ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-126/2017 от 21.04.2017 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья ФИО12 № 7-126/2017

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 21 апреля 2017 года

судья Астраханского областного суда Баранов Г. В., при секретаре Салиховой Е. А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 6 марта 2017 года, состоявшегося по жалобе ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Астраханской области ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении заместителя главы Администрации по финансовым и экономическим вопросам - начальника финансового управления Администрации муниципального образования « Ахтубинский район » ФИО1 к административной ответственности по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя министра финансов Астраханской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ заместитель главы администрации по финансовым и экономическим вопросам - начальник финансового управления Администрации муниципального образования « Ахтубинский район » ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Не согласившись с данным постановлением, заместитель главы администрации по финансовым и экономическим вопросам - начальник финансового управления Администрации муниципального образования « Ахтубинский район » ФИО1 обратилась в Ахтубинский районный суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просила прекратить производство по делу об административном правонарушении вследствие отсутствия факта совершения правонарушения, ее действия не создали угрозы общественным отношениям в финансово - бюджетной сфере, не посягали на экономическую безопасность государства, не создали угрозу экономическому развитию.

В судебном заседании ФИО1, защитник Пономарева Т. В. поддержали доводы, изложенные в жалобе.

Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 6 марта 2017 года постановление заместителя министра финансов Астраханской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе ставится вопрос об отмене постановления административного органа и решения суда, в обоснование жалобы указано, что дело рассмотрено с нарушением норм процессуального права, не установлено, в чем состояло неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ФИО1, судом не дана оценка обстоятельствам, указывающим на отсутствие состава правонарушения, так как все условия предоставления субсидий, предусмотренные порядком предоставления субсидий из бюджета Астраханской области, соблюдены в полном объеме.

Заслушав ФИО1, ее представителя Пономареву Т. В., поддержавших доводы жалобы, представителей Министерства финансов Астраханской области – ФИО2, ФИО3, ФИО5, возражавших относительно доводов жалобы, изучив материалы дела и доводы жалобы, оснований для отмены постановления административного органа и решения суда, не нахожу.

Статьей 15. 15. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15. 14 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 2. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 306. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно пункту 3 статьи 306. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации применение к участнику бюджетного процесса, указанному в пункте 1 настоящей статьи, бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении в отношении заместителя главы администрации по финансовым и экономическим вопросам - начальника финансового управления Администрации муниципального образования « Ахтубинский район » ФИО1 усматривается, что в ходе проведения Министерством финансов Астраханской области в ДД.ММ.ГГГГ камеральной проверки соблюдения финансовым управлением Администрации муниципального образования « Ахтубинский район » целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе реализации комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений, бюджетных кредитов, предоставленных из бюджета Астраханской области, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлены бюджетные нарушения, выразившиеся:в нарушение пункта 1. 4, абзаца 3 пункта 2. 2. Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Финансовым управлением не обеспечено выполнение условий предоставления субсидий из бюджета Астраханской области - софинансирование объектов капитальных вложений, включенных в перечень мероприятий государственной программы « <данные изъяты> », из средств бюджета МО « Ахтубинский район» в общей сумме <данные изъяты>.

По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены допущенные нарушения.

В соответствие с Положением о финансовом управлении Администрации муниципального образования « Ахтубинский район », утвержденного Советом муниципального образования « Ахтубинский район » от 27 сентября 2012 года № 56 (в редакции от 30 мая 2013 года № 93), пунктом 2 статьи 154, пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Финансовое управление Администрации муниципального образования « Ахтубинский район » в ДД.ММ.ГГГГ осуществляло полномочия по обеспечению выполнения условий предоставления субсидий из бюджета Астраханской области. Полномочиями по обеспечению соблюдения условий представления иных межбюджетных трансфертов в рамках реализации мероприятий Государственной программы наделен заместитель главы администрации по финансовым и экономическим вопросам - начальник финансового управления администрации муниципального образования « Ахтубинский район » ФИО1, назначенная на должность с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с распоряжением Администрации муниципального образования « Ахтубинский район » от ДД.ММ.ГГГГ л/с, от ДД.ММ.ГГГГ л/с.

ДД.ММ.ГГГГ контролером - ревизором сектора контрольной работы отдела контроля за использованием бюджетных средств муниципальными образованиями Астраханской области контрольно - ревизионного департамента Министерства финансов Астраханской области ФИО8 в отсутствие должностного лица заместителя главы администрации по финансовым и экономическим вопросам- начальника финансового управления Администрации муниципального образования « Ахтубинский район » ФИО1, при наличии заявления о рассмотрении дела в ее отсутствие в связи с нахождением в очередном отпуске, составлен протокол об административном правонарушении о совершении последней административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра финансов Астраханской области ФИО4 вынесено постановление , которым заместитель главы администрации по финансовым и экономическим вопросам - начальник финансового управления администрации муниципального образования «Ахтубинский район» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, приведенными в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26. 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что не установлено, в чем состояло неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ФИО1, не дана оценка обстоятельствам, указывающим на отсутствие состава правонарушения, так как все условия предоставления субсидий, предусмотренные порядком предоставления субсидий из бюджета Астраханской области, соблюдены в полном объеме, являются несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

То есть, субсидия - это финансовая помощь, предоставляемая из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации. Её основные свойства: долевое финансирование, целевое назначение.

Пунктом 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ.

На территории Астраханской области таким нормативном правовым актом является Порядок предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области в рамках реализации государственной программы Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011 - 2015 годы, утвержденный постановлением Правительства Астраханской области от 27 июля 2010 года № I « О государственной программе « Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011 - 2015 годы ».

Пакет документов, установленный Порядком предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области, был предоставлен МО « Ахтубинский район » в Министерство образования и науки Астраханской области для получения субсидии из бюджета Астраханской области.

Министерство образования письмом от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Министерства финансов Астраханской области представило копии документов МО « Ахтубинский район » представленных для заключения соглашения о предоставлении МО « Ахтубинский район » субсидии на капитальные вложения, в том числе выписку из приложения к решению Совета МО « Ахтубинский район » от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменений в решение Совета муниципального образования « Ахтубинский район » от ДД.ММ.ГГГГ « О бюджете муниципального образования « Ахтубинский район » на ДД.ММ.ГГГГ », согласно которой на реализацию мероприятий ВЦП « Развитие системы дошкольного образования МО « Ахтубинский район » на ДД.ММ.ГГГГ годы » по КБК утверждены бюджетные ассигнования в сумме <данные изъяты>.

Таким образом, у Министерства образования Астраханской области оснований для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии МО « Ахтубинский район » не имелось.

Проверкой установлено, что бюджетные ассигнования в размере <данные изъяты> рублей были предусмотрены на софинансирование субсидии из бюджета Астраханской области, поступившие по соглашению о предоставлении МО « Ахтубинский район » субсидии из бюджета Астраханской области на софинансирование расходов образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования от ДД.ММ.ГГГГ, а не по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

В ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования в лице министра образования и науки Астраханской области ФИО9 заключило с МО « Ахтубинский район » в лице главы МО « Ахтубинский район » ФИО10 соглашение о предоставлении МО « Ахтубинский район » субсидии из бюджета Астраханской области на софинансирование объектов капитальных вложений в виде строительства, приобретения и реконструкции муниципальной собственности, включенных в перечень мероприятий государственной программы комплексная модернизация системы образования Астраханской области на ДД.ММ.ГГГГ годы » от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Порядком от ДД.ММ.ГГГГ-П.

В соответствии с пунктом Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования обязуется направить в ДД.ММ.ГГГГ субсидию в размере <данные изъяты> рублей в бюджет МО « Ахтубинский район» в пределах доведенных министерством финансов Астраханской области объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

Согласно пунктов соглашения от ДД.ММ.ГГГГ МО « Ахтубинский район » обязуется обеспечить софинансирование объектов капитальных вложений в виде строительства, реконструкции, приобретения объектов из средств бюджета МО « Ахтубинский район » в размере <данные изъяты> рублей, утвердить в бюджете МО « Ахтубинский район » средства на софинансирование из бюджета МО « Ахтубинский район » объектов раздельно по каждому объекту.

Средства Субсидии поступили на лицевой счет Финансового управления в размере <данные изъяты> рублей.

Далее, расходными расписаниями Финансовым управлением перечислены средства на лицевой счет Управления образования на общую сумму <данные изъяты> рублей по КБК .

В последующем, данные средства Управлением образования были доведены до муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « <данные изъяты> » по КБК .

Таким образом, проверкой установлено, что в бюджете МО « Ахтубинский район » на ДД.ММ.ГГГГ год расходы на софинансирование Субсидии на капитальные вложения не утверждены. Софинансирование объектов капитальных вложений из средств бюджета МО « Ахтубинский район » не осуществлено.

Средства субсидии в размере <данные изъяты> рублей Финансовым управлением перечислены Управлению образования в нарушение условий Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ., а именно не обеспечено выполнение условий предоставления субсидий из бюджета Астраханской области - софинансирование объектов капитальных вложений, включенных в перечень мероприятий государственной программы « Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на ДД.ММ.ГГГГ », из средств бюджета МО « Ахтубинский район » в общей сумме <данные изъяты> тысяч рублей.

Таким образом, финансовое управление не имело правовых оснований для перечислению Управлению образования средств субсидии в размере <данные изъяты> рублей без обеспечения софинансирования из бюджета МО « Ахтубинский район ».

При рассмотрении дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Судья, проанализировав все обстоятельства совершенного правонарушения, доводы заявителя, имеющиеся в деле доказательства, дал им соответствующую оценку и на основе этого обоснованно пришел к выводу о наличии вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия ФИО1 квалифицированы по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями вышеприведенных норм права, а доводы жалобы об отсутствии вины аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки судьей районного суда и не нашли своего подтверждения.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> назначено судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 настоящего Кодекса в пределах санкции статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя министра финансов Астраханской области от 21 октября 2016 года, решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 6 марта 2017 года – оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Астраханского

областного суда Г. В. Баранов