ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-127/2021 от 21.04.2021 Томского областного суда (Томская область)

Судья Шатохин В.В. Дело № 7-127/2021

РЕШЕНИЕ

21 апреля 2021 года г. Томск

Судья Томского областного суда Воротников С.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Хенда-Сибирь» (далее - ООО «Хенда-Сибирь», либо - Общество) Новикова С.Н. на постановление № 450/2020 заместителя председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области Л. от 03.12.2020 и решение судьи Бакчарского районного суда Томской области от 11.03.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Хенда-Сибирь»,

установил:

постановлением заместителя председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области Л. от 03.12.2020 ООО «Хенда-Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 220000 руб.

Решением судьи Бакчарского районного суда Томской области от 11.03.2021 указанное постановление изменено, признано наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО «Хенда-Сибирь», предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключено указание на наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, снижен размер назначенного Обществу административного наказания в виде административного штрафа до 200000 (двухсот тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным решением, защитником ООО «Хенда-Сибирь» Новиковым С.Н. в Томский областной суд подана жалоба, в которой он просит изменить названные постановление должностного лица и решение судьи, снизить размер назначенного административного штрафа до 100000 рублей. В обоснование жалобы указывает на несогласие с данной судом оценкой обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Полагает, что в ходе рассмотрения дела ни должностным лицом, ни судьей суда первой инстанции не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что лесозаготовительная деятельность велась ООО « Хенда-Сибирь» на данных участках исключительно в зимний период времени, в который лесовосстановительные работы производиться не могут. Кроме того отмечает, что в соответствии с положениями ст. 62 Лесного кодекса РФ и приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 188 от 25.03.2019 «Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстанорвления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений» посадка лесных культур черенками, сеянцами, саженцами с открытой корневой системой осуществляется весной, до начала развертывания почек у черенков, сеянцев и саженцев или осенью не позднее, чем за две недели до установления замерзания почвы. Таким образом, по мнению заявителя, работы по лесовосстановлению явно исключены в зимний период. Указывает, что обстоятельства о труднодоступности места лесовосстановления, при рассмотрении жалобы на постановление, судьей районного суда надлежащим образом не исследованы. Полагает, что судьей суда первой инстанции необоснованно не принята во внимание представленная ООО «Хенда-Сибирь» декларация по налогу на прибыль за 2020 год, которая прямо указывает на финансовое состояние общества, что привело к тому, что судьей районного суда не были применены положения ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Законный представитель Общества, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела по жалобе в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства ходатайств не заявлял, судья определил рассмотреть дело по жалобе в его отсутствие.

Защитник Новиков С.Н. в судебном заседании доводы жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным, представил дополнения к жалобе и дополнительные доказательства в обоснование тяжелого материального положения Общества.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и дополнения к ней, заслушав пояснения защитника, прихожу к нижеследующему.

Статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно ст. 64 Лесного кодекса РФ уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правовое регулирование освоения лесов, охраны, защиты и воспроизводства лесов осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ), а также принятыми в соответствии с ЛК РФ нормативными актами Правительства Российской Федерации и иными подзаконными актами.

В силу статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются, в том числе, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (пункт 3 части 5).

На основании части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

В силу п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя, в том числе, лесовосстановление.

Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия. Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений (части 1 и 2 статьи 62 ЛК РФ). Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 62 ЛК РФ).

В соответствии со статьей 62 ЛК РФ Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) разработаны и приказом от 25.03.2019 № 188 утверждены Правила лесовосстановления (действовали на момент выявления административного правонарушения), а также приказом от 04.12.2020 № 1014 утверждены Правила лесовосстановления (вступившие в силу с 01.01.2021 за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки).

Согласно подпункту «а» пункта 6 Правил лесовосстановления (утвержденных приказом Минприроды России от 25.03.2019 № 188) лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, осуществляется лесовосстановление на основании проекта лесовосстановления.

В силу пункта 10 Правил лесовосстановления (утвержденных приказом Минприроды России от 25.03.2019 № 188) лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления и считаются завершенными после отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 64.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

Пункты 3, 4, 9 «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (утверждён приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69) устанавливают, что проект освоения лесов должен содержать сведения, в том числе, о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов. Раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» проекта освоения лесов должен, в частности, содержать проектируемые способы и объемы лесовосстановления в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий лесовосстановления; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению, и их пространственное размещение (тематическая лесная карта), проектируемые виды и объемы ухода за лесом при воспроизводстве лесов (не связанные с заготовкой древесины) в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий ухода.

Как установлено в ходе рассмотрения дела между Департаментом лесного хозяйства Томской области и ООО «Хенда-Сибирь» заключен договор аренды лесного участка № 2/08/17 от 15.02.2017, согласно которому арендатору ООО «Хенда-Сибирь» передан во временное пользование на срок 49 лет лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 111371,8258 га, расположенный в <...>, 21-25, 35-41,52, 53, 56, 57, 64, 65, 67-71, 74-77, 80-83, 89, 99-103, 107-109, 112, 118-121,132-145, 146, 154, 161, 162, 170-172, 216, 217, 226-230, 232-235, 239-242, 245-248, 252-256, 258, 259, 267-270, 275-277, 279-289 урочища «Плотниковское» Плотниковского участкового лесничества Бакчарского лесничеста Бакчарского района Томской области. Лесной участок передан для использования его Обществом в целях заготовки древесины.

В соответствии с пунктом 12 договора аренды арендатор ООО «Хенда- Сибирь» обязан: не позднее чем за один месяц до начала лесовосстановительных работ представлять арендодателю проекты лесовосстановления, а также информацию и документы подтверждающие качество посевного материала и его происхождение (подпункт «з»), осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов (подпункт «н»).

Распоряжением Департамента лесного хозяйства Томской области от 01.09.2017 № 1109 утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ООО «Хенда-Сибирь» по договору аренды от 15.02.2017 № 2/08/17 в целях использования лесов для заготовки древесины. Согласно указанному проекту, срок действия которого установлен до 31.12.2024 общий объем лесовосстановления составляет: искусственное восстановление – 1357,8 га, комбинированное лесовосстановление – 616,95 га, естественное лесовосстановление – 4189,72 га. Вместе с тем, вопреки утвержденному проекту освоения лесов, арендатор ООО «Хенда-Сибирь» представил в Департамент лесного хозяйства Томской области отчет об использовании лесов за январь-декабрь 2018 года, согласно которому Общество в течении 2018 года осуществляло заготовку древесины на общей площади 394,7 га лесных насаждений, при этом воспроизводство лесов, согласно отчету за январь - декабрь 2018 года составило 49,7 га, (из них искусственное лесовасстановление 49,7 га). Согласно отчету о воспроизводстве лесов за январь-декабрь 2019 года ООО «Хенда-Сибирь» произвело в 2019 году лесовосстановление на общей площади 187.9 га, из которых: естественное лесовосстановление 187,9 га. Таким образом, невыполненный ООО «Хенда-Сибирь» в 2019 году объем лесовосстановления за рубки 2018 года составил 345,0 га, что с 01.01.2020 образует в действиях (бездействии) Общества событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы, постановлением заместителя председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области Л. от 03.12.2020 № 450/2020 ООО «Хенда-Сибирь» обоснованно привлечено к административной ответственности за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению по ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения ООО «Хенда-Сибирь» вмененного ему административного правонарушения подтверждается исследованными судом доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушения № 3/22-31 от 11.11.2020; договором аренды лесного участка № 2/08/17 от 15.02.2017; распоряжением Департамента лесного хозяйства Томской области от 01.09.2017 № 1109 об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов; положительным заключением № 4788 по проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины с приложением таблицы проектируемых способов и объемов лесовосстановления; отчетами о воспроизводстве лесов и лесоразведения, представленными ООО «Хенда-Сибирь» в Департамент лесного хозяйства 29.12.2018 и 30.12.2019; отчетом об использовании лесов за январь-декабрь 2018 года, представленным ООО «Хенда-Сибирь» в Департамент лесного хозяйства 29.12.2018 и иными материалами дела.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Вопреки доводам жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 26.11 КоАП РФ, административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Хенда-Сибирь» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о невозможности лесовосстановительных работ в зимний период времени, а также о труднодоступности место лесовосстановления являются не состоятельными, поскольку были предметом проверки судьи суда первой инстанции, обоснованно опровергнуты по мотивам, изложенным в соответствующем судебном акте, установленные обстоятельства не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемого решения.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не может являться правовым основанием к отмене принятого по делу судебного акта.

Кроме того, материалами дела в полной мере подтвержден факт невыполнения ООО «Хенда-Сибирь» мероприятий по лесовосстановлению, при этом, наступление зимнего периода не освобождает арендатора ООО «Хенда-Сибирь» осуществлять мероприятия по лесовосстановлению в соответствии с утвержденным проектом освоения лесов и заключенным договором аренды, в том объеме, в котором это предусмотрено названными актами.

Постановление о привлечении ООО «Хенда-Сибирь» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Вместе с тем согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с положениями ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3).

Учитывая вышеперечисленные требования закона и обстоятельства дела в их совокупности, принимая во внимание тяжелое финансовое положение Общества, подтверждающееся представленными в суд второй инстанции документами финансовой и налоговой отчетности, судья суда второй инстанции полагает возможным применить положения ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменив состоявшиеся по делу акты и снизив размер назначенного ООО «Хенда-Сибирь» административного штрафа с 200000 рублей до 100000 рублей.

Оснований для полной отмены состоявшихся по делу актов и исключающих производство по делу в соответствии с положениями ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу защитника ООО «Хенда-Сибирь» Новикова С.Н. удовлетворить.

Постановление заместителя председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области № 450/2020 от 03.12.2020 с учетом изменений, внесенных решением судьи Бакчарского районного суда Томской области от 11.03.2021, а также решение судьи Бакчарского районного суда Томской области от 11.03.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Хенда-Сибирь» изменить, в соответствии с частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизить назначенный размер административного штрафа до 100000 рублей.

В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу защитника Новикова С.Н. - без удовлетворения.

Судья С.А. Воротников