ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-129/18 от 22.08.2018 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Овчинников Е.Н. Дело № 7-129/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

22 августа 2018 года г. Смоленск

Судья Смоленского областного суда Туникене М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего уполномоченного по ОВД ОАР Смоленской таможни Егорова С.В. на постановление судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 29 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении ООО «Профиль-Евро»,

у с т а н о в и л :

Постановлением судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 29.06.2018 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.2 КоАП РФ в отношении ООО «Профиль-Евро».

В жалобе должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении,просит отменить постановление судьи как незаконное и необоснованное.

Податель жалобы и представитель ООО «Профиль-Евро» в Смоленский областной суд не явились, уведомлены надлежащим образом. Ознакомившись с жалобой, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено этим кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

В силу части 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено этим кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 25.05.2017 на Смоленский таможенный пост (ЦЭД) Смоленской таможни таможенным представителем ООО «Профиль Евро», действующим от имени декларанта ООО <данные изъяты> подана декларация на товары (ДТ) №10113110, в которой заявлена партия из 8 товаров, в том числе товар №4-«Комплексная пищевая добавка-возмездно поставляемые образцы для рекламных и маркетинговых исследований, для проведения общего изучения технологических и потребительских свойств продукции: кальция (Е327)…, изготовитель Doehler <данные изъяты> товарный знак Dohler, артикул <данные изъяты>,количество 5шт» код ТН ВЭД ЕАЭС-2106909200,страна происхождения-Германия.

В целях проверки достоверности и полноты сведений, заявленных в ДТ, Таможней назначено производство экспертизы.

Согласно заключению таможенного эксперта <данные изъяты>БМИ. от 11.07.2017 вышеуказанный товар представляет собой «мелкоизмельченные кусочки листа (паренхимы) алоэ вера,залитыми раствором, состоящим из воды и пищевых добавок:Е330 (лимонной кислоты), Е327 (лактата кальция), Е200 (сорбиновой кислоты), без содержания этилового спирта, сахарозы, крахмала и молочного жира». Возможной областью применения представленного образца является использование в пищевой промышленности для изготовления напитков, йогуртов, джемов, растворимого чая в гранулах, конфет и мороженого», в связи с чем таможенным органом сделан вывод об отнесении данного товара к пищевым продуктам.

Старшим уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Смоленской таможни ЕСВ в отношении ООО «Профиль-Евро» 20.11.2017 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.2 КоАП РФ, из которого следует, что ООО «Профиль-Евро» заявило в ДТ №№10113110 недостоверные сведения об описании товара №4 (вместо готового продукта заявлена пищевая добавка), что могло послужить основанием для несоблюдения установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, запрета на ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Судья районного суда, рассмотрев данное дело, пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава указанного административного правонарушения.

Полагаю указанный вывод судьи обоснованным по следующим основаниям.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.06.2015 №625 пищевые или готовые продукты (за исключением биологически активных добавок; специализированной пищевой продукции для питания спортсменов; витаминно-минеральных комплексов; вкусоароматических добавок; концентратов белков (животного и растительного происхождения) и их смесей; пищевых волокон; пищевых добавок (в том числе комплексных), в случае если страной его происхождения является США, Страны ЕС, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, попадает в Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещены к ввозу на территорию РФ с 07.08.2014 по 31.12.2018.

Как следует из приложения к Постановлению от 25.06.2015 №625 для товаров, классифицируемых в товарной подсубпозиции 2106909200 ТН ВЭД ЕАЭС необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ТС, так и наименованием товара.

Основным доказательством, свидетельствующим о виновности ООО «Профиль-Евро» является заключение таможенного эксперта <данные изъяты>БМИ. от 11.07.2017 из которого следует, что возможной областью применения представленного образца является использование в пищевой промышленности.

Между тем, в выводах указанного заключения не указано, что исследованный образец товара является пищевым продуктом, а имеется ссылка лишь на возможность применения представленного образца в пищевой промышленности. Отсутствует также вывод о том, что представленный на исследование образец товара не относится к комплексным пищевым добавкам, биологически активным добавкам, не запрещенным к ввозу.

Опрошенный в ходе административного расследования таможенный эксперт ДМИ проводившая таможенную экспертизу товара, не смогла пояснить в связи с чем не возможно отнесение исследуемого товара к комплексным пищевым добавкам. Такой вопрос на разрешение экспертизы не ставился (л.д.78).

Пунктами 2.4, 2.5, 2.5.1 ГОСТ Р 51074-2003. Национального стандарта Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (утв. Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст) определены следующие термины:

Пищевой продукт: продукт в натуральном или переработанном виде, употребляемый человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания, бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво, безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также пищевые добавки и биологически активные добавки, реализуемые в розничной торговле).

Пищевая добавка: натуральные или искусственные вещества и/или их смеси, обычно не употребляемые в качестве пищевого продукта, преднамеренно вводимые в пищевой продукт в процессе производства с технологической целью и/или придания им определенных свойств и/или сохранения качества и увеличения сроков хранения или годности.

Биологически активная добавка: природное (идентичное природному) биологически активное вещество, предназначенное для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

В силу пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" пищевые продукты и биологически активные добавки относятся к продовольственным товарам.

Таким образом, сомнения в правильности описания товаров, являющихся предметом административного правонарушения, до настоящего времени не устранены, факт предоставления ООО «Профиль-Евро» недостоверных сведений об описании товара, влияющего на его качественные характеристики, своего подтверждения не нашел.

С учетом того, что в соответствии с требованиями ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, судья районного суда обоснованно прекратил производство по делу в отношении ООО «Профиль-Евро».

При таких обстоятельствах, доводы жалобы должностного лица административного органа не являются основанием для отмены решения судьи районного суда.

Руководствуясь ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда

решил:

Постановление судьи Заднепровского районного суда г.Смоленска от 29 июня 2018 в отношении ООО «Профиль-Евро» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.2 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу должностного лица административного органа - без удовлетворения.

Судья М.В. Туникене