ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-128/2022 от 06.04.2022 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

Дело № 7-128/2022

Р Е Ш Е Н И Е

06 апреля 2022 года город Салехард

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Харампурнефтегаз» Асатряна Д.С. на решение судьи Пуровского районного суда ЯНАО от 29 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Общества

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Карпова К.А. №03/4-475/2021 от 06 сентября 2021 года юридическое лицо - ООО «Харампурнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением судьи Пуровского районного суда ЯНАО от 29 декабря 2021 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в суд ЯНАО, защитник ООО «Харампурнефтегаз» Асатрян Д.С. просил решение отменить. В обоснование жалобы указал, что судом не учтен короткий бесснежный период в регионе осуществления хозяйственной деятельности, составляющий не более 4-х месяцев в году, в связи с чем проведение рекультивации в 7-ми месячный срок не представляется возможным. Рекультивация земель в соответствии с проектом рекультивации земель и требованиями законодательства РФ должна быть осуществлена по окончании договора аренды земельного участка, соответствующие проекты переданы в окружной надзорный орган.

ООО «Харампурнефтегаз», должностное лицо в судебном заседании участия не принимали, надлежаще уведомлены в месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении не заявили, дело рассматривается в отсутствие данных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, полагаю, что оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения не имеется.

В соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на исследовании и оценке доказательств в их совокупности и взаимной связи.

В соответствии с частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно ч. 3 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее Правила).

На основании пункта 26 Правил лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев: а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; в) со дня выявления деградации земель; г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2002 года N 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ» утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, в п. 4 которых указано, что организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны, в том числе, немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО «Харампурнефтегаз» к административной ответственности по настоящему делу послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что Общество, осуществляющее деятельность, связанную с транспортировкой нефтепродуктов, допустило невыполнение обязанностей по рекультивации земельного участка, загрязненного в результате разлива нефтепродуктов из трубопровода «т.вр.25-т.вр.УДР ДНС» Фестивальное м/р от т.вр.25-495м.

Указанные обстоятельства выявлены 5 июля 2021 года в результате плановой выездной проверки, проведенной должностными лицами Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора.

Непосредственное обнаружение по результатам проверки должностными лицами Росприроднадзора достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт совершения ООО «Харампурнефтегаз» вменяемого административного правонарушения, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, находящихся в материалах дела. Доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Харампурнефтегаз» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы вывод судьи о том, что ООО «Харампурнефтегаз» не выполнило обязанность по рекультивации земель возлагается, как лицо, деятельность которого привела к деградации земель, является правильным.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Харампурнефтегаз» не предоставило каких-либо доказательств, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны земель, доказательств наличия и предоставление надзорному органу проекта рекультивации не имеется. Обязанность проведения рекультивации, возложенная законом, не связана с особыми условиями северного климата, Общество в проекте рекультивации вправе самостоятельно учитывать такие особенности.

Доводы жалобы о проведении рекультивации земельного участка в сроки, предусмотренные договором аренды необоснованными, поскольку нормами действующего законодательства прямо предусмотрена обязанность необходимости рекультивации земель, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не позднее 7 месяцев со дня загрязнения.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 4.1-4.3 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.7 указанного кодекса, является справедливым и соразмерно содеянному.

Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в ходе производства по делу допущено не было.

Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Харампурнефтегаз» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья (подпись) Н.В.Мочалова