Судья Лобановская Е.А. | Дело № |
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 4 декабря 2019 года
Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Чуйковой Ю.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Камчатском крае ФИО1 на постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 ноября 2019 года, которым постановлено:
привлечь должностное лицо – заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в сумме 5000 (пяти тысяч) рублей 00 копеек,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 ноября 2019 года заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности послужило грубое нарушение им требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), осуществляющего контрольные функции.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, ФИО1 просит постановление судьи отменить, ссылаясь на то, что при возбуждении дела об административном правонарушении должностными лицами прокуратуры допущены существенные процессуальные нарушения, а именно постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в отсутствии ФИО1 В постановлении не указано место его составления. С результатами проверки в отношении Государственной инспекции труда в Камчатском крае он, либо руководитель Государственной инспекции труда в Камчатском крае, не были ознакомлены. Акты прокурорского реагирования по результатам проверки в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае не поступали. Судьей не принято во внимание, что ФИО1 внеплановую проверку в отношении МУП «Автостоянка» не проводил и не собирался проводить. Проводить предварительную проверку, предусматривающую рассмотрение документов юридического лица, имеющего в распоряжении органа государственного контроля (надзора), он вправе без издания распоряжения. Составленный им рапорт является основанием для возбуждения в отношении юридического лица дела об административном правонарушении.
Выслушав ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, возражения на нее прокурора Федорук И.Ю., исследовав материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 353 Трудового кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 года № 875 (далее – Положение № 875), сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций.
Пунктом 8 Положения № 875 определено, что плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом РФ.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля отнесено к грубым нарушениям требований Федерального закона № 294-ФЗ и влечет недействительность результатов проверки (часть 1, пункт 4 части 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ).
Административной ответственности по части 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежат должностные лица за грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО1 № от 9 января 2019 года государственным инспектором труда ФИО2 в отношении МУП «Автостоянка» в период с 11 февраля 2019 года по 1 марта 2019 года проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве в связи с поступившей информацией из поликлиники о произошедшем несчастном случае с работником МУП «Автостоянка» (л.д. 15-17).
По результатам проверки составлен акт проверки № от 1 марта 2019 года, согласно которому нарушений обязательных требований в деятельности МУП «Автостоянка» не выявлено (л.д. 18-19).
Перед сдачей в архив материалов внеплановой проверки, в ходе их изучения, заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО1 выявлено нарушение МУП «Автостоянка» государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в связи с чем 13 марта 2019 года на имя руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае им подан рапорт о необходимости привлечения МУП «Автостоянка» к административной ответственности. Рассмотрев рапорт, руководитель Государственной инспекции труда в Камчатском крае дал указание привлечь МУП «Автостоянка» к административной ответственности (л.д. 20-21).
При рассмотрении жалобы МУП «Автостоянка» на постановление Государственной инспекции труда в Камчатском крае о привлечении юридического лица к административной ответственности в Петропавловск-Камчатском городском суде, судьей было установлено, что проверка соблюдения МУП «Автостоянка» требований трудового законодательства проведена ФИО1 за пределами установленного срока проверки, в отсутствие соответствующего распоряжения или приказа руководителя.
Информация о выявленных нарушениях направлена судьей в прокуратуру Камчатского края для рассмотрения вопроса о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения (л.д. 9-11).
16 октября 2019 года первым заместителем прокурора Камчатского края в отношении должностного лица ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое с материалами проверки направлено в суд для рассмотрения (л.д. 1-5).
Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья городского суда на основании совокупности исследованных доказательств установил, что заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО1 допустил грубое нарушение установленных Федеральным законом № 294-ФЗ требований, а именно: провел проверку без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), в связи с чем признал ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выводы судьи о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения основаны на исследованных и приведённых в постановлении от 6 ноября 2019 года доказательствах, в том числе: постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 октября 2019 года (л.д. 1-5), объяснении ФИО1 от 16 октября 2019 года (л.д. 6-8), копиях материала проверки в отношении МУП «Автостоянка» (л.д. 14-19, 70-105), рапорте (л.д. 20-21), а также иных собранных по делу доказательствах, которые в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценены судьей на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Наказание ФИО1 назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения в размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Доводы жалобы ФИО1 о том, что проверку в отношении юридического лица он не проводил и вправе осуществлять контроль за работой подчиненных сотрудников путем изучения собранных ими материалов проверки с выявлением в них нарушений трудового законодательства, допущенных проверяемым лицом, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно статье 2 Федерального закона № 294-ФЗ проверкой является совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
К мероприятиям по контролю отнесены действия должностных лиц органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности.
Таким образом исследованием материалов ранее проведенной проверки в отношении МУП «Автостоянка», ФИО1 фактически осуществлял внеплановую проверку данного юридического лица.
До 22 октября 2019 года порядок осуществления Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами - государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, сроки и последовательность действий (административных процедур), а также порядок взаимодействия с организациями при исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устанавливался Административным регламентом, утвержденным Приказом Минтруда России от 30 октября 2012 года № 354н (далее – Административный регламент № 354н).
Административным регламентом № 354н устанавливалось, что исполнение государственной функции осуществляется путем последовательного выполнения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов действий, направленных на обеспечение федерального государственного надзора за соблюдением работодателями - юридическими и физическими лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (п. 25). Проверка, осуществляемая в целях исполнения государственной функции, не может проводиться, а начатая подлежит прекращению при отсутствии оснований для проведения проверки (п. 27). Основанием для начала административной процедуры организации и проведения внеплановых проверок, осуществляемых в целях обеспечения исполнения государственной функции, является издание руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) распоряжения на проведение внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, оформляемое в соответствии с типовой формой. В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 294-ФЗ проведение внеплановой проверки без распоряжения о ее проведении отнесено к грубым нарушениям требований законодательства (п. 67). Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, выполнение предписаний уполномоченных должностных лиц Роструда или его территориальных органов, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) ликвидации последствий причинения такого вреда. Во внеплановом порядке также проводятся проверки информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений, в результате которых возникла или может возникнуть угроза причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан (п. 68). В соответствии с требованиями части 7 статьи 360 Трудового кодекса РФ основаниями для проведения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов внеплановой проверки являются среди прочего поступление в Роструд или его территориальный орган информации от органов государственной власти (должностных лиц Роструда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор) информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников (п. 69). Оформление результатов внеплановых проверок осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориальных органов в порядке, установленном пунктами 59 - 63 Административного регламента (п. 83).
В соответствии с пунктами 59, 60 Административного регламента № 354н результаты проверки оформляется актом проверки. В соответствии с положениями части 3 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ к акту проверки прилагаются следующие связанные с результатами проверки документы или их копии: протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз; объяснения работников проверенного лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований; предписания об устранении выявленных нарушений; иные связанные с результатами проверки документы или их копии. При наличии оснований для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц, виновных в выявленных в ходе проверки нарушениях обязательных требований, протоколы об административных правонарушениях прилагаются к актам проверок только в тех случаях, когда в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении могло быть рассмотрено в установленные для проведения проверки сроки. В случаях, когда дело об административном правонарушении не могло быть рассмотрено в установленные для проведения проверки сроки, дело об административном правонарушении возбуждается и рассматривается по завершении проведения проверки и подписания акта проверки.
Таким образом, для возбуждения дела об административном правонарушении выявленные нарушения трудового законодательства должны быть отражены в акте проверки.
При этом порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами Роструда, территориальных органов Роструда положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также за принятием ими решений регламентировался разделом IV Административного регламента № 354н, пунктом 98 которого было установлено, что текущий контроль за надлежащим исполнением требований Административного регламента уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов осуществляется начальником Управления государственного надзора в сфере труда Роструда и его заместителями или руководителями территориальных органов Роструда и их заместителями соответственно.
Согласно пункту 14 Положения № 875 главным государственным инспекторам труда в субъектах Российской Федерации предоставлено право отменять решения, вынесенные государственными инспекторами труда с нарушениями требований к организации проверок и их проведению, установленных законодательством Российской Федерации.
Из вышеизложенным норм и установленных обстоятельств следует, что заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО1, осуществляя текущий контроль за деятельностью государственного инспектора труда ФИО2 при проведении ею проверки за соблюдением МУП «Автостоянка» установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, фактически провел проверку соблюдения МУП «Автостоянка» требований охраны труда, вне установленного порядка.
Ссылки ФИО1 на то, что им проводилась предварительная проверка, не требующая издания распоряжений, являются несостоятельными.
По смыслу части 3.2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ предварительная проверка поступившей информации проводится при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи.
В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Порядок проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями регламентирован статьей 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ.
В силу части 3.3 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.
Принимая во внимание, что у должностного лица ФИО1 имелись сведения о лице, допустившим нарушение требований охраны труда, а также, что по результатам проверки им составлен рапорт о привлечении юридического лица к ответственности, а не о назначении внеплановой проверки, оснований для вывода о проведении ФИО1 предварительной проверки не имеется.
Доводы жалобы о допущенных должностными лицами прокуратуры при возбуждении дела об административном правонарушении процессуальных нарушениях были предметом рассмотрения судьи Петропавловск-Камчатского городского суда и им дана надлежащая правовая оценка в состоявшемся судебном постановлении, оснований не согласиться с которой не нахожу.
Ссылки в жалобе на то, что по результатам проверки прокурором не составлен акт проверки, являются несостоятельными, поскольку пунктом 14 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на прокурора не возлагается обязанность составлять акт о проведении проверки при выявлении нарушений законодательства. Сведения о результатах проверки и выявленных нарушениях указываются в актах прокурорского реагирования.
При проверке дела не выявлено существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену или изменение постановления судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 ноября 2019 года оставить без изменения, а жалобу заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Камчатском крае ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Н.В. Гончарова