ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-131/2015 от 23.03.2015 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

 Судья Стех Н.Э.                          Дело № 7-131/2015

 РЕШЕНИЕ

 Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьев Владимир Александрович, с участием С.Ю.В., ее защитника Х.М.М., представителя ТУ Росфиннадзора в УР К.Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 23 марта 2015 года жалобу <данные изъяты> Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике С.Е.И. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении С.Ю.В.,

 УСТАНОВИЛ:

 постановлением <данные изъяты> Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ С.Ю.В. привлечена к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

 Данное постановление С.Ю.В. обжаловала в Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.

 Решением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено. Жалоба С.Ю.В. удовлетворена.

 <данные изъяты> Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике С.Е.И. подала жалобу в Верховный Суд Удмуртской Республики, в которой просит отменить решение судьи районного суда. В качестве оснований для отмены указывает на незаконность и необоснованность судебного решения.

 В судебном заседании представитель ТУ Росфиннадзора в УР, доводы жалобы поддержала в полном объеме.

 С.Ю.В. и ее защитник с жалобой не согласились.

 Из материалов дела следует, что в отношении Управления ФНС по УР специалистом ТУ Росфиннадзора в Удмуртской Республике Г.Т.А. проведена плановая проверка, в ходе которой проведен анализ использования Управлением ФНС по УР средств федерального бюджета в ДД.ММ.ГГГГ году.

 Проверкой установлено, что между Управлением ФНС по УР и Б.З.В. заключен договор оказания услуг по ежедневному предрейсовому медосмотру водителей от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, стоимость оказываемых услуг составляет <данные изъяты> руб. и по договору произведены оплата услуг и отчисления в государственные внебюджетные фонды в сумме <данные изъяты> руб.:

 - платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ № произведено перечисление вознаграждения по договору на лицевой счет получателя в сумме <данные изъяты> руб.;

 - платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ № произведено перечисление налога на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> руб.;

 - платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ № произведено перечисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование Отделению Пенсионного фонда России (ГУ) по Удмуртской Республике в сумме <данные изъяты> руб.;

 - платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ № произведено перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Отделению Пенсионного фонда России (ГУ) по Удмуртской Республике (на выплату страховой части)в сумме <данные изъяты> руб.;

 - платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ № произведено перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Отделению Пенсионного фонда России (ГУ) по Удмуртской Республике (на выплату накопительной части) в сумме <данные изъяты> руб.

 По данным отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на дату принятия к исполнению Управлением Федерального казначейства по Удмуртской Республике документов для оплаты денежных обязательств) в разделе 1.3 «Детализированные лимиты бюджетных обязательств» указаны доведенные лимиты бюджетных обязательств на <данные изъяты> года по КБК <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> руб., в разделе 1.5 «Неиспользованные детализированные лимиты бюджетных обязательств» указаны неиспользованные лимиты бюджетных обязательств на <данные изъяты> год по КБК <данные изъяты> в сумме – (-) <данные изъяты> руб., в разделе 2 «Операции с бюджетными средствами» в графе «Поставленные на учет бюджетные обязательства на <данные изъяты> года по КБК <данные изъяты> указана сумма принятых обязательств на сумму <данные изъяты> руб.

 По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на дату принятия к исполнению Управлением Федерального казначейства по Удмуртской Республике документов для оплаты денежных обязательств по договору от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>) по КБК <данные изъяты> свободный остаток лимитов бюджетных средств отсутствовал.

 Согласно постановления <данные изъяты> Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ событие административного правонарушения, вмененного С.Ю.В. состоит в том, что являясь <данные изъяты>, приняла к учету бюджетные обязательства путем подачи заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> на перечисление денежных средств Управлением ФНС по УР при отсутствии лимитов бюджетных обязательств по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (объем прав на принятие обязательств по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял (-) <данные изъяты> руб.), чем нарушила свои должностные обязанности по соблюдению бюджетного законодательства РФ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ.

 Приходя к выводу об отсутствии в действиях С.Ю.В. состава вмененного правонарушения и необходимости отмены принятого по делу постановления судья районного суда исходила из того, что бюджетные обязательства принимаются казенным учреждением путем заключения договоров. Таким образом, обязательство перед Б.З.В. на сумму <данные изъяты> рублей принято Управлением ФНС по УР в день заключения договора № – ДД.ММ.ГГГГ, однако на эту дату по коду КБК <данные изъяты> имелись неиспользованные детализированные лимиты бюджетных обязательств в сумме <данные изъяты> руб., то есть на день принятия Управлением ФНС по УР обязательств по договору № – ДД.ММ.ГГГГ принятое бюджетное обязательство не превышало утвержденные лимиты бюджетных обязательств.

 С указанными выводами следует согласиться.

 Кроме того, следует отметить следующее.

 Статьей 15.15.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.Объективную сторону данного правонарушения составляют действия должностного лица по принятию бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств.

 В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту – БК РФ) бюджетные обязательства это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

 Из содержания п. 3 ст. 219 БК РФ следует, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

 Таким образом, из буквального толкования приведенных норм следует, что моментом принятия бюджетного обязательства в рассматриваемом случае является момент заключения договора возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ между Федеральной налоговой службой по УР и Б.З.В.

 Приведенные в постановлении действия С.Ю.В., которые заключаются в подаче ей заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> на перечисление денежных средств Управлением ФНС по УР при отсутствии лимитов бюджетных обязательств по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, ввиду того, что составом данной статьи установлена ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств. Вместе с тем, принятие бюджетных обязательств получателем бюджетных средств было осуществлено ДД.ММ.ГГГГ, путем заключения договора возмездного оказания услуг № между Федеральной налоговой службой по УР в лице руководителя Г.Ю.Н. и Б.З.В.

 Кроме того, в соответствии с ч. 1,3 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" - ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, который, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

 В соответствии с требованиями ст. 6 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;

 распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

 В соответствии со ст. 306.1 БК РФ Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

 2. Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 3. Применение к участнику бюджетного процесса, указанному в пункте 1 настоящей статьи, бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

 Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

 В соответствии с должностным регламентом утвержденным руководителем Управления ФНС России по УР, С.Ю.В. как <данные изъяты> такими функциями не обладает.

 Как следует из материалов дела бюджетное обязательство принято уполномоченным лицом государственного органа, которым <данные изъяты> не является.

 Таким образом, изложенное исключает наличие в действиях С.Ю.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, в том числе её вину в содеянном, и является основанием для освобождения от административной ответственности, в связи с чем, решение судьи районного суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежат оставлению без изменения.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2-30.9 КоАП РФ, судья

 РЕШИЛ:

 решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу <данные изъяты> Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике <данные изъяты>. – без удовлетворения.

 Судья Верховного Суда

 Удмуртской Республики В.А. Соловьев

 копия верна судья В.А. Соловьев