Номер изъят
решение
26 мая 2021 года г. Иркутск
Судья Иркутского областного суда Ткачук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 на постановление судьи Кировского районного суда города Иркутска от Дата изъята по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ведущего советника отдела коммунальных систем управления коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области ФИО1,
установил:
Постановлением судьи Кировского районного суда города Иркутска от Дата изъята ведущий советник отдела коммунальных систем управления коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, ФИО1, не соглашаясь с постановлением судьи Кировского районного суда города Иркутска от Дата изъята , просит об отмене данного судебного акта, считая его незаконным и необоснованным.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала, настаивала на ее удовлетворении.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении Кировского районного суда города Иркутска Номер изъят (Номер изъят), проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Данное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей Кировского районного суда города Иркутска не соблюдено.
В соответствии с частью 2 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно пункту 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение данного требования федерального законодательства на территории Иркутской области принято Постановление Правительства Иркутской области от 02 июня 2016 года № 336-пп, утвердившее Положение о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе разработку проектной документации, а также на приобретение указанных объектов в муниципальную собственность, субсидии на реализацию мероприятий по приобретению оборудования для систем водоснабжения и субсидии на реализацию мероприятий по приобретению специализированной техники для водоснабжения населения.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Дата изъята от Веренского муниципального образования министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области принята заявка на предоставление в 2019 году субсидии на строительство локального водопровода.
Между министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и администрацией Веренского муниципального образования заключены два Соглашения о предоставлении субсидии в объеме 44 844,2 тысяч рублей (федеральный бюджет - 29 326,6 тысяч рублей, областной бюджет - 15 517,6 тысяч рублей).
Соглашением от Дата изъята Номер изъят установлен размер субсидии, предоставляемый из областного бюджета местному бюджету 96,99% от общего объема бюджетных ассигнований - 7 721,9 тысяч рублей.
Соглашением от Дата изъята Номер изъят установлен общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Иркутской области бюджету Веренского муниципального образования, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия уровня софинансирования, равного 99,35% - 37 122,3 тысяч рублей.
В целях строительства объекта капитального строительства администрацией Веренского муниципального образования заключен муниципальный контракт Дата изъята , в котором стоимость работ определена в размере 44 417,7 тысяч рублей.
Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренный Соглашениями, соответствует цене муниципального контракта. Средства областного бюджета предоставлены Веренскому муниципальному образованию шестью заявками на расход в период с Дата изъята по Дата изъята в объеме 43 965,0 тысяч рублей.
В ходе проведения контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой Иркутской области дана оценка соблюдения министерством Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе разработку проектной документации, а также на приобретение указанных объектов в муниципальную собственность, субсидии на реализацию мероприятий по приобретению оборудования для систем водоснабжения и субсидии на реализацию мероприятий по приобретению специализированной техники для водоснабжения населения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области № 336-пп в части расчета размера субсидии.
На дату предоставления министерством субсидии (Дата изъята ) Положение № 336-пп действовало в редакции от Дата изъята . Расчет размера субсидии на развитие водоснабжения в сельской местности установлен пунктом 34 Положения № 336-пп.
В ходе плановой выездной проверки, проводимой Контрольно-счетной палатой Иркутской области по вопросам законности, результативности (эффективности и экономности) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Иркутской области бюджетам муниципальных образований для реализации органами местного самоуправления сельских поселений вопросов местного значения, на основании распоряжения председателя контрольно-счетной палаты Иркутской области И.П. ФИО2 от 19 ноября 2020 года № 119-п установлено, что ФИО1, занимающая должность ведущего советника отдела коммунальных систем управления коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в период с Дата изъята по Дата изъята , допустила нарушение порядка расчета объема межбюджетных трансфертов, установленного пунктом 34 Положения утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 02 июня 2016 года № 336-пп, что привело к увеличению размера субсидии на 1 081,8 тысяч рублей.
Начальником инспекции Контрольно-счетной палаты Иркутской области ФИО3 Дата изъята в отношении ведущего советника отдела коммунальных систем управления коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором указано, что она является лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности, так как согласно должностному регламенту осуществляла подготовку проектов документов, в соответствии с которыми министерство жилищной политики, энергетики и транспорта предоставило межбюджетные трансферты Веренскому муниципальному образованию в большем размере.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности постановлением судьи Кировского районного суда города Иркутска от Дата изъята по части 2 статьи статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование вывода о виновности ФИО1 судья районного суда указал, что ФИО1, являясь ведущим советником отдела коммунальных систем в управлении коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области и обладающей функциями по осуществлению подготовки проектов документов, допустила искажение формулы расчетов, тем самым нарушила порядок предоставления межбюджетных субсидий.
Между тем, с такими выводами судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Таким образом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть наличия в его действии или бездействии объективной стороны административного правонарушения.
Следовательно, для привлечения должностного лица министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области к административной ответственности по настоящему делу необходимо установить, какое конкретное должностное лицо нарушило порядок предоставления субсидии, каким должностным лицом данная субсидия предоставлена.
В материалах дела об административном правонарушении содержатся сведения о заключении соглашений о предоставлении субсидии министром жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. Перечень объектов капитального строительства, на которые предоставляется субсидия, информация о размере субсидии также подписаны министром. Измененный перечень муниципальных образований Иркутской области для предоставления субсидии из областного бюджета местным бюджетам на развитие водоснабжения в сельской местности с указанием конкретных сумм подписан заместителем министра и министром названного министерства.
Однако, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данные доказательства надлежащей оценки не получили, при этом судья районного суда не учел, что субсидия не предоставляется на основании проектов документов. Судьей не мотивирован вывод о том, что именно ФИО1 является участником бюджетного процесса и вправе принимать решения о предоставлении субсидии.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что именно ФИО1 является главным распорядителем бюджетных средств, осуществляющим предоставление субсидий.
При рассмотрении настоящего дела ФИО1 приводились в числе прочих доводы о том, что она не является субъектом вменяемого ей в вину административного правонарушения, поскольку не принимает самостоятельных решений, право на утверждение документов у нее отсутствует (л.д.131).
Эти доводы судьей Кировского районного суда города Иркутска оставлены без внимания и надлежащей оценки.
При этом судьей не было учтено наличие в составе министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области отдела и управления коммунальных систем. Не истребованы нормативные документы, на основании которых осуществляют свою деятельность указанные структурные подразделения министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ведущего советника отдела коммунальных систем в управлении коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области ФИО1 рассмотрено судьей Кировского районного суда города Иркутска всесторонне, полно, объективно и с выяснением всех обстоятельств, не имеется.
Учитывая изложенное, постановление судьи Кировского районного суда города Иркутска от Дата изъята по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ведущего советника отдела коммунальных систем управления коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области ФИО1 подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Кировский районный суд города Иркутска, поскольку не истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Иркутского областного суда
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление судьи Кировского районного суда города Иркутска от Дата изъята по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ведущего советника отдела коммунальных систем управления коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области ФИО1 отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 возвратить на новое рассмотрение в Кировский районный суд города Иркутска.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья М.А. Ткачук