ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1239/2021 от 08.12.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 7-1239/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 08 декабря 2021 года

Судья Нижегородского областного суда Михеева Т.П., рассмотрев

в открытом судебном заседании жалобу директора Кузнецовское МУП ЖКХ Громина А.Н. на решение судьи Чкаловского районного суда Нижегородской области от [дата] по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Кузнецовское МУП ЖКХ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по ФИО1[адрес] и Республике Мордовия ФИО4[номер] от [дата] Кузнецовское МУП ЖКХ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четырёхсот тысяч) рублей.

Решением судьи Чкаловского районного суда Нижегородской области от [дата] постановление должностного лица административного органа изменено, размер административного штрафа снижен до 200 000 (двухсот тысяч) рублей, в остальном постановление оставлено без изменения, а жалоба директора Кузнецовское МУП ЖКХ ФИО3 без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, директор Кузнецовское МУП ЖКХ ФИО5 выражает несогласие с постановлением должностного лица административного органа и судебным решением, просит их отменить как незаконное и необоснованное, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы, заявитель приводит довод о том, что судом районного суда неправомерно оставлены без внимания обстоятельства замены назначенного Кузнецовскому МУП ЖКХ административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

В судебное заседание в Нижегородский областной суд представитель административного органа и Кузнецовского МУП ЖКХ не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлено.

Судьёй вышестоящей инстанции, пересматривающим дело по жалобе, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся по делу лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырёхсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно статье 12 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу положений ч. 2 ст. 13 ЗК РФ – в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно ст. 42 ЗК РФ – собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Требованиями ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Межрегиональное управление) поступило письмо Министерства экологии и природных ресурсов по Нижегородской области от [дата][номер] о сбросе сточных вод без очистки на рельеф местности в д[адрес]

Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия [дата] на основании приказа от [дата][номер] был проведён плановый (рейдовый) осмотр территории в [адрес][адрес],

В ходе осмотра установлено: на северо-западной окраине д. Высокая, в точке с координатами [номер] имеются разрушенные очистные сооружения. Сточные воды поступают от трёх многоквартирных домов по системе канализации и открытому каналу. Сточные воды тремя последовательными каскадами (три места скопления сточной воды) растекаются по естественному уклону. В местах скопления сточной воды присутствует характерный канализационный запах. В ходе осмотра получена копия квитанции на оплату водоотведения, получатель Кузнецовское МУП ЖКХ.

Из письма администрации [дата][номер] установлено, что в реестре муниципального имущества городского округа город Чкаловск Нижегородской области значится сооружение - канализационная система, протяжённостью 500,00 м., кадастровый номер [номер], расположенное по адресу: [адрес] (Кузнецовский с/с) (запись о государственной регистрации права [номер] -[номер] от [дата]). Указанное имущество предоставлено по договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за Кузнецовским МУП ЖКХ от [дата][номер].

Очистные сооружения в д. Высокая при преобразовании муниципальных образований Чкаловского района Нижегородской области в городской округ город Чкаловск Нижегородской области в 2016 году не вошли в состав передаваемого имущества, следовательно, отсутствуют в реестре муниципального имущества городского округа, как и правоустанавливающие документы на них. Технологический регламент работы очистных сооружений и справка о техническом состоянии очистных сооружений отсутствует.

Таким образом, Кузнецовское МУП ЖКХ осуществляя сброс сточных вод на рельеф местности, допустило нарушение требований ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 12, 13, 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ.

Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения Кузнецовское МУП ЖКХ к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Факт совершения и вина Кузнецовское МУП ЖКХ во вменяемом административном правонарушении подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: письмом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области; копией приказа об утверждении рейдового задания; актом обследования; копией письма Администрации г.о.г.Чкаловск; протоколом об административном правонарушении; копия договора от [дата][номер], копия постановления администрации от [дата][номер], копия акта приёма-передачи имущества от [дата], копией схемы водоотведения д. Высокая и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах административный орган обоснованно своим постановлением [дата] привлёк Кузнецовское МУП ЖКХ к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, а суд первой инстанции своим решением [дата] правильно оставил указанное постановление без изменения.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Что же касается доводов жалобы, суд вышестоящей инстанции отмечает, что они не могут быть приняты во внимание, так как, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств, получивших оценку судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, были предметом проверки суда первой инстанции, и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в связи с чем обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном решении, и не ставят под сомнение выводы о наличии в действиях Кузнецовское МУП ЖКХ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебной инстанции норм КоАП РФ, требований законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Относительно доводов жалобы о применении ст. 4.1.1 КоАП РФ, суд вышестоящей инстанции приходит к выводам об отсутствии оснований для применения положений указанной статьи, поскольку с учётом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

Административное наказание назначено Кузнецовское МУП ЖКХ в пределах санкции ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в размере менее минимального предусмотренного санкцией соответствующей статьи, с учётом глав 3-4 КоАП РФ, всех фактических обстоятельств дела и характера вменённого административного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Таким образом, постановление административного органа и судебное решение являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Чкаловского районного суда Нижегородской области от [дата] и постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО4[номер] от [дата] по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Кузнецовское МУП ЖКХ оставить без изменения, жалобу директора Кузнецовское МУП ЖКХ ФИО7

без удовлетворения.

Судья областного суда Т.П. Михеева