ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-126/2021 от 23.08.2021 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Буджаева С.А. № 7-126/2021

РЕШЕНИЕ

г. Элиста 23 августа 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Говоров С.И., при секретаре Манжиковой А.Э., с участием защитника ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» ФИО1, представителя Административной комиссии № 1 в Республике Калмыкия ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» ФИО1 на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия № * от 4 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7 Закона Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г. № 384-IV-3 «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия»,

установил:

постановлением А№* Административной комиссии № 1 в Республике Калмыкия от 30 июня 2021 года Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» (далее также – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7 Закона Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г. № 384-IV-3 «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия», и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия № * от 4 августа 2021 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе защитник ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» ФИО1 просит отменить судебный акт, принять по делу новое решение об удовлетворении жалобы на постановление А№* Административной комиссии № 1 в Республике Калмыкия от 30 июня 2021 года. Указывает, что Общество на основании согласованных маршрутных графиков осуществляет деятельность по удалению ТКО с мест их накопления один раз в сутки. Собственником контейнерной площадки, расположенной по адресу: *, согласно реестру контейнерных площадок для сбора ТКО, размещенном на официальном сайте Администрации г. Элисты https://gorod-elista.ru/, является Администрация г. Элисты. Отмечает, что в соответствии с п. 13 постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, а в силу п. 2 ст. 3 и ст. 3.1 Правил благоустройства г. Элисты, утвержденных решением Элистинского городского собрания от 30.10.2017 г. № 1, собственники, владельцы строений, сооружений, земельных участков обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве земельных участков, обязаны принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий, при этом в понятие «содержание» согласно п. 2 вышеназванной статьи включены работы по уборке, очистке и санитарному содержанию территории (уборка мусора, выкос травы, уборка снега и наледи в зимний период). По мнению автора жалобы, нарушен порядок привлечения Общества к административной ответственности. При составлении акта осмотра территории г. Элисты Республики Калмыкия от 16 июня 2021 г. не привлечены специалисты, не приложены протоколы отбора образцов, исследований, испытаний и экспертиз, не опрошены специалисты и эксперты, имеющие соответствующие квалификационные документы по определению и отнесению отходов к твердым коммунальным, отсутствует решение руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки в отношении заявителя.

В судебном заседании защитник ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» ФИО1 поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель Административной комиссии № 1 в Республике Калмыкия ФИО2 возражал против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы производства по жалобе № *, дела А№* об административном правонарушении в отношении ООО «Специализированное автомобильное хозяйство», дополнительно представленные материалы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г. № 384-IV-3 «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» нарушение установленных правилами благоустройства муниципальных образований требований к обеспечению чистоты и порядка на территории муниципального образования, выразившееся в складировании и хранении мусора, строительных материалов, твердого топлива, отходов жизнедеятельности животных, строительных и промышленных отходов на территориях общего пользования, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до полутора тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от четырех тысяч до семи тысяч рублей.

25 июня 2021 года ответственным секретарем Административной комиссии № 1 в Республике Калмыкия А. в отношении ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7 Закона Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г. № 384-IV-3 «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия», в соответствии с которым, согласно Акту осмотра территории г. Элисты в рамках проверки в сфере благоустройства восточной части города 16 июня 2021 г. в 9 часов 55 минут на контейнерной площадке, расположенной по адресу: г. *, * микр., около дома № *, контейнеры, в количестве 5 штук, переполнены бытовым мусором, не произведена уборка территории контейнерной площадки, в результате по периметру контейнерной площадки образовано складирование твердых коммунальных отходов (пищевые отходы в полиэтиленовых пакетах, картонная и деревянная тара, и т.д.) в большом количестве.

Постановлением А№* Административной комиссии № 1 в Республике Калмыкия от 30 июня 2021 года данное Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7 Закона Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г. № 384-IV-3 «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия», выразившемся в нарушении требований подп. 10 п. 5 ст. 3 гл. 2 Правил благоустройства г. Элисты, утвержденных решением Элистинского городского собрания от 30.10.2017 г. № 1.

Приходя к выводу о виновности ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» в совершении данного административного правонарушения, судья городского суда исходил из того, что Общество не выполнило обязанность по соблюдению требований Правил благоустройства г. Элисты, обеспечению чистоты и порядка на территории г. Элисты, указав при этом, что в силу ст. ст. 24.6, 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также пунктов 11б, 12а Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в Элистинском городском округе, на регионального оператора возложена обязанность по обеспечению транспортирования, обработки, обезвреживания и захоронения ТКО, осуществления контроля за учетом объема и (или) массы принятых твердых коммунальных отходов.

Оценивая приведенные выводы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Решением Элистинского городского Собрания от 30.10.2017 N 1 утверждены Правила благоустройства города Элисты.

В соответствии с пп. 10 п. 5 ст. 3 данных Правил на территории города Элисты запрещается складирование и хранение мусора, строительных материалов, твердого топлива, строительных и промышленных отходов на территориях дворов многоквартирных домов, контейнерных площадок, улиц и площадей города, в лесополосах и на пустырях.

Таким образом, для разрешения вопроса о виновности юридического лица в совершении предусмотренного частью 4 статьи 7 Закона Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г. № 384-IV-3 «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» административного правонарушения обязательному установлению и доказыванию подлежат характеризующие объективную сторону данного деяния обстоятельства, свидетельствующие о совершении Обществом складирования и хранения мусора, строительных материалов, твердого топлива, отходов жизнедеятельности животных, строительных и промышленных отходов на территориях общего пользования.

В этой связи необходимо учитывать следующее.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В силу этой же нормы накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Как следует из ст. 4 данного Закона, право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п. 1 ст. 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с п. 1 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В силу п. 2 ст. 24.6 вышеназванного Федерального закона накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 2 которых "потребитель" - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; "погрузка твердых коммунальных отходов" - перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов; "контейнер" - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.

Абзацем 2 пункта 4 Правил определено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктами 9, 10 Правил N 1156 предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Согласно пункту 13 Правил региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, под которой в силу п. 2 Правил понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.

Аналогичные положения предусмотрены Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного накопления) на территории Республики Калмыкия, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия от 18 сентября 2018 г. № 117-п, в силу пункта 2.1 которого складирование потребителями твердых коммунальных отходов осуществляется только в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пп. 2.7 и 2.8 Порядка региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твердых коммунальных отходов; уборка просыпавшихся ТКО при погрузке контейнеров, бункеров и специально предназначенных емкостей в мусоровоз производится персоналом Регионального оператора незамедлительно.

Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Минстроя России от 03.04.2019 N 11696-АО/06 «По вопросам, связанным с системой по обращению с ТКО», уборка мест погрузки ТКО - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора (абз. 4 Письма); в соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия (абз. 5 Письма); работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность которой возложена на регионального оператора (абз. 6 Письма).

Как следует из разъяснений в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2020 г. № 25-47/17005 «О порядке заключения договора с региональным оператором», согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором; в соответствии с п. 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением № 1156. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями; вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений; частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, предусмотрена административная ответственность.

Из материалов дела, в частности Соглашения от 19 июня 2017 г. б/н, дополнительного соглашения № * от 01 июля 2017 г. б/н, дополнительного соглашения № * от 29 января 2019 г. б/н следует, что между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия и ООО «Специализированное автомобильное хозяйство», именуемым в дальнейшем «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Калмыкия, согласно которому региональный оператор в течение срока действия соглашения обязуется осуществлять деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО в соответствии с территориальной схемой ТКО. Согласно реестру контейнерных площадок для сбора ТКО, размещенном на официальном сайте Администрации г. Элисты https://gorod-elista.ru/, собственником контейнерной площадки по адресу: *, является Администрация г. Элисты

Анализ вышеприведенных нормативных положений свидетельствует, что складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями, являющимися собственниками твердых коммунальных отходов, в определенных договором местах накопления таких отходов, при этом под «хранением и накоплением отходов» понимается их складирование на длительный срок – до и более одиннадцати месяцев соответственно.

Следовательно, по смыслу приведенных выше норм федерального и регионального законодательства, действующего Соглашения, а также соответствующих разъяснений, региональный оператор (в рассматриваемом случае – ООО «Специализированное автомобильное хозяйство») не осуществляет деятельность по складированию и хранению ТКО в местах накопления этих отходов, несет ответственность в отношении ТКО лишь с момента погрузки (в смысле данного термина, придаваемого вышеприведенным законодательством) таких отходов в процессе их сбора для последующих транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения.

Каких-либо объективных фактических данных, которые бы указывали на осуществление Обществом деятельности по складированию и хранению указанных в акте осмотра от 16 июня 2021 года твердых коммунальных отходов (пищевые отходы в полиэтиленовых пакетах, картонная и деревянная тара, и т.д.), материалы дела не содержат, что свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7 Закона Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г. № 384-IV-3 «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия».

Доводы представителя административного органа ФИО2 о том, что накопление ТКО, указанных в акте осмотра от 16 июня 2021 года, образовалось в результате несвоевременного вывоза ТКО региональным оператором, не имеют правового значения, поскольку действия по несвоевременному вывозу ТКО не вменялись юридическому лицу в протоколе об административном правонарушении, а при доказанности их совершения могут свидетельствовать о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса), которое юридическому лицу не вменялось, и, кроме того, Административная комиссия № 1 в Республике Калмыкия не наделена полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных главой 8 КоАП РФ.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие в действиях ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7 Закона Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г. № 384-IV-3 «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия», является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление А№* Административной комиссии № 1 в Республике Калмыкия от 30 июня 2021 года и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия № * от 4 августа 2021 года подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление А№* Административной комиссии № 1 в Республике Калмыкия от 30 июня 2021 года и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия № * от 4 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7 Закона Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г. № 384-IV-3 «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия», в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» отменить, производство по указанному делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» состава административного правонарушения.

Жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» ФИО1 – удовлетворить.

Судья С.И. Говоров