118 - всего 91 штук (грузовое место); вес брутто 3 грузовых мест составил 34,82 кг; МС20-125 - всего 59 штук (грузовых мест); вес брутто 3 грузовых мест составил 37,36 кг; МС20-126 - всего 28 штук (грузовых мест); вес брутто 3 грузовых мест составил 38,12 кг; МС20-131 - всего 5 штук (грузовых мест); вес брутто 3 грузовых мест составил 66,6 кг; МС20-132 - всего 5 штук (грузовых мест); вес брутто 3 грузовых мест составил 64,95 кг; МС20-756 - всего 30 штук (грузовых мест); вес брутто 3 грузовых мест составил 27,54 кг; МС20-755 - всего 30 штук (грузовых мест); вес брутто 3 грузовых мест составил 27,04 кг.

Также на грузовых местах имеется маркировка: «Global display Global-display. Со Mathercare Russia Mannequins 2018. PO Number: 5680. Destination: Collection. Description. QTYPER CARTON: 1 PC. Gross Weight. Batch Date: 2-feb-18. Supplier: GDP. GDP ID No: J11907. GDP: Order No: P074398. Photo. Made in China.

В транзитной декларации заявлено 397 грузовых мест весом брутто 3459 кг, фактически обнаружено 398 грузовых мест весом брутто 3923,99 кг, что на грузовое место больше и на 464,99 кг больше, чем заявлено в ТД.

Представив в таможенный орган декларацию о грузе теплохода «TIM-S» от ДД.ММ.ГГГГ и коносамент от ДД.ММ.ГГГГ в качестве ТД , ООО «ФИТ» заявило недостоверные сведения о количестве грузовых мест и весе брутто товара (манекены), чем нарушило требования статьи 107 ТК ЕАЭС, пункта 11 Приказа Минфина № 73н. Сами данные документы, содержащие недостоверные сведения о количестве грузовых мест и весе брутто товара, помещаемого под таможенную процедуру таможенного транзита, являются недействительными.

Факт сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, наименовании товара при его помещении под таможенную процедуру таможенного транзита путем предоставления недействительных документов, установлен судьей городского суда и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными судьей в соответствии с правилами статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; генеральным агентским соглашением заключенным ООО «ФИТ» с «Fesco Ocean Management Limited» ; актом таможенного досмотра (осмотра) от ДД.ММ.ГГГГ; актом таможенного досмотра (осмотра) от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ФИТ»; ДТ; коносаментом; инвойсом; Уставом ООО «ФИТ»; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.

Принимая решение о привлечении ООО «ФИТ» к административной ответственности, судья обоснованно исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Для освобождения от ответственности за совершение таможенных правонарушений юридическое лицо должно подтвердить, что нарушение таможенных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей.

Вопреки доводам жалобы указанные обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлены.

Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Довод жалобы о том, что ООО «ФИТ» не вправе было производить предварительный осмотр товара, не является основанием для отмены постановления, поскольку основан на неверном толковании норм права.

Право, предоставленное декларанту осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем, закреплено в статье 84 ТК ЕАЭС.

Вопреки доводам жалобы ООО «ФИТ» не воспользовалось правом, предусмотренным статьей 84 ТК ЕАЭС осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем, а заявило сведения в декларации на товары на основании товаросопроводительных документов, предварительно не осмотрев их.

Вопрос о возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривался судьей городского суда, при этом соответствующих правовых оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным установлено не было.

Постановление судьи городского суда содержит подробные мотивы принятого решения. При этом учтено, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ООО «ФИТ» к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного регулирования.

Оснований не согласиться с выводами судьи городского суда не имеется.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судьей обстоятельств и не опровергают наличие в действиях ООО «ФИТ» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, аналогичны по своему содержанию доводам заявленным при рассмотрении дела и проверялись судьей городского суда, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.

Постановление о привлечении ООО «ФИТ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО «ФИТ» в пределах санкции части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих безусловную отмену принятого судьей постановления, не установлено.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» оставить без изменения, жалобу защитника Лазаревского Д.А. - без удовлетворения.

Судья А.М. Тымченко