ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-131/2016 от 29.04.2016 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Советский районный суд г.Махачкалы Дело № 7-131/2016

Судья Алиев М.Г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕШЕНИЕ

29 апреля 2016 года г.Махачкала

Судья Верховного Суда Республики Дагестан ФИО10, рассмотрев жалобу представителя гражданина Республики Азербайджан ФИО1 Гардаш оглы по ордеру - адвоката ФИО6 на постановление судьи Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

установила:

постановлением судьи Советского районного суда г.Махачкалы от 15 апреля 2016 года гражданин Республики Азербайджан ФИО1 Гардаш оглы признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Для обеспечения исполнения принятого по делу постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации ФИО11ФИО3 Гардаш оглы помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Дагестан, расположенное по адресу: г.Махачкала, <адрес>.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Дагестан, адвокат ФИО6, оспаривает событие административного правонарушения, отмечает, что соответствующий протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении ФИО7 отсутствует, просит постановление судьи отменить с прекращением производства по делу.

Выслушав объяснения адвоката ФИО6 в интересах ФИО1, проверив материалы дела об административном правонарушении в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, судья Верховного Суда Республики Дагестан приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст.2 ФЗ от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в России иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Согласно ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию России с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в России, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из России по истечении срока пребывания (проживания) в России, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию России, являются незаконно находящимися на территории России и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 (двух) тысяч до 5(пяти) тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом, <дата> в 11 часов 00 минут в ходе проведения внепланового проверочного мероприятия по адресу: г.Махачкала, <адрес>, в районе <адрес> установлен факт нахождения (пребывания) на территории Российской Федерации гражданина Республики Азербайджан ФИО1 Гардаш оглы с нарушением установленных правил въезда и выезда из Российской Федерации, выразившимся в уклонении от выезда по истечению определенного срока пребывания на территории Российской Федерации, то есть ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.

Судьей признано, что вина ФИО1 в совершении инкриминируемого правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от <дата> и объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (т.е. ФИО1).

Однако такой вывод нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Данные требования закона судьей первой инстанции не были выполнены.

При рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности, что закреплено пунктом 5 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ.

В ч.1 ст.25.1, ч.2 ст.24.2 КоАП РФ, в ст.51 Конституции РФ закреплены права лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении.

Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (ч.2 ст. 24.2 КоАП РФ).

В соответствии с ч.2 ст.25.10 КоАП РФ переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела должностным лицом УФМС России по РД, осуществляющим производство по делу – специалистом-экспертом ОИК УФМС России по РД ФИО8 в качестве переводчика по данному делу был привлечен гражданин Республики Азербайджан ФИО2ФИО2 оглы, поскольку ФИО1 не владеет русским языком (л.д.3).

Однако определение о назначении ФИО1 переводчика по рассматриваемому делу не вынесено, кроме того в протоколе об административном правонарушении отсутствует удостоверение верности перевода подписью самого переводчика ФИО9

Также в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о разъяснении судом первой инстанции ФИО1, являющемуся гражданином иностранного государства, его прав, предусмотренных ст.51 Конституции РФ, а также ст.ст.24.2 и 25.1 КоАП РФ, в том числе права на участие в судебном заседании защитника и переводчика, определение о назначении ФИО1 переводчика судьей не было вынесено, что свидетельствует о нарушении законных прав и интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Даже отсутствие ходатайства о привлечении переводчика не освобождало суд от обеспечения права ФИО1 на защиту, реализуемого посредством дачи пояснений на родном языке, поскольку в материалах дела имеются записи, свидетельствующие о том, что он (ФИО1) не владеет русским языком в той степени, которая бы позволила ему понимать происходящее в процессе рассмотрения дела судьей (с учетом юридических особенностей). Так, в протоколе об административном правонарушении отмечалось, что ФИО1 нуждается в услугах переводчика, так как русским языком не владеет на должном уровне (л.д.3).

Таким образом, судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые неустранимы и не могут быть восполнены в суде апелляционной инстанции.

Отмеченные обстоятельства не позволили судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу постановление судьи Советского районного суда г.Махачкалы от 15 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1 Гардаш оглы подлежащим отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в тот же суд. При этом учитывается то, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, не истек в данном конкретном случае.

В связи с отменой постановления судьи по вышеуказанным основаниям, суд второй инстанции не входит в обсуждение иных доводов жалобы, поскольку они подлежат обсуждению судьей районного суда при новом рассмотрении дела по существу.

Руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Дагестан

решила:

постановление судьи Советского районного суда г.Махачкалы от 15 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Азербайджан ФИО1 Гардаш оглы отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан ФИО10