Дело № 7-1274/2016
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 12 сентября 2016 года
Судья Ленинградского областного суда Андреева Т.Б.,
при секретаре Мальцеве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Транснефть-Балтика» - генерального директора ФИО4, на решение судьи Тосненского городского суда Ленинградской области от 20 июля 2016 года и постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу от 11 мая 2016 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу от 11 мая 2016 года ООО «Транснефть-Балтика» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4, ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Тосненского городского суда Ленинградской области от 20 июля 2016 года указанное постановление изменено: исключено указание на наличие в действиях ООО «Транснефть-Балтика» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ, размер назначенного ООО «Транснефть-Балтика» административного штрафа снижен до 30 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлением и решением судьи, генеральный директор ООО «Транснефть-Балтика» ФИО4 подал жалоба в Ленинградский областной суд. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие вины ООО «Транснефть-Балтика» в совершенном административном правонарушении, поскольку Обществом сделано все возможное для недопущения указанного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитников ООО «Транснефть-Балтика» ФИО5 и ФИО6, заслушав старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу ФИО7, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ), к видам негативного воздействия на окружающую среду в числе прочего относятся сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации, меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ), магистральные нефтепродуктопроводы отнесены к опасным производственным объектам.
Согласно положениям части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.
В соответствии с положениями статей 2, 6, 9 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, по общему правилу, осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, то есть физическими и юридическими лица, владеющими на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса. При этом обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса и своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.
Под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ (статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ).
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ).
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240 (в редакции, действовавшей на момент обнаружения административного правонарушения) (далее – Правила), в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется - план), разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 4 часов - при разливе в акватории, 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 8 Правил, мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:
- прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;
- сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;
- размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при котором:
- исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории;
- допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно - гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий);
- обеспечивается возможность целевого использования водных объектов без введения ограничений.
Таким образом, указанными Правилами установлена обязанность организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, ликвидировать последствия не только аварийного разлива нефти и нефтепродуктов, но любого разлива, в результате которого нефть или нефтепродукты попали в окружающую среду.
Также, в силу пункта 6.2 Методики расчета ущерба от криминальных врезок в нефтепродуктопроводы. РД 153-39.4-060-00, утвержденной Приказом Минэнерго Российской Федерации от 6 июня 2001 года № 167, поскольку криминальная врезка является умышленным повреждением нефтепродуктопровода и по последствиям может быть классифицирована как авария, то при ее обнаружении и техническом расследовании следует руководствоваться требованиями РД 153-39.2-076-01 (Инструкция по техническому расследованию причин аварий и повреждений магистральных нефтепродуктопроводов, учету аварий и повреждений и списанию безвозвратных потерь нефтепродуктов. РД 153-39.2-076-01).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, ООО «Транснефть-Балтика», в нарушение требований вышеуказанных федеральных законов и нормативно-правовых актов, не предприняло необходимых и достаточных мер по обеспечению обследования и охраны магистрального нефтепродуктопровода «Второво-Приморск», что привело к несанкционированной в него врезке, и аварийному разливу нефтепродуктов, выявленному ДД.ММ.ГГГГ, с загрязнением нефтепродуктами окружающей среды – водосборной площади реки <адрес>, и попаданию нефтепродуктов на ледяной покров реки Тигоды, а также не предприняло достаточных и полных мер по ликвидации последствий аварийного разлива нефтепродуктов из отвода несанкционированной врезки в магистральный нефтепродуктопровод «Второво-Приморск» и очистке прилегающей территории (нефтезагрязнённого земельного участка и мелиоративных канав, имеющих гидрологическую связь с рекой Тигода), в связи с чем, допустило попадание нефтепродуктов на ледяной покров и акваторию водного объекта (реку Тигода), что привело к загрязнению водного объекта как пленочными, так и растворенными нефтепродуктами, тем самым нарушило правила охраны водных объектов.
10.03.2016 на телефон оперативного дежурного Департамента поступила информация о наличии плёнки нефтепродуктов на <адрес>. 11.03.2016 государственным инспектором с привлечением специалиста ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» был осуществлён выезд с осмотром территории и отбором проб природной воды <адрес> в точке выше по течению от устья мелиоративной канавы (фоновая), ориентировочно в 50 м ниже по течению от устья мелиоративной канавы и из переливной трубы грунтовой дамбы в русле мелиоративной канавы. В ходе оперативного выезда установлено, что по мелиоративной канаве, загрязнённой нефтепродуктом, в акваторию <адрес> поступают поверхностно-дренажные воды. На момент осмотра акватория <адрес> покрыта ледяным покровом, имелись отдельные полыньи у берега. В створе устья дренажной канавы (мелиоративной сети) ниже по течению и около 50 м выше по течению в полыньях вдоль левого берега наблюдалась радужная плёнка нефтепродуктов (ниже по течению сплошная с радужными разводами). На момент осмотра территории техника и специалисты ООО «Транснефть-Балтика» на месте выхода нефтепродукта в окружающую среду отсутствовали. Согласно результатам количественного химического анализа проб природной воды <адрес>, отобранных 11.03.2016 в ходе оперативного выезда, установлено, что концентрация растворённых нефтепродуктов в поверхностно-дренажных водах мелиоративной сети превышает ПДКрыбох, в 58 раз (2,9 мг/дм3), при этом концентрация растворённых нефтепродуктов в <адрес> ниже по течению от устья мелиоративной сети на 0,93 мг/дмЗ выше относительно фоновой точки и составляет 1,01 мг/дм3, что в 20,2 раза превышает ПДКрыбох.
Обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 27.01.2016 (т. 1 л.д. 168-170), протоколом взятия проб и образцов № 14-23/2016 от 11.03.2016 (т. 1 л.д. 183-187), протоколом количественного химического анализа (т. 1 л.д. 188), протоколом об административном правонарушении от 27 апреля 2016 года (т.1, л.д. 196-202), другими доказательствами, которым дана надлежащая оценка с соблюдением правил, предусмотренных статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах судья Тосненского городского суда Ленинградской области пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Транснефть-Балтика» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в соответствии с требованиями ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы законного представителя ООО «Транснефть-Балтика», генерального директора ФИО4 являлись предметом рассмотрения судьи Тосненского городского суда, им дана исчерпывающая оценка. Несогласие ФИО4 с произведенной судом оценкой доказательств по делу, в том числе в части оценки предпринятых ООО «Транснефть-Балтика» мер по обеспечению безопасности магистрального нефтепродуктопровода «Второво-Приморск» от несанкционированного проникновения третьих лиц, а также по ликвидации последствий аварийного разлива нефтепродуктов из отвода несанкционированной врезки в магистральный нефтепродуктопровод «Второво-Приморск» и очистке прилегающей территории, не является основанием для отмены принятых по делу постановления и решения, поскольку не свидетельствует об отсутствии в действиях общества вменяемого состава административного правонарушения.
Доводы жалобы не опровергают исследованные доказательства, не доверять которым у суда не было оснований, и которые полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину ООО «Транснефть-Балтика».
Наказание назначено ООО «Транснефть-Балтика» в пределах санкции ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела и с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, дающих основание для отмены или изменения принятых постановления и решения, не установлено.
Руководствуясь ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Тосненского городского суда Ленинградской области от 20 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, жалобу законного представителя ООО «Транснефть-Балтика» - генерального директора ФИО4 - без удовлетворения.
Судья
Судья: Смирнова В.А.