Судья Арасланов С.А. Дело № 7-12/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г.Киров 05 февраля 2020 года
Судья Кировского областного суда Мазюта Т.Н. при секретаре Шурминой Н.В., рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление судьи Октябрьского районного суда г.Кирова от 21 января 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г.Кирова от 21 января 2020 года гражданин Республики Таджикистан ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации за счет средств иностранного гражданина.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, ФИО2, указывая на незаконность и необоснованность постановления судьи, просит его изменить в связи с его несправедливостью назначенного ему наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. В обоснование указывает, что при принятии решения судьей не учтено в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, признание вины и раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию обстоятельств совершенного деяния, отрицательное отношение к совершенному им правонарушению, его личностные качества, а именно то, что он является студентом третьего курса ФГБОУ ВО «<данные изъяты> где успешно обучается, характеризуется положительно, в настоящее время им подано заявление о переводе с заочной на очную форму обучения. Обращает внимание на то, что на территории Российской Федерации, в городе <адрес>, проживают его родные братья – граждане РФ. Выдворение его из страны, где проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и гражданина.
Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2, его защитника Сучкову Т.Е., поддержавших доводы жалобы, должностное лицо ФИО3, показания свидетелей ФИО7ФИО8, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Ответственность по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что <дата> в 15 часов 30 минут по адресу: <адрес>, выявлен гражданин Республики Таджикистан ФИО2, который допустил нарушение правил режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении с <дата> по настоящее время от выезда с территории Российской Федерации.
ФИО2 въехал на территорию Российской Федерации <дата>, выехал <дата>. Вновь въехал на территорию Российской Федерации <дата>, то есть срок временного пребывания в РФ в 90 суток суммарно в течение периода в 180 суток (<дата> по <дата>) закончился у ФИО2 <дата>.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении; объяснениями ФИО2, который факт нарушения правил проживания на территории Российской Федерации не отрицал; копией паспорта гражданина Таджикистана ФИО2, согласно которому ФИО2 прибыл на территорию Российской Федерации <дата>, иными материалами, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, ФИО2 обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения ФИО2 к административной ответственности соблюден.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания.
В силу части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.)
Согласно статье 2 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (<...> ноября 1950г.), никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.
Согласно части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации вРоссийской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Данные права в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из объяснений ФИО2, <дата> он, предполагая, что находится на территории Российской Федерации на законных основаниях, обратился в миграционную службу с заявлением на временное проживание на территории Российской Федерации, где ему стало известно о нарушении им порядка пребывания на территории Российской Федерации.
Согласно сведениям, представленным ФГБОУ ВО «<данные изъяты> (филиал), показаниями свидетеля ФИО7, ФИО1 успешно обучается в указанном учебном заведении на 3 курсе заочной формы обучения по направлению подготовки - юриспруденция (уровень бакалавриата), характеризуется положительно, оказывает волонтерскую помощь по социальной адаптации студентов, являющихся гражданами Республики Таджикистан.
На момент выявления административного правонарушения имел временную регистрацию по адресу: <адрес>, где сожительствует с ФИО8 на протяжении полутора лет. ФИО2 предпринимает меры для перехода на очную форму обучения.
Близкие родственники ФИО2 – братья ФИО9, ФИО10 являются гражданами Российской Федерации и проживают на территории Российской Федерации.
На территории Российской Федерации ФИО2 впервые привлекается к административной ответственности, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по настоящему делу не установлено. Доказательств того, что ФИО2 представляет угрозу национальной безопасности или общественному порядку Российской Федерации, материалы дела не содержат. Вину ФИО2 признал, в содеянном раскаялся, намерен совершить действия для пребывания на территории Российской Федерации на законных основаниях.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, назначение ФИО2 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит положениям статьи 2 Протокола 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Исполнение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, с учетом пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», повлечет запрет на въезд ФИО2 в Российскую Федерацию в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, следовательно, невозможность продолжения им высшего образования в Российской Федерации.
В этой связи прихожу к выводу, что назначенное ФИО2 наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации несоразмерно целям административного судопроизводства и не обеспечивает достижение справедливого баланса публичных и частных интересов, является излишне суровым.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При изложенных обстоятельствах, постановление судьи подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение ФИО2 административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Иных оснований для изменения или отмены постановления судьи не нахожу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
жалобу ФИО2 удовлетворить.
Постановление судьи Октябрьского районного суда г.Кирова от 21 января 20120 года, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из него указание на назначение ФИО2 административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации за счет средств иностранного гражданина.
В остальной части названное постановление оставить без изменения.
Судья
Кировского областного суда Т.Н.Мазюта