ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1327/2021/21-566/2021 от 23.06.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Мухтарова И.А.

Дело № 7-1327/2021 / 21-566/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 23 июня 2021 г.

Судья Пермского краевого суда Алексеев А.А., рассмотрев жалобу защитника администрации городского округа "Город Губаха" А. на постановление начальника ОСП по г. Губахе и Гремячинску УФССП России по Пермскому краю от 12.03.2021, решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 12.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа "Город Губаха",

у с т а н о в и л:

постановлением начальника ОСП по г. Губахе и Гремячинску УФССП России по Пермскому краю от 12.03.2021 администрация городского округа «Город Губаха» привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Губахинского городского суда Пермского края от 12.04.2021 постановление о привлечении администрации к административной ответственности оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник А. просит решение судьи городского суда, постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что состав правонарушения, предусмотренного ст. 17.14 КоАП РФ характеризуется наличием прямого умысла на его совершение, то есть лицо должно осознавать противоправность своего действия, предвидеть наступление последствий, желать их наступления (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ). Должностное лицо обязано доказать, что должником совершены действия, направленные на уклонение от исполнения требований, либо имело место бездействие в целях его неисполнения при наличии реальной возможности для его исполнения в соответствии с требованиями законов и иных нормативных актов РФ. Администрацией г. Губаха составлен и утвержден комплекс мер («Дорожная карта») по исполнению решения суда. Ряд мероприятий может быть выполнен только в летний период, требуются значительные финансовые средства, следовательно, решение суда не может быть исполнено одномоментно. Администрация, исходя из финансовых возможностей бюджета, осуществляет мероприятия для исполнения решения суда. При вынесении постановления старший судебный пристав не учел, что у должника имелись объективные препятствия для исполнения требований, установленный срок недостаточен для исполнения требований судебного акта.

В судебном заседании в краевом суде защитник А., извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, участия не принимал, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Изучив доводы жалобы, материалы дела по жалобе, материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, за исключением нарушения, предусмотренного статьей 17.17 названного Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах.

В силу частей 1, 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю от 11.11.2014 в отношении Администрации городского округа «Город Губаха» возбуждено исполнительное производство **-ИП. (в настоящее время **-ИП). Должником по исполнительному производству является Администрация городского округа «Город Губаха». Предмет исполнения: в срок до 01.09.2014 организовать водоотведение сточных ливневых вод на территории городского округа «Город Губаха», получить решение о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных ливневых вод.

До настоящего время, решение суда от 29.07.2014 года в полном объеме не исполнено.

01.10.2015 судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с должника Администрации городского округа «Город Губаха» исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

18.02.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю вынесено требование в срок до 26.02.2021 организовать водоотведение сточных ливневых вод на территории городского округа «Город Губаха», получить решение о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных ливневых вод.

03.03.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю Ш. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому Администрация городского округа «Город Губаха», являясь должником по исполнительному производству **-ИП, возбужденному 11.11.2014 на основании решения Губахинского городского суда Пермского края от 29.07.2014, вступившего в законную силу 20.10.2014 – исполнительный лист **, не выполнила законные требования судебного пристава-исполнителя от 18.02.2021, а именно в срок до 26.02.2021 не организовала водоотведение сточных ливневых вод на территории городского округа «Город Губаха», не получила решение о предоставлении водных объектов в пользования для сброса сточных ливневых вод. Документы, подтверждающие исполнение указанных требований судебному приставу-исполнителю не предоставила. Тем самым Администрация городского округа «Город Губаха» не выполнила законные требования судебного пристава-исполнителя, не предоставив необходимых документов об исполнении решения Губахинского городского суда Пермского края.

12.03.2021 постановлением начальника ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю Администрация городского округа «Город Губаха» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ с назначением административного наказания.

Совершения административного правонарушения Администрацией Губахинского городского округа Пермского края объективно подтверждается имеющимися в деле доказательствами: постановлением о возбуждении исполнительного производства от 11.11.2014; требованием судебного пристава-исполнителя; актом совершения исполнительных действий от 03.03.2021; пояснениями защитника А. от 03.03.2021 и 12.03.2021; протоколом об административном правонарушении от 03.03.2021, а также материалами исполнительного производства **-ИП.

Ссылка заявителя на невозможность исполнения требования судебного пристава в установленный в нем срок, основанием для освобождения заявителя от административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения не является.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов настоящего дела следует, что требование было выдано Администрации Губахинского городского округа Пермского края заблаговременно 18.02.2021, срок его исполнения установлен до 26.02.2021. При этом, по содержанию требование судебного пристава-исполнителя совпадает с предметом исполнительного производства, общий срок неисполнения решения суда составляет более шести лет. Исходя из этого, у должника имелся достаточный срок для исполнения требования судебного пристава-исполнителя.

Заявителем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих, что юридическое лицо предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований судебного пристава-исполнителя и недопущению совершения административного правонарушения, а также того, что требование судебного пристава-исполнителя могло быть исполнено должником в иной разумный срок.

Выполнение отдельных действий, направленных на исполнение судебного акта и требования судебного пристава-исполнителя (организация водоотводной канавы силами МУП «Водоканал» и проведение части изысканий для подготовки проекта) явно недостаточно для признания требования исполненным. Не проведены в полном объеме даже действия, необходимые для подготовки проектной документации по организации водоотведения сточных ливневых вод на территории городского округа.

Довод жалобы об отсутствии у Администрации Губахинского городского округа Пермского края денежных средств на исполнение требований исполнительного документа правового значения для оценки исполнимости требований неимущественного характера не имеет. Доказательств объективной невозможности исполнения судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок заявителем не представлено.

Вместе с тем, квалифицируя действия Администрации Губахинского городского округа Пермского края по части 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья пришли к необоснованному выводу, что должник не выполняет законное требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении документов.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления судов, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Как указано в пункте 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.

В соответствии со ст. 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Статьей 6 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные названным Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Как следует из дела об административном правонарушении, в требовании от 18.02.2021 судебный пристав-исполнитель не требует от должника предоставить какие-либо документы на основании части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, а требует в срок до 26.02.2021 организовать водоотведение сточных ливневых вод на территории городского округа «Город Губаха», получить решение о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных ливневых вод. Таким образом, в требовании судебного пристава-исполнителя дословно воспроизводится требование исполнительного документа.

Из материалов исполнительного производства следует, что 01.10.2015 судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с должника Администрации городского округа «Город Губаха» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

С учетом содержания требования судебного пристава-исполнителя, фактически Администрация привлечена к ответственности за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что образует событие правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

С учетом изложенного, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судебным приставом-исполнителем допущена неправильная квалификация правонарушения, что не было учтено судьей районного суда при вынесении решения.

Административное наказание, назначенное Администрации Губахинского городского округа Пермского края, соответствует минимальному размеру штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат изменению в виду переквалификации деяния Администрации Губахинского городского округа Пермского края с части 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление начальника ОСП по г. Губахе и Гремячинску УФССП России по Пермскому краю от 12.03.2021 и решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 12.04.2021, вынесенные в отношении Администрации Губахинского городского округа Пермского края изменить: переквалифицировать деяние с части 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 17.15 названного Кодекса, назначив административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.

В остальной части указанные постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставить без изменения, жалобу защитника администрации городского округа «Город Губаха» А. - без удовлетворения.

Судья (подпись)