судья - Федорова Л.П.
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск дело № 7-1255/2017 22 ноября 2017 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,
с участием представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» - Павловой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» Потехиной Ж.В. на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 августа 2017 года, которым постановление начальника Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Мальцевой С.А. № 09-1503/2016 от 19 января 2017 года, которым ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей - оставлено без изменения, а жалоба ООО «РН-Юганскнефтегаз» - без удовлетворения,
установил:
Постановлением начальника Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора - Югры Мальцевой С.А. № 09- 1503/2016 от 19 января 2017 года, ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей за то, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» не выполнило взятое на себя обязательство в срок до 01 октября 2015 года о возмещении в добровольном порядке вреда, причиненного окружающей среде, путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проведения комплекса мероприятий по восстановлению загрязненного лесного участка, расположенного в районе кустовой площадки № 555 Мало-Балыкского месторождения нефти на площади 3,3949 га., в квартале 99 выделе 72,74,75,81,82,122 Юнг-Яхского участкового лесничества ТО Нефтеюганского лесничества, чем нарушило требования ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 20 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27 декабря 2010 г. № 515 «Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых».
Не согласившись с данным постановлением, представитель юридического лица обратился в Нефтеюганский районный суд с жалобой об отмене постановления.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 августа 2017 года вышеуказанное постановление должностного лица Природнадзора Югры - оставлено без изменения, а жалоба ООО «РН-Юганскнефтегаз» - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» Потехина Ж.В. просит отменить решение суда и признать незаконным постановление Природнадзора Югры, мотивируя жалобу тем, что в действиях юридического лица отсутствует состав правонарушения, так как неисполнение добровольно взятых на себя Обществом обязательств по рекультивации земель, не образуют состав правонарушения; инкриминируемое правонарушение Обществу не является длящимся; срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу истек 2 октября 2016 года, а обжалуемое постановление было вынесено 19 января 2017 года; в нарушение установленного Законом № 294-ФЗ порядка, Природнадзором Югры проведена внеплановая проверка, при этом, распоряжение руководителя Природнадзора Югры о проведении внеплановой проверки не издавалось, проверка не согласована с органами прокуратуры, акт проверки не оформлен и в адрес Общества не направлен; акт освидетельствования рекультивационного нефтезагрязненного участка, составленный Природнадзором Югры, заключение ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» подлежат признанию недопустимыми доказательствами по делу, так как составлены с нарушением требований нормативных актов.
В судебном заседании представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» Павлова А.Н. поддержала жалобу в полном объеме, изложив доводы, указанные в жалобе.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда. Решение суда является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в невыполнении виновным лицом возложенных на него обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в результате проведения различных работ.
Под невыполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования их по целевому назначению, понимается бездействие лица, обязанного заботиться о состоянии земель, заключающееся в не совершении предусмотренных законом, договором аренды или субаренды, решением о предоставлении земель для тех или иных целей, во временное пользование, действий. Такой обязанностью является рекультивация земель, т.е. комплекс мероприятий технического и биологического характера, направленных на восстановление нарушенных земель, возобновление обитания животных, растений, микроорганизмов.
В силу ст.1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст. 4 Закона «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ст. 34 Закона «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст.39 Закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статья 46 Закона «Об охране окружающей среды», предусматривает, что эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с п. 20 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27 декабря 2010 г.-№ 515 «Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых», земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, подлежат рекультивации после завершения работ в соответствии с проектом рекультивации.
Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Пунктом 3 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», (далее - Основные положения) предусмотрено, что рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Пунктом 4 Основных положений, предусмотрено, что рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Согласно п. 5 Основных положений рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов, ликвидации последствий загрязнения земель. При этом, согласно п.1 постановления Правительства РФ от 23.02.1994г. №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель проводится за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Согласно п. 32 Основных положений, за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.
Требования, установленные в Основных положениях, при проведений работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, «В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв».
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного заседания, при разработке месторождения нефти ООО «РН-Юганскнефтегаз» произошло загрязнение лесного фонда в результате аварийного отказа технологического оборудовании трубопровода и разлива нефти и нефтепродуктов. Место загрязнения выявлено в 2013 году.
В связи с выявлением факта причиненного ущерба окружающей среде, 14.08.2013 Природнадзор - Югры направил претензию ООО «РН- Юганскнефтегаз», которой было предложено возместить в добровольном порядке вред, причиненный окружающей среде путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды и провести комплекс мероприятий по восстановлению загрязненного участка в соответствии с проектом восстановительных работ и сдать комиссии по приемке земель в срок до 01 октября 2015 года.
ООО «РН-Юганскнефтегаз» гарантийным письмом от 12.09.2013 года взяло на себя обязательство возместить в добровольном порядке вред, причиненный окружающей среде путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды и провести комплекс мероприятий по восстановлению загрязненного участка, в соответствии с проектом восстановительных работ и сдать комиссии по приемке земель в срок до 01 октября 2015 года.
На основании распоряжения начальника Нефтеюганского управления Природнадзора - Югры от 24 августа 2016 года, 24.08.2016 года с целью оценки и подтверждения качества проведения восстановительных, реабилитационных и рекультивационных работ проведено освидетельствование участка лесного фонда.
В соответствии с актом освидетельствования от 24.08.2016 года, рекультивационные работы на загрязненном лесном участке не проведены. Установлено не соответствие лесного участка нормативам, установленных постановлением правительства ХМАО - Югры от 10.12.2004 № 466-п «Об утверждении регионального норматива «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
Доводы жалобы об отсутствии состава правонарушения, являются необоснованными, так как в силу ст.46 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Из указанной нормы закона следует, что юридическое лицо обязано рекультивировать нарушенные в результате своей деятельности земли, а также возместить вред окружающей среде.
Признав исследованные доказательства достаточными, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, районный суд сделал правильный вывод о том, что в действиях ООО «РН-Юганскнефтегаз» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ.
Все выводы судьи должным образом мотивированы, основаны на верном толковании норм права.
Наказание ООО «РН-Юганскнефтегаз» назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом всех обстоятельств дела, в пределах санкции статьи.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» допущено не было.
Доводы, аналогичные доводам рассматриваемой жалобы, представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» заявлял при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указанным доводам судом дана надлежащая мотивированная оценка в постановлении. Оснований сомневаться в правильности выводов суда первой инстанции, не имеется.
Данное правонарушение является длящимся, так как непринятие мер по рекультивации загрязненных участок носит длящийся характер, соответственно правонарушение окончено в момент выявления неисполнения обязанности по рекультивации земель. То обстоятельство, что Природнадзором Югры выносилось требование о проведении рекультивации к определенному сроку, не свидетельствует о том, что правонарушение не является длящимся, так как обязанность по рекультивации земель предусмотрена законом, независимо от действий Природнадзора Югры, направленных на понуждение Общества к скорейшему исполнению предусмотренной законом обязанности. Соответственно правонарушение окончено в момент выявления административным органом непринятия мер Обществом по рекультивации лесного участка, то есть 24.08.2016 года и срок давности на момент вынесения постановления от 19.01.2017 года не истек.
Доводы жалобы о нарушении Природнадзором Югры федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются необоснованными, так как в соответствии с п.5 ч.3 ст. 1 федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются в том числе и при расследовании причин причинения вреда окружающей среде.
При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,
решил:
Решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 августа 2017 года в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» Потехиной Ж.В. - без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры А.В. Толстогузов
Копия верна
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры А.В. Толстогузов