ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-129/2016 от 13.12.2016 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Уськова А.Н. Дело № 7-129/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 13 декабря 2016 года

Судья Кировского областного суда Костицына О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Г. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 09 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. заместителя Председателя Правительства Кировской области, министра финансов Кировской области Ковалевой Е.В.,

У С Т А Н О В И Л:

26 августа 2016 года начальником Контрольно- ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы Управления Федерального казначейства по Кировской области Б. составлен протокол об административном правонарушении в отношении и.о. заместителя Председателя Правительства Кировской области, министра финансов Кировской области Ковалевой Е.В. по части 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который 29 августа 2016 года передан на рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Кирова.

Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 09 ноября 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. заместителя Председателя Правительства Кировской области, министра финансов Кировской области Ковалевой Е.В. прекращено.

В жалобе, поданной в Кировский областной суд, руководитель Управления Федерального казначейства по Кировской области Г. выражает несогласие с вынесенным по делу постановлением, просит его изменить либо отменить с возвращением дела на новое рассмотрение. Ссылается на то, что судьей районного суда не в полной мере оценены обстоятельства по делу, в связи с чем сделан неправильный вывод, что привлекаемое к административной ответственности лицо не является надлежащим субъектом данного правонарушения, а также о том, что по данному факту действиям (бездействию) должностного лица уже дана правовая оценка постановлением Октябрьского районного суда г. Кирова от 28 октября 2016 года по делу № 5-436/16; в нарушение части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обжалуемое постановление не содержит мотивированных выводов о наличии (отсутствии) события административного правонарушения, которое оспаривалось защитниками Ковалевой Е.В. Указывает, что, являясь заместителем Председателя Правительства области - членом Правительства Кировской области, министром финансов Кировской области, именно Ковалева Е.В. осуществляет контроль и несет персональную ответственность за организацию бюджетного процесса и исполнение областного бюджета, в том числе за осуществление действий, связанных с получением из федерального бюджета областным бюджетом бюджетных кредитов, следовательно, как должностное лицо финансового органа заемщика - субъекта Российской Федерации «Кировская область»- несет ответственность за несоблюдение последним условий соглашения о предоставлении бюджетного кредита. Обращает внимание, что постановлением Октябрьского районного суда г. Кирова от 28 октября 2016 года № 5-436/2016 оценка действий (бездействия) должностного лица, направленных на выполнение условий соглашения о предоставлении бюджетного кредита от 29 апреля 2015 года не дана, невыполнение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предусмотренного иным соглашением, образует отдельный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Установленные постановлением Октябрьского районного суда г. Кирова от 28 октября 2016 года обстоятельства, касаются иного события административного правонарушения, кроме того, указанное постановление не вступило в законную силу, и изложенные в нем выводы суда не имеют преюдициального значения.

В письменных возражениях на жалобу Ковалева Е.В. указывает, что доказательства наличия в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в материалах дела отсутствуют, так как заемщиком по кредитному соглашению она не являлась. Каких- либо существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей при рассмотрении дела не допущено. Просит оставить постановление Октябрьского районного суда г. Кирова без изменения, жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Г. без удовлетворения.

В судебном заседании представители Управления Федерального казначейства по Кировской области Рыкова А.В., Костяева Н.А., Макаров Э.И., Джавадова С.А. на доводах жалобы настаивали. Дополнительно указали, что административной ответственности по части 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит должностное лицо финансового органа субъекта Российской Федерации, которым является заместитель Председателя Правительства Кировской области, министр финансов Кировской области Ковалева Е.В., независимо от того, кем подписано соглашение о предоставлении бюджетного кредита, поскольку именно Ковалева Е.В. осуществляет общее руководство деятельностью Министерства финансов Кировской области и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него полномочий и функций. Вменяемое Ковалевой Е.В. правонарушение совершено в форме бездействия, выразившегося в том, что заместитель Председателя Правительства Кировской области, министр финансов Кировской области Ковалева Е.В. ненадлежащим образом организовала работу возглавляемого ею Министерства, ненадлежащим образом исполнила обязанности по организации бюджетного процесса и исполнению областного бюджета, не внесла изменения в закон о бюджете, в результате чего субъект не выполнил взятые на себя в рамках соглашения о предоставлении бюджетного кредита обязательства. Также указали, что в течение 2015 года Кировской областью было заключено два самостоятельных соглашения о предоставлении бюджетного кредита в разное время на различные суммы и с разными правовыми последствиями. То обстоятельство, что нарушения условий их выполнения заемщиком были выявлены в результате одной проверки в отношении одного органа и отражены в одном акте не дает оснований для составления одного протокола об административном правонарушения, поскольку имеют место самостоятельные административные правонарушения, за каждое из которых предусмотрена административная ответственность. Просят постановление Октябрьского районного суда г. Кирова от 09 ноября 2016 года изменить, признать и.о. заместителя Председателя Правительства Кировской области, министра финансов Кировской области Ковалеву Е.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отменить вышеуказанное постановление и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Б., руководитель Управления Федерального казначейства по Кировской области Г. в судебное заседание не явились, извещены.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ковалева Е.В. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена, просила рассмотреть жалобу в её отсутствие.

Выслушав представителей Управления Федерального казначейства по Кировской области, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, возражения, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что в период с 05 июля 2016 года по 10 августа 2016 года Управлением Федерального казначейства по Кировской области в Министерстве финансов Кировской области проведена выездная внеплановая проверка соблюдения условий соглашений о предоставлении бюджету Кировской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Кировской области, в том числе с учетом осуществления Кировской областью операций с остатками средств учреждений по итогам 2014 - 2015 годов, за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2015 года, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии с пунктом 10 Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2015 год, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 27 декабря 2014 года № 1567, в редакциях действовавших в течение 2015 года (далее - Правила от 27 декабря 2014 года № 1567), Министерство финансов Российской Федерации (Кредитор) (далее - Минфин России) в лице заместителя Министра финансов Российской Федерации Горнина Л.В., с одной стороны, и Правительство Кировской области (Заемщик) в лице Губернатора - Председателя Правительства Кировской области Белых Н.Ю., с другой стороны, 29 апреля 2015 года заключили соглашение № 01-01-06/06-53 о предоставлении бюджету Кировской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Кировской области на общую сумму 5 888 040 000 руб. (далее - Соглашение).

По условиям данного Соглашения Заемщик обязался обеспечить, в числе иного, сохранение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в 2015 году на уровне, утвержденном на 2015 год по состоянию на 01 января 2015 года (значение показателя может быть превышено на сумму изменения остатков средств бюджета субъекта Российской Федерации, которые в рамках разработки проекта изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и не были учтены в первоначальной редакции закона о бюджете субъекта Российской Федерации) (подпункт «з» пункта 3.2 Соглашения).

В соответствии со Сведениями об основных показателях областного бюджета Кировской области в 2015 году и прогнозе на 2016- 2018 годы, подписанными заместителем Правительства области, главой департамента финансов Ковалевой Е.В., являющимися неотъемлимой частью обращения о предоставлении бюджетного кредита от 23 апреля 2015 года № 3258-01-03, утвержденный план по состоянию на 01 января 2015 года по доходам - 38 397 092, 5 тыс. руб. (из них налоговые и неналоговые доходы - 24734133,9 тыс. руб.), по расходам - 41 454 830, 9 тыс. руб.; дефицит бюджета Кировской области утвержден в сумме 3 057 738, 4 тыс. руб. или 12,4 % к налоговым и неналоговым доходам области, дефицит с учетом статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержден в размере 10% к сумме налоговых и неналоговых доходов. За 2015 год ожидаемые налоговые и неналоговые поступления должны составить 26 686 988, 2 тыс. руб. и дефицит бюджета - 3 639 413, 4 тыс. руб.

Согласно представленным отчетным данным за 2015 год (отчет об исполнении бюджета, отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на 01 января 2016 года) доходы бюджета Кировской области составили в общей сумме 43 068 934, 7 тыс. руб. (из них налоговые и неналоговые поступления - 27 121 568, 4 тыс. руб., в том числе налоговые - 25 638 014, 2 тыс. руб., неналоговые - 1 483 554, 2 тыс. руб.); расходы бюджета Кировской области составили в общей сумме 46 411 635, 4 тыс. руб.; дефицит областного бюджета отражен в сумме 3 342 700, 7 тыс. руб. и составил 12, 3 % к сумме налоговых и неналоговых доходов области, а с учетом статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (за вычетом изменений остатков бюджетных средств и поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Кировской области) составил 2 539 422, 8 тыс. руб. или 9, 4 % к объему налоговых и неналоговых доходов.

Как установлено проверкой, в бюджетном учете департамента финансов Кировской области (ныне Министерство финансов Кировской области) операции по привлечению средств бюджетных и автономных учреждений, средств во временном распоряжении на лицевой счет областного бюджета в 2014 году, по платежным поручениям от 29 декабря 2014 года № 338 и от 31 декабря 2014 года № 419 на общую сумму 1 500 000 000, 00 руб., в которых необоснованно указан код бюджетной классификации 81211705020020000180 «Прочие неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации», вместо кода бюджетной классификации 81201061002020000550 «Увеличение финансовых активов в собственности субъектов Российской Федерации за счет средств организаций, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации, и лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства или в финансовых органах субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации», отражены в бюджетном учете как поступление прочих неналоговых доходов, в результате чего в бюджетной отчетности за 2014 год неналоговые поступления завышены на 1 500 000 000, 00 руб.

Департаментом финансов Кировской области в целях исправления некорректных операций по привлечению временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений и средств во временном распоряжении, совершенных в 2014 году и отраженных в бюджетном учете как поступление прочих неналоговых доходов, в январе- марте 2015 года осуществлены следующие операции по «возврату ошибочно поступивших средств в 2014 году», а именно: на основании служебных записок заместителя главы Департамента финансов и заявок на возврат от 19 января 2015 года № 1 на сумму 300 000 000, 00 руб. (платежное поручение от 20 января 2015 года № 491140), от 12 февраля 2015 года № 42 на сумму 300 000 000, 00 руб. (платежное поручение от 13 февраля 2015 года № 5933090), от 12 марта 2015 года № 44 на сумму 517 000 000, 00 руб. (платежное поручение от 13 марта 2015 года № 711096) с лицевого счета администратора доходов бюджета в УФК по Кировской области на банковском счете «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» перечислено 1 117 000 000, 00 руб. по КБК 81211705020020000180, а на лицевой счет Департамента финансов, открытый на банковском счете «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной собственности). Финансовые организации» в Отделении Киров осуществлено зачисление денежных средств в этом же размере. В реквизите «Назначение платежа» перечисленных выше платежных поручениях указано «81211705020020000180, 00000000000000000000; возврат ошибочно поступивших средств в 2014 году». На основании служебной записки и заявки на возврат от 20 февраля 2015 года (платежное поручение от 24 февраля 2015 года ) с лицевого счета администратора доходов бюджета в УФК по Кировской области на банковском счете перечислено 383 000 000, 00 руб. по КБК 81211705020020000180, а на лицевой счет Департамента финансов области , открытого на балансовом счете «Средства, поступающие во временное распоряжение» в Отделении Киров осуществлено зачисление в этом же размере. В реквизите «Назначение платежа» платежного поручения от 24 февраля 2015 года № 628898 указано «81211705020020000180, 00000000000000000000; возврат ошибочно поступивших средств в 2014 году».

В бюджетном учете (регистры бюджетного учета - Журнал операций с безналичными денежными средствами за январь, февраль, март 2015 года, ведомость движения по субсчету 1.205.81 за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2015 года) операции по возврату средств бюджетных учреждений и средств во временном распоряжении с лицевого счета администратора доходов бюджета в УФК по Кировской области на банковском счете на общую сумму 1 500 000 000,00 руб. на лицевые счета, с которых в 2014 году были заимствованы средства: в Отделении Киров на банковском счете и в Отделении Киров на банковском счете отражены бухгалтерскими записями с применением способа «Красное сторно».

В результате осуществления в январе- марте 2015 года операций по «возврату ошибочно поступивших средств в 2014 году», как указано в платежных поручениях, Департаментом финансов Кировской области исправлена необоснованно завышенная в бюджетном учете и бюджетной отчетности за 2014 год сумма прочих неналоговых доходов по КБК 81211705020020000180 на 1 500 000 000, 00 руб., по причине отражения в составе операций по поступлению прочих неналоговых доходов операций по привлечению временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений и средств во временном распоряжении (по платежным поручениям от 29 декабря 2014 года № 338 и от 31 декабря 2014 года № 419).

Средства бюджетных и автономных учреждений и средства во временном распоряжении, заимствованные Департаментом финансов Кировской области в 2014 году, не были возвращены до окончания 2014 финансового года, в связи с чем, в январе- марте 2015 года фактически осуществлен возврат указанных средств на соответствующие лицевые счета, с которых они были перечислены в 2014 году.

В декабре 2015 года на основании докладной записки начальника отдела предварительного контроля от 11 декабря 2015 года, содержащей просьбу разрешить провести сторнирование операций по уточнению ошибочно зачисленных средств на код дохода «Прочие неналоговые поступления» в сумме 1 450 млн. руб. в связи с отсутствием источника доходов, а также отказом в выделении дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, Департаментом финансов области осуществлены операции по «возврату средств» платежными поручениями от 11 декабря 2015 года № 16670 на сумму 600 000 000, 00 руб., от 14 декабря 2015 года № 16704 на сумму 317 000 000, 00 руб., от 29 декабря 2015 года № 17569 на сумму 100 000 000, 00 руб. с лицевого счета Минфина области по учету операций со средствами бюджетных учреждений на банковском счете осуществлены операции по «возврату средств» на лицевой счет администратора доходов бюджета в УФК по Кировской области на банковском счете по КБК 81211705020020000180. В назначении платежа указано «(0000000000000000000000000000, 00 л/с ) Возврат средств», в реквизите «104» платежных поручений указан КБК 81211705020020000180; платежными поручениями от 14 декабря 2015 года № 16705 на сумму 383 000 000, 00 руб., от 29 декабря 2015 года № 17568 на сумму 50 000 000, 00 руб. с лицевого счета Минфина области по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение на банковском счете , осуществлены операции по возврату средств на лицевой счет администратора доходов бюджета в УФК по Кировской области на банковском счете , по КБК 81211705020020000180. В назначении платежа перечисленных выше платежных поручений указано «(00000000000000000000- 3830000000, 00 л/с ) Возврат средств», в реквизите «104» платежных поручений указан КБК 81211705020020000180.

В бюджетном учете вышеуказанные операции по перечислению средств бюджетных учреждений и средств во временном распоряжении отражены как операции по поступлению прочих неналоговых доходов на общую сумму 1 450 000 000, 00 руб. или доходы по поступлению прочих неналоговых доходов завышены на 1 450 000 000, 00 руб.

Согласно докладной записке начальника отдела предварительного контроля от 11 декабря 2015 года целью перечисления средств с лицевых счетов и являлось недопущение срыва выплаты заработной платы за первую половину декабря 2015 года, обеспечения социальных выплат и своевременной оплаты принятых на себя бюджетных обязательств по установленным срокам оплаты в декабре 2015 года. Таким образом, Минфином Кировской области в декабре 2015 года фактически осуществлены операции по привлечению средств бюджетных и автономных учреждений, средств по временном распоряжении для покрытия временного кассового разрыва в областном бюджете, и соответственно, необоснованно отражены в бюджетном учете как поступления прочих неналоговых доходов.

В связи с завышением отчетных данных за 2015 год по поступлению неналоговых доходов фактические показатели исполнения бюджета составили: по доходам - 41 618 934, 7 тыс. руб. (43 068 934, 7 - 1 450 000, 00), в том числе налоговые и неналоговые доходы - 25 671 568, 4 тыс. руб. (27 121 568, 4 - 1 450 000, 00); по расходам - 46 411 635, 4 тыс. руб.; дефицит бюджета - 4 792 700, 7 тыс. руб. (41 618 934, 7 - 46 411 635, 4) или 18, 7% к объему налоговых и неналоговых доходов.

Законом Кировской области от 04 декабря 2014 года № 480- ЗО «Об областном бюджете на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов» сумма изменения остатков средств областного бюджета утверждена в первоначальной редакции Закона 584 325, 0 тыс. руб., в действующей редакции Закона от 17 декабря 2015 года - 1 166 000, 0 тыс. руб. или на 581 675, 0 руб. больше, чем учтено в первоначальной редакции Закона.

С учетом положений подпункта «з» пункта 3.2 Соглашения и пунктов 4 и 4(1) Правил от 27 декабря 2014 года № 1567 дефицит бюджета Кировской области составил 4 127 025, 7 тыс. руб. (4 792 700, 7 - 84 000,0 (поступления от продажи акций)- 581 675, 0 (изменения остатков средств бюджета субъекта) или 16,1 % к объему налоговых и неналоговых доходов, в результате чего не обеспечено сохранение дефицита бюджета Кировской области на уровне, утвержденном на 2015 год, а допущен его рост на сумму 1734 962, 3 тыс. руб. или 6,3 % к сумме налоговых и неналоговых доходов области, рост дефицита бюджета области с учетом подпункта «з» пункта 3.2 Соглашения и пунктов 4 и 4(1) Правил от 27 декабря 2014 года № 1567 составил 6,1 % к сумме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

Согласно Положению о Минфине Кировской области, утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 24 июня 2015 года № 44/316, Минфин Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим, в числе иного, осуществление единой государственной политики в финансово- бюджетной и налоговой сферах, организацию бюджетного процесса, в рамках которой составляет проект областного бюджета и проект изменений к нему, организует исполнение бюджета, осуществляет предварительный и последующий контроль за исполнением областного бюджета и санкционирование операций; является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление действий, связанных с получением из федерального бюджета областным бюджетом бюджетных кредитов, в том числе на заключение договоров (соглашений).

На основании пунктов 4.1, 4.3.2 вышеназванного Положения Минфин Кировской области возглавляет заместитель Председателя Правительства области, министр финансов Кировской области, который осуществляет общее руководство деятельностью министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение полномочий, возложенных на министерство.

По факту выявленных нарушений 26 августа 2016 года в отношении и.о. заместителя Председателя Правительства Кировской области, министра финансов Кировской области Ковалевой Е.В. составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

29 августа 2016 года вышеназванный протокол с другими материалами передан на рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Кирова.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении,судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях и.о. заместителя Председателя Правительства Кировской области, министра финансов Кировской области Ковалевой Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом судья исходил из того, что заместитель Председателя Правительства Кировской области, министр финансов Кировской области Ковалева Е.В. стороной соглашения о предоставлении бюджетного кредита не являлась, от имени субъекта Российской Федерации «Кировская область» при заключении соглашения не выступала, правом на заключение соглашений от имени субъекта Российской Федерации «Кировская область» либо иными полномочиями, связанными с бюджетными кредитами на дату заключения соглашения не обладала, каких - либо обязательств, предусмотренных условиями данного кредитного соглашения, на себя не брала, таким образом, субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является.

Кроме того, оценив представленные доказательства в их совокупности, установив, что выявленные Управлением Федерального казначейства по Кировской области нарушения бюджетного законодательства имеют аналогичные обстоятельства, выявлены контролирующим органом единовременно, в ходе одной проверки, проводимой в период с 05 июля 2016 года по 10 августа 2016 года в отношении одного и того же лица, отражены в одном акте проверки от 10 августа 2016 года, при том, что постановлением Октябрьского районного суда г. Кирова от 28 октября 2016 года законности действий Ковалевой Е.В., как должностного лица, являющихся предметом рассмотрения в настоящем производстве, уже дана оценка, и производство по делу об административном правонарушении в отношении и.о. заместителя Председателя Правительства Кировской области, министра финансов Кировской области Ковалевой Е.В. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, с учетом положений части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, судья районного суда пришел к выводу о том, что основания для привлечения Ковалевой Е.В. к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.

Между тем, судьей районного суда не учтено следующее.

В соответствии с положениями части 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

В силу части 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Нарушение финансовым органом условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы Российской Федерации из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления бюджетного кредита, и (или) платы за пользование ими и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (статья 306.7 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При этом под финансовым органом в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Применение к участнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения, не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Анализ вышеприведенных норм в их взаимной связи позволяет сделать вывод о том, что заемщиком по рассматриваемому соглашению о предоставлении бюджетного кредита является субъект Российской Федерации «Кировская область»; ответственность за бюджетное нарушение, в данном случае за нарушение условий предоставления бюджетного кредита, несет финансовый орган субъекта Российской Федерации «Кировская область» - Министерство финансов Кировской области, следовательно, субъектом административного правонарушения по части 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является должностное лицо финансового органа субъекта Российской Федерации «Кировская область» (заемщика) - заместитель Председателя правительства Кировской области, министр финансов Кировской области Ковалева Е.В.

В соответствии с положениями части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (часть 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Из материалов дела усматривается, что Управление Федерального казначейства по Кировской области в ходе одной проверки выявило нарушения бюджетного законодательства, повлекшие невыполнение обязательств, предусмотренных двумя соглашениями о предоставлении бюджету Кировской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта (соглашение от 29 апреля 2015 года № 01-01-06/06-53 на сумму 5 888 040 000 руб. и соглашение от 25 сентября 2015 года № 01-01-06/06-152 на сумму 3 903 660 000 руб.), в результате чего возбудило два дела об административных правонарушениях и составило два протокола об административных правонарушениях в отношении и.о. заместителя Председателя Правительства Кировской области, министра финансов Кировской области Ковалевой Е.В., в которых зафиксированы факты нарушений условий предоставления различных бюджетных кредитов.

Таким образом, поскольку должностным лицом финансового органа заемщика допущено два самостоятельных (несмотря на схожесть) правонарушения, выразившихся в невыполнении обязательств, предусмотренных различными соглашениями о предоставлении бюджетного кредита, заключенными в разное время под различные условия и на разные суммы, оно подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение.

Данный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 24 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.

В то же время оснований для отмены состоявшегося по делу постановления не усматривается.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административное ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 2 стать 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, между Минфином России и Правительством Кировской области заключено соглашение от 29 апреля 2015 года № 01-01-06/06-53 о предоставлении бюджету Кировской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Кировской области на общую сумму 5 888 040 000 руб.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 3.2 Соглашения, а также пунктами 4 и 4(1) Правил от 27 декабря 2014 года № 1567, Кировская область (Заемщик) обязалась обеспечить сохранение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в 2015 году на уровне, утвержденном на 2015 год по состоянию на 01 января 2015 года. По итогам исполнения бюджета субъекта Российской Федерации значение показателя может быть превышено на сумму изменения остатков бюджета субъекта Российской Федерации, которые в рамках разработки проекта изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и были учтены в первоначальной редакции закона о бюджете субъекта Российской Федерации, а также на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

В ходе выездной внеплановой проверки соблюдения условий соглашений о предоставлении бюджету Кировской области бюджетного кредита установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Правил от 27 декабря 2014 года № 1567, пункта 3.2 Соглашения от 29 апреля 2015 года № 01-01-06/06-53 Кировской областью не выполнены принятые на себя обязательства по сохранению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на уровне, утвержденном на 2015 год по состоянию на 01 января 2015 года, а допущен его рост на сумму 1 734 962, 3 тыс. руб. или 6, 3% к сумме налоговых и неналоговых доходов бюджета Кировской области, чем нарушены условия предоставления и использования бюджетного кредита.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под дефицитом бюджета понимается превышение расходов бюджета над его доходами.

В соответствии с частью 1 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации дефицит бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода устанавливается законом о соответствующем бюджете.

Статьей 1 Закона Кировской области от 04 декабря 2014 года № 480-ЗО «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» утверждены основные характеристики областного бюджета на 2015 год: общий объем доходов областного бюджета в сумме 38397 092,5 тыс. руб.; общий объем расходов областного бюджета в сумме 41454 830,9 тыс. руб. дефицита областного бюджета в сумме 3 057 738,4 тыс. руб.

Статьей 4 Закона и Приложением 8 к нему утверждены объемы поступлений неналоговых и налоговых доходов - 24 734 133, 9 тыс. руб., безвозмездных поступлений в сумме 13 662 958, 6 тыс. руб.

Таким образом, уровень дефицита бюджета по состоянию на 01 января 2015 года составил 12, 4 % от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (3 057 738,4 тыс. руб. / (38 397 092,5 тыс. руб. - 13 662 958, 6 тыс. руб.) х100% = 12, 362 %), а с учетом изменений остатков бюджетных средств, средств от продажи акций - 10% к сумме налоговых и неналоговых доходов.

Указанный уровень дефицита бюджета Кировская область обязалась сохранить в рамках Соглашения от 29 апреля 2015 года № 01-01-06/06-53 о предоставлении бюджетного кредита в 2015 году.

Согласно отчету об исполнении областного бюджета за 2015 год, утвержденному законом Кировской области от 31 мая 2016 года № 663- ЗО «Об исполнении областного бюджета за 2015 год», доходы бюджета области в 2015 году составили 43 068 934, 7 тыс. руб., из них налоговые и неналоговые поступления - 27 121 568, 4 тыс. руб., безвозмездные поступления - 15 947 366, 1 тыс. руб.; расходы бюджета составили 46411635,5 тыс. руб., дефицит областного бюджета составил 3 342 700, 8 тыс. руб.

Таким образом, уровень дефицита бюджета составил 12, 3% (3 342 700, 8 тыс. руб. / (43 068 934, 7 тыс. руб. - 15 947 366, 1 тыс. руб.) х 100% = 12, 32%) к сумме налоговых и неналоговых доходов области, что не превышает уровень дефицита областного бюджета, утвержденного Законом Кировской области от 04 декабря 2014 года № 480- ЗО, по состоянию на 01 января 2015 года.

Кроме того, Законом Кировской области от 25 мая 2015 года № 535- ЗО «О внесении изменений в закон Кировской области «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» были внесены изменения в Закон области от 04 декабря 2014 года № 480- ЗО, согласно которым плановый дефицит областного бюджета утвержден в сумме 3 639 413, 4 тыс. руб., общий объем доходов областного бюджета в сумме 39 517 476,03 тыс. руб., общий объем расходов областного бюджета в сумме 43 156 889,43 тыс. руб.

Согласно Приложению 12 к Закону от 25 мая 2015 года № 535- ЗО в источниках финансирования дефицита областного бюджета на 2015 год утверждены поступления от продажи акций в сумме 84 000, 00 тыс. руб.

Согласованная с Минфином России сумма изменений остатков средств областного бюджета, не учтенная в первоначальной редакции Закона, утверждена в сумме 581 675, 0 тыс. руб.

В Законе Кировской области от 31 мая 2016 года № 663- ЗО «Об исполнении областного бюджета за 2015 год» в Приложении 4 «Источники финансирования дефицита областного бюджета.. » отражено поступление средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации в размере 84 000, 00 тыс. руб. Сумма изменений остатков средств областного бюджета утверждена в размере 1 166 000, тыс. руб., в том числе согласованные с Минфином России 581 675, 00 тыс. руб.

Исходя из отчета об исполнении областного бюджета на 2015 год, с учетом размера дефицита бюджета, общего объема доходов, в том числе безвозмездных поступлений, фактический дефицит областного бюджета за 2015 год без учета суммы поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, суммы изменения остатков бюджетных средств составил 9, 9 % (3 342 700, 8 тыс. руб. -581 675, 0 тыс. руб. - 84 000, 00 тыс. руб. / (43 068 934, 7 тыс. руб. - 15 947 366, 1 тыс. руб.) х 100% = 9,87%) к объему налоговых и неналоговых доходов, что также соответствует уровню дефицита областного бюджета, утвержденного Законом Кировской области от 04 декабря 2014 года № 480- ЗО.

Оснований не согласиться с величиной размера дефицита бюджета, указанного в Отчете об исполнении областного бюджета за 2015 год, который, в свою очередь, утвержден соответствующим Законом Кировской области об областном бюджете, не имеется.

Выявленные Управлением Федерального казначейства Кировской области в ходе выездной внеплановой проверки нарушения бюджетного законодательства свидетельствуют о допущенных Министерством финансов Кировской области бюджетных нарушениях, за совершение которых Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Привлечение должностного лица финансового органа к административной ответственности возможно только при наличии соответствующих оснований, прежде всего вины.

Вместе с тем, совокупность представленных в материалы дела доказательств при наличии законодательных актов Кировской области об областном бюджете не позволяет сделать однозначный вывод о виновности и.о. заместителя Председателя Правительства Кировской области, министра финансов Кировской области Ковалевой Е.В. в совершении вменяемого ей правонарушения.

Кроме того, из протокола об административном правонарушении и других материалов дела не следует, в чем заключается противоправное виновное действие (бездействие) и.о. заместителя Председателя Правительства Кировской области, министра финансов Кировской области Ковалевой Е.В., какие конкретно должностные обязанности не исполнены либо ненадлежащим образом исполнены последней.

В силу закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа презумпции невиновности, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность доказать вину привлекаемого к административной ответственности лица лежит именно на органе, должностном лице, возбудившем дело об административном правонарушении.

Однако относимые, допустимые и достаточные доказательства, с достоверностью свидетельствующие о неисполнении или о ненадлежащем исполнении и.о. заместителя Председателя Правительства Кировской области, министром финансов Кировской области Ковалевой Е.В. своих служебных обязанностей, повлекшем не обеспечение сохранение дефицита бюджета Кировской области на уровне, утвержденном на 2015 год по состоянию на 01 января 2015 года (рост дефицита бюджета) в нарушение условий о предоставлении бюджетного кредита, в материалах дела отсутствуют.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Статья 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые могут быть вынесены судом по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, и предусматривает отмену постановления по делу об административном правонарушении и возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания (пункт 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность изменения постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Доводы заявителя, изложенные в жалобе, не свидетельствуют о том, что судом допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Вопреки доводам жалобы оспариваемое постановление содержит необходимые сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ввиду изложенного основания для отмены либо изменения состоявшегося судебного постановления отсутствуют.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 09 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. заместителя Председателя Правительства Кировской области, министра финансов Кировской области Ковалевой Е.В. оставить без изменения, а жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Г. - без удовлетворения.

Судья

Кировского областного суда О.М. Костицына